Тема: Значение правильного питания для растущего организма. Уход за зубами
Цели: познакомить учащихся с органами пищеварения, их значением в организме человека, формировать представление о правильном питании как важном компоненте ЗОЖ, закрепить знания о правильном питании, полученные во втором классе; создать условия для воспитания желания правильно питаться, содействовать осознанию вреда алкоголя для растущего организма и пониманию красоты человека, ведущего ЗОЖ; развивать умения отказа в опасных для здоровья ситуациях, а также коммуникативных умений, умения готовить сообщения на основе текста.
Ход урока
Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания в форме устного фронтального и индивидуального опроса. Примерные вопросы и задания для контроля знаний и умений: Назовите органы дыхания. Расскажите, почему такое важное значение для дыхания имеет нос. Какое значение для дыхания имеют легкие? Расскажите, какие правила гигиены дыхания нужно соблюдать, чтобы дышать чистым воздухом. Как загрязненный воздух влияет на здоровье человека? Какое влияние на здоровье оказывает курение? Почему курение мешает умственному труду? Как вы думаете, почему курящий человек не может долго заниматься физическим трудом, не любит физкультуру?
Задания на карточках для индивидуального опроса
Карточка 1.
Как поступишь ты в следующей ситуации: Ты идешь со школы домой. Возле твоего дома ты встречаешь парня, который живет в одном доме с тобой, но учиться в старших классах. Он предлагает тебе попробовать сигарету. Считаешь ли ты, что курение – это отравление организма? Почему?
Карточка 2.
Ты стоишь на автобусной остановке. Рядом с тобой курят два незнакомых мужчины. Как поступишь ты? Почему?
Карточка 3.
У вас дома праздник, много гостей. В комнате, где вы находитесь, несколько человек закурили. Как поступите вы? Почему?
Карточка 4.
Назовите, известные вам правила здорового образа жизни.
Сообщение темы и целей урока.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала можно начать с вводной беседы: Без чего человек не может жить? (Без воды, без воздуха, без пищи) Что почти каждый человек любит делать каждый день и не один раз? Как вы уже догадались, речь на уроке сегодня пойдет о питании человека. На уроке мы познакомимся с органами пищеварения, их значением в нашем организме. Узнаем, для чего человек ест и что такое правильное питание. Сначала давайте ответим на вопрос, зачем человек ест? Учитель обобщает, уточняет и дополняет ответы учащихся: еда является для нашего организма строительным материалом, т.е. наше тело строиться из пищи. В зависимости от того, сколько и что человек ест во многом зависит его рост, масса. Пища нам дает энергию, силу, с помощью которой работают мышцы тела, сокращается сердце. Вспомните свой личный опыт, когда после продолжительной работы, вы покушаете, немного отдохнете, и усталость как рукой снимается. Ваш организм получает новую порцию энергию. Одни продуты дают нам больше строительного материала, другие – энергию.
Что же происходит с пищей в нашем организме? Что такое правильное питание? На эти и другие вопросы ответим после работы в микрогруппах (по методике «Обучение сверстников»).
Задание 1-й микрогруппе:
1. Прочитайте текст на стр. 126 учебника (первый абзац).
2. Подготовьте сообщение «Путь пищи в нашем организме». Для подготовки сообщения используйте таблицу «Органы пищеварения» и план: 1. Превращения пищи в ротовой полости. 2. Пища в пищеводе, желудке. 3. Пища в кишечнике.
Задания классу после сообщения первой группы (на развитие умения слушать и слышать): Где происходит переваривание пищи? Где происходит всасывание пищи? Куда попадают питательные вещества из кишечника?
Задания 2-й и 3-й микрогруппам:
1. Прочитайте текст на стр.127 учебника (начиная со второго абзаца).
2. Установите правила правильного питания, о которых речь идет в тексте.
Задания классу после сообщения групп: Почему пища должна быть разнообразной? Почему в питании должны быть обязательно овощи и фрукты? (В них содержаться не только витамины, но и минеральные вещества, например, калий, необходимый для работы сердца; кальций – нужен для укрепления костей, работы нервной системы и т.п. Врачи говорят, что съеденная каждый день одна морковка предохраняет человека от опасного заболевания – рака). Рассмотрите плакат и скажите, какая пища полезная? Какая вредная? Какие продукты мы можем есть изредка, в ограниченном количестве?
Прочитайте правила на стр. учебника 126-127 . Дополните правила правильного питания.
Задание 4-й микрогруппе:
1. Прочитайте текст «Уход за зубами».
2. Подготовьте сообщение о том, как правильно чистить зубы. Продемонстрируйте, как правильно чистить зубы всему классу.
Задания классу после сообщения групп: Когда нужно чистить зубы? (После завтрака и перед сном). Знаете ли вы, какая паста полезная? (С содержанием фтора, необходимого для зубов). Как сохранить зубы здоровыми?
Задание 5-й микрогруппе:
1. Прочитайте текст «О вреде алкоголя».
2. Подготовьте сообщение о вреде алкоголя для организма человека.
Задания классу после сообщения групп: Для каких органов особенно вреден алкоголь? Почему? Что доказывает, что алкоголи сильнейший яд, особенно для детей? Приятно ли выглядит пьяный человек? Почему? Что сделаете вы, если вам кто-то из взрослых или подростков предложит алкоголь? Какие способы отказа вы знаете?
5. Подведение итогов: Что нового узнали на уроке (в форме «Цепочки знаний»)? Что запишем на листе «Азбука здоровья»: правильное питание.А что можем дописать в выражении «отказ от вредных привычек: курение, …»? (Алкоголя).Учитель благодарит учащихся за старание, успешную совместную работу.
6. Домашнее задание: прочитать тексты на стр. … учебника, подготовить сообщение о правилах правильного питания, ухода за зубами. Ответить на вопросы под рубрикой «Проверь себя». Для желающих: нарисовать человека, который много пьет или написать минисочинение «Если бы люди не пили…».