Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра

Понятие "производственная физическая культура (ПФК)", ее цели и задачи. Методические основы производственной физической культуры. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время. Производственная гимнастика - вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микро пауза активного отдыха. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня. Физическая культура и спорт в свободное время бакалавра: утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.

Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов. Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

Приложение 2 .

Дополнительная примерная тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения

1. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).

2. Проведение студентами тематической беседы по физической культуре и спорту по заданной тематике.

3. Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.

4. Питание и контроль массы тела при различной двигательной активности.

5. Основные положения методики закаливания.

6. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.

7. Физическое состояние и сексуальность.

8. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.

9. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.

10. Ведение личного дневника самоконтроля.

11. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.

12. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.

13. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.

Приложение 3.

Примерные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Девушки

Тесты Оценка в очках
«5» «4» «3» «2» «1»
Бег 3000 м (мин,сек) 19.00 20.15 21.00 22.00 22.30
Бег на лыжах 3 км (мин,сек) 18.00 18.30 19.30 20.00 21.00
Бег на лыжах 5 км (мин,сек) 31.00 32.30 34.15 36.40 38.б/вр
Плавание 50 м (мин,сек) 54.0 1.03 1.14 1.24 б/вр
Плавание 100 м (мин,сек) 2.15 2.40 3.05 3.35 4.10
Прыжки в длину
Прыжки в высоту с разбега (см)
Профессионально-прикладная подготовка Упражнения и тесты разрабатываются преподавателями факультетов кафедры с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования

Юноши

Тесты Оценка в очках
«5» «4» «3» «2» «1»
Бег 5000 м (мин,сек) 21.30 22.30 23.30 24.50 25.40
Бег на лыжах 5 км (мин,сек) 23.50 25.00 26.25 27.45 28.30
Бег на лыжах 10 км (мин,сек) 50.00 52.00 55.00 58.00 б/вр
Плавание 50 м (мин,сек) 40.0. 44.0 48,0 57.0 б/вр
Плавание 100 м (мин,сек) 1.40 1.50 2.00 2.15 2.30
Прыжки в длину
Прыжки в высоту с разбега (см)
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз)
Силой переворот в упор на перекладине (кол-во раз)
Професси-онально-прикладная подготовка Упражнения и тесты разрабатываются преподавателями факультетов кафедры с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования

Приложение 4.

Обязательные тесты определения физической подготовленности для студентов подготовительной группы

Девушки

Тесты «5» «4» «3» «2» «1»
1. Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз)
2. Прыжки в длину с места (см.)
3. Приседания на одной ноге, опора о стену (кол-во раз на каждой)

Юноши



1. Подтягивание на перекладине (кол-во раз)
2. Прыжки в длину с места (см)
3. Поднимание ног в висе до касания перекладины (кол-во раз)

Приложение 5.

Обязательные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов специальной медицинской группы

(оценка в очках)

Девушки

Тесты «5» «4» «3» «2» «1»
Подтягивание на низкой перекладине (кол-во. раз)
Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине руки за головой (кол-во. раз)
Прыжки в длину с места (см)

Юноши

Тесты «5» «4» «3» «2» «1»
  Подтягивание на перекладине (кол-во. раз)
Угол (кол.-во раз)
Прыжки в длину с места (см)

Приложение 6.

Примерные контрольные упражнения для оценки физической подготовленности студентов специального учебного отделения

(юноши и девушки)*

1. Бег 100 м.

2. Бег: юноши - 3 км, девушки - 2 км (без учета времени).

3. Тест Купера (12- минутное передвижение).

4. Плавание 10 минут

5. Бег на лыжах: юноши - 3 км, девушки - 2 км (без учета времени).

6. Упражнения с мячом.

7. Упражнения на гибкость.

8. Упражнения со скакалкой.

Приложение 7.

Темы рефератов для студентов временно освобожденных от практических занятий по физической культуре

1 курс / 1семестр

1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.

2. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.

3. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).

4.Теория 1,2 тема.

1курс/2семестр

1. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе).

2 Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры ( с указанием примерной дозировки).

3.Теория 3,4 тема.

2 курс / 3 семестр/

1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижения на лыжах, плавание).

2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их коррекции.

3. Методика составления индивидуальных программ физического самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.).

4. Основы методики самомассажа.

5.Теория 5,6 тема.

2 курс /4 семестр/

1. Методика корригирующей гимнастики для глаз.

2. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.

3. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.

4.. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.)

5.. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональная проба).

6. Теория 7,8 тема

3 курс / 5 семестр/.

1. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

2. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

3.. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств.

4. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

5. Теория 9,10 тема.

3 курс /6 семестр/

1.. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

4. Методика поведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

5.Теория 11 тема.

Наши рекомендации