Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время
В современном представлении производственная физическая культура – это система целенаправленного использования форм и средств физической культуры, обусловленная особенностями влияния на человека характера, условий и организации труда. Она прямо взаимосвязана с производственной деятельностью, но проводится как в режиме труда, так и во внерабочее время. В настоящее время производственная физическая культура рассматривается как элемент научной организации труда, направленный на улучшение условий труда и отдыха рабочих и служащих, как один из факторов повышения культуры труда и производства в целом. Цель производственной физической культуры – способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда рабочих служащих.
Каждый вид производственной физической культуры имеет свои формы занятий физическими упражнениями, но нередко в рамках одной формы производственной физической культуры можно решать и решаются одновременно многие задачи. Так, например, выполнение производственной гимнастики способствует не только оптимизации текущей работоспособности, но и профилактике профессиональных заболеваний.
Выбор содержания производственной физической культуры зависит от многих факторов. Принципиально важным условием, определяющим специфику производственной физической культуры, являются особенности характера и содержания труда. Чем более тяжел труд, тем меньше должна быть дозировка общей нагрузки занятий с целью восстановления работоспособности трудящихся в процессе труда и после его окончания. Если труд рабочих характеризуется значительными физическими усилиями, в комплексы производственной гимнастики и систему восстановительных мероприятий после работы включаются упражнения на расслабление мышц. Такого рода упражнения способствуют более быстрому и полному отдыху, снижают физическую нагрузку на организм
Билет № 32
Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм
Гипокинезия – состояние организма обусловленное недостаточностью двигательной активности, что может способствовать развитию гиподинамии, характеризующейся совокупностью отрицательных морфо-функциональных изменений в организме (атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса и т.д.) вследствие длительной гипокинезии. В итоге снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам, уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость к силовым показателям.
Наиболее устойчивы к развитию гиподинамии мышцы шеи и спины, наименее устойчивы мышцы живота, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания и пищеварения.
При гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердии, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капилярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей). Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это сопровождается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений.
Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности
Основные показатели физической нагрузки – объем и интенсивность (длина преодолеваемых отрезков и число повторений упражнений, их длительность и характер отдыха).
Объем физической нагрузки определяется числом упражнений, выполненных за единицу времени (занятие, неделю, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: в числе пройденных километров (лыжные гонки, бег, плавание) – циклические упражнения и в часах – ациклические упражнения.
Интенсивность физической нагрузки – это объем физических упражнений, выполненных с определенной скоростью, т.е. путь, пройденный в единицу времени с определенной мощностью, при определенной плотности занятий. Интенсивность нагрузки связана с напряжением усилий занимающегося при выполнении упражнений. Показателями ее могут служить частота сердечных сокращений (ЧСС), скорость передвижения спортсмена, выраженная в процентах от соревновательной скорости, и содержание лактата в крови. Интенсивность нагрузки выражается абсолютными и относительными показателями. Абсолютные показатели – это физические единицы измерения (м/с, км/ч, частота движения), относительные – скорость в % от соревновательной, с которой занимающийся проходит определенный отрезок или всю дистанцию.
Зависимость ЧСС от возраста можно определить по формуле:
ЧСС (максимальная) = 220 – возраст (в годах).
Физиологическое влияние интенсивности нагрузки характеризуется изменением показателей деятельности ведущих систем организма: ЧСС (уд/мин), потребление кислорода (мл/мин/кг) и др. При проведении учебно-тренировочных занятий со студентами для оценки величины нагрузки можно воспользоваться формулой, предложенной В.С. Фоминым:
К= (ЧСС после бега – ЧСС через 10 мин)/( ЧСС после бега – ЧСС исходная)*100%
где К – коэффициент восстановления, иначе скорость восстановления пульса к 10-й минуте после бега; ЧСС после бега – величина пульса сразу после бега, подсчитывается за 10 с сразу после преодоления дистанции или физической нагрузки; ЧСС через 10 мин – величина пульса через 10 мин после бега или выполненной физической нагрузки; ЧСС исходная – величина пульса до занятия. Рассчитывая коэффициент восстановления К, можно планировать беговую нагрузку (длину дистанции и скорость бега) или другую физическую тренировочную нагрузку. Один из компонентов нагрузки можно увеличить, если К составляет менее 80 %.
Методические основы ПФК
Методические основы производственной физической культуры были заложены в 20-е годы ХХ века. Предпосылками для ее рациональной организации явились работы русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Так, И.М. Сеченовым было доказано, что активный отдых или двигательные переключения способствуют более полноценному восстановлению сил организма, нежели пассивный отдых. При этом происходит более глубокое торможение (отдых) утомленных нервных центров (время работы) с последующей активизацией их восстановления, то есть работоспособности, и даже «сверхвосстановлением» их функций.
Важной составляющей методических основ ПФК являются результаты работ С.А. Косилова, установившего, что в процессе обучения приемам труда и их совершенствования развивается сложная система рефлексов, образующая рабочий динамический стереотип (РДС), его называют еще интегральным образом рабочих действий. Он направлен на решение трудовой задачи и подкрепляется положительным конечным результатом.
В зависимости от характера труда методика будет иметь различные по направленности характеристики (контрасты):
а) в случаях высокой физической нагрузки в труде она уменьшается при отдыхе и наоборот;
б) если в трудовой деятельности включены большие группы мышц, то на занятиях ПФК создаются условия для их разгрузки и наоборот;
в) при большом нервно-эмоциональном напряжении в труде, то в занятиях ПФК такое напряжение, по возможности, уменьшается.
Билет № 33