Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра
Понятие "производственная физическая культура (ПФК)", ее цели и задачи. Методические основы производственной физической культуры. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время. Производственная гимнастика - вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микро пауза активного отдыха. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня. Физическая культура и спорт в свободное время бакалавра: утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов. Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
Приложение 2 .
Дополнительная примерная тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения
1. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).
2. Проведение студентами тематической беседы по физической культуре и спорту по заданной тематике.
3. Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.
4. Питание и контроль массы тела при различной двигательной активности.
5. Основные положения методики закаливания.
6. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.
7. Физическое состояние и сексуальность.
8. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.
9. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.
10. Ведение личного дневника самоконтроля.
11. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.
12. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.
13. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.
Приложение 3.
Примерные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Девушки
Тесты | Оценка в очках | ||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «1» | |
Бег 3000 м (мин,сек) | 19.00 | 20.15 | 21.00 | 22.00 | 22.30 |
Бег на лыжах 3 км (мин,сек) | 18.00 | 18.30 | 19.30 | 20.00 | 21.00 |
Бег на лыжах 5 км (мин,сек) | 31.00 | 32.30 | 34.15 | 36.40 | 38.б/вр |
Плавание 50 м (мин,сек) | 54.0 | 1.03 | 1.14 | 1.24 | б/вр |
Плавание 100 м (мин,сек) | 2.15 | 2.40 | 3.05 | 3.35 | 4.10 |
Прыжки в длину | |||||
Прыжки в высоту с разбега (см) | |||||
Профессионально-прикладная подготовка | Упражнения и тесты разрабатываются преподавателями факультетов кафедры с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования |
Юноши
Тесты | Оценка в очках | ||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «1» | |
Бег 5000 м (мин,сек) | 21.30 | 22.30 | 23.30 | 24.50 | 25.40 |
Бег на лыжах 5 км (мин,сек) | 23.50 | 25.00 | 26.25 | 27.45 | 28.30 |
Бег на лыжах 10 км (мин,сек) | 50.00 | 52.00 | 55.00 | 58.00 | б/вр |
Плавание 50 м (мин,сек) | 40.0. | 44.0 | 48,0 | 57.0 | б/вр |
Плавание 100 м (мин,сек) | 1.40 | 1.50 | 2.00 | 2.15 | 2.30 |
Прыжки в длину | |||||
Прыжки в высоту с разбега (см) | |||||
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) | |||||
Силой переворот в упор на перекладине (кол-во раз) | |||||
Професси-онально-прикладная подготовка | Упражнения и тесты разрабатываются преподавателями факультетов кафедры с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования |
Приложение 4.
Обязательные тесты определения физической подготовленности для студентов подготовительной группы
Девушки
№ | Тесты | «5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
1. | Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз) | |||||
2. | Прыжки в длину с места (см.) | |||||
3. | Приседания на одной ноге, опора о стену (кол-во раз на каждой) |
Юноши
1. | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | |||||
2. | Прыжки в длину с места (см) | |||||
3. | Поднимание ног в висе до касания перекладины (кол-во раз) |
Приложение 5.
Обязательные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов специальной медицинской группы
(оценка в очках)
Девушки
№ | Тесты | «5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
Подтягивание на низкой перекладине (кол-во. раз) | ||||||
Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине руки за головой (кол-во. раз) | ||||||
Прыжки в длину с места (см) |
Юноши
№ | Тесты | «5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
Подтягивание на перекладине (кол-во. раз) | ||||||
Угол (кол.-во раз) | ||||||
Прыжки в длину с места (см) |
Приложение 6.
Примерные контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения
(юноши и девушки)*
1. Бег 100 м.
2. Бег: юноши - 3 км, девушки - 2 км (без учета времени).
3. Тест Купера (12- минутное передвижение).
4. Плавание 10 минут
5. Бег на лыжах: юноши - 3 км, девушки - 2 км (без учета времени).
6. Упражнения с мячом.
7. Упражнения на гибкость.
8. Упражнения со скакалкой.
Приложение 7.
Темы рефератов для студентов временно освобожденных от практических занятий по физической культуре
1 курс / 1семестр
1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.
2. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.
3. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).
4.Теория 1,2 тема.
1курс/2семестр
1. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе).
2 Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры ( с указанием примерной дозировки).
3.Теория 3,4 тема.
2 курс / 3 семестр/
1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижения на лыжах, плавание).
2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их коррекции.
3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).
4. Основы методики самомассажа.
5.Теория 5,6 тема.
2 курс /4 семестр/
1. Методика корригирующей гимнастики для глаз.
2. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
3. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
4.. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.)
5.. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональная проба).
6. Теория 7,8 тема
3 курс / 5 семестр/.
1. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
2. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).
3.. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.
4. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.
5. Теория 9,10 тема.
3 курс /6 семестр/
1.. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
4. Методика поведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
5.Теория 11 тема.