Периоды культуры развития Древней Греции

Для мировой культуры огромную роль сыграло культурное наследие античных государств. Все народы Европы испытали влияние античной литературы, искусства, философии, религиозных, политических и юридических взглядов. Само понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения – так итальянские гуманисты называли греко-римскую культуру.

Произведения Древней Греции и Древнего Рима в области литературы и искусства принято называть классическими.

Гегель в «философии истории», переходя к вопросу о классическом мире, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, «потому что мы находимся в сфере духа… Подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать, прежде всего, в Греции».

Гегель отнюдь не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и в настоящее время. И сегодня их достижения в области искусства, науки и философии не только понятны нам, но и продолжают нас волновать. К.Маркс писал: «Они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом… Условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова». Классическое образование в Европе всегда предполагало знание достижений античности.

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской культуры? Ответ просто: потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения европейской цивилизации. Если мы бросим ретроспективный взгляд на европейскую культуру, то легко заметим, что исходным пунктом является именно Древняя Греция. О культуре Эллады можно сказать, что она содержала в себе в зародышевом состоянии все последующие достижения европейской культуры.

Выделяют следующие периоды культурного развития Древней Греции:

· Крито-микенский период (3-2 тыс. до н.э.)

· Гомеровский период (11-8 вв. до н.э.)

· Архаический период (8-6 вв. до н.э.)

· Классический период (480-323 до н.э.) подразделяется на эпоху расцвета (5 в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса (4 в. до н.э.)

· Эллинистический период (4-1 вв. до н.э.)

Крито-микенский период

Центрами крито-микенской цивилизации были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Критскую культуру еще называют по имени царя Крита Миноса – минойской. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов. В нач. 20 в. английским археологом Артуром Эвансом был открыт первый из критских дворцов – Кносский, который являлся дворцом Миноса. Он имел сотни помещений, коридоров, лестниц и пристроек. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре – чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка которых отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.

В нем почти не было окон: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстие в крыше. Такое устройство здания спасало находившихся в нем от изнурительной жары летом и холодных ветров зимой.

Царский дворик выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Среди памятников, дошедших до нас, следует отметить фрески, бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Цари Крита создали сильнейший военный флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всем Эгейском море, совершали плавания к берегам Египта, Финикии. На Крите были найдены глиняные таблички с письменами. Но эти надписи пока не разгаданы, и критская цивилизация остается одной из самых таинственных в истории человечества.

Но в сер. 15 в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера недалеко от Крита (современный остров Санторин).

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветала микенская культура. Тесно связанная с древними культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры – шахтные гробницы в Микенах (полуостров Пелопонесс), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Основными центрами микенской культуры, как и на Крите, были дворцы. В отличие от критских, все дворцы были укреплены. Их стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение их одноглазым великанам – циклопам. С приходом северобалканских племен – дорийцев, крито-микенская цивилизация прекращает свое существование.

Гомеровский период

Этот период (11-9 вв. до н.э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. В его поэмах отражена жизнь общ-ва с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской эпохе. Герои Гомера – цари и представители знати.

До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основным строительным материалом было дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общ-ва в архаическую и классическую эпоху.

Наши рекомендации