Европа на пути от СВ к Новому времени. Зарождение капитализма. Переход к индустриальной цивилизации.

Но­вое время - период, пришедший на смену СВ, и охватывает XVI - нач XXв. Если в СВ сложи­лась только раннефеодальная цивилизация, то в период Нового времени возникла, развилась и завершилась позднефеодальная, или прединдустриальная цивилизация, а также зародилась и прошла этап расцвета индустри­альная.

Начало Нового времени (ХУ1-ХУ1И вв.) ознаменовалось возвыше­нием Западного мира и упадком восточных цивилизаций. Причины этого:

1. результаты великих географических от­крытий (середина XV - середина XVII вв.): открытие Центральной и Южной Америки. (Х.Колумб, А. Веспуччи), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама), первое кругосветное плавание (Ф.Магеллан) и др. С открытием новых терри­торий для ведущих европейских государств появились дополнитель­ные источники первоначального накопления капитала. Некоторые за­падноевропейские государства становятся колониальными империя­ми. Одновременно с этими процессами многие локальные цивилизации Востока и Америки на столетия были отброшены на периферию прогресса.

2.Возрождение и Реформация. Возрождение-­ культурно-миро- воззренческое движения, которое зародилось в Италии в XIV в. и на протяжении Х\/-Х\/1 вв. распространилось на все страны Запад­ной и Центральной Европы. Важную роль в становлении и развитии нового типа цивилизации сыграла также Реформация. Реформация- широкое общественно-политическое и религиозное движение, которое имело своей основой антифеодальный характер и принимало форму борьбы против католической церкви. Реформация положила начало новому направлению в христианстве – протестантизму. Но с сер XVI в. католическая церковь попыталась противостоять Реформации. Развернулась Контрреформация, которая привела к подавлению протестантизма на некоторой части Зап. Европы. Однако про- тестантизм утвердился на зна­чительной территории Европы. Под его влиянием формировался но­вый тип личности, с новой системой ценностей, новой, более про­стой, организацией религиозной жизни и новой трудовой этикой. Это содействовало развитию предпринимательства и рыночных отноше­ний, развитию новых буржуазных отношений, то есть зарождению капитализма. Отличия капитализма и индустриального общества:

- становление капитализма произошло еще в период прединдуст- риальной цивилизации;

-индустриальное же общество охватывало период расцвета и упадка капитализма. Капитализм создал систему машин, машинный характер производства наложил отпечаток на все сферы жизни об­щества - экономические, социальные и политические отношения Уже на фазе упадка прединдустриальной цивилизации и переход­ного периода к новой резко увеличились темпы прироста населения и сократились возможности удовлетворить его потребности на огра­ниченной базе мануфактурного производства. Поэтому объективной необходимостью стал переворот в самом способе производства. Что и вело к развитию индустриального общества.

3. рост научных и технических открытий («великая научная револю­ция»). «Великая научная революция» привела к новым открытиям: переворот в астрономии, осуществленный Коперником, Кепле­ром, Галилеем, и завершившийся разработкой небесной механики Ньютона; создание доменного производства, которое стало основой чер­ной металлургии, и др.

23.Эпоха Просвещения. Влияние Просвещения на культуру Беларуси. В каждой стране оно имело свои особенности, которые соответствова­ли уровню развития общества и социально-экономических отноше­ний. особенности:

1. В Бел. Просвещение, как антифеодальная и буржуазная по своей сущности идеология, получило распространение несколько позже, чем в Голландии, Англии, Франции: во 2й половине XVIII - начале XIX вв. Хотя и на этапе раннего Просвещения (в 40-е гг.) против консервативных сил в Беларуси выступали такие просветители-реформаторы, как Антоний Тызенгауз, Матей Бутримович, а наиболее ранние истоки белорусского Просвещения идут от творчества прогрессивных мыслителей конца XVII - начала XVIII вв. Симеона Полоцкого, Ильи Копиевича, Казими­ра Лыщинского.

2.но­сителями просветительских идей в связи со слабым по сравнению с западными государствами развитием буржуазных отношений высту­пала не буржуазия, а шляхта и даже духовенство (Г. Канисский, Ф.Прокопович).

3. сосредо­точенность на отражении не политических, а бытовых и этнических условий жизни классов и социальных групп своего края, проблемы автономности и отношений с РП и Россией, бе­режного сохранения духовного наследия прошлого, толерантного сосуществования разных пластов национальной культуры

В последнюю треть XVIII в. общеполитический подъем охватил местную шляхту и горожан, что содействовало распространению демократических идеалов, борьбе против феодально-аристократической и католической реакции. На смену суеверности приходил культ разума.

Распростроняла идеи Просвещения образовательная комиссия - учреждения по руково­дству народным образованием в Речи Посполитой (первое подобного рода учреждение в Европе). Образовательная комиссия осуществля­ла контроль над Главной школой ВКЛ (позже - Виленский универси­тет), открыла окружные школы в Бресте, Гродно и Новогрудке

С идеологией Просвещения в Беларуси в начале XIX в. были тес­но связаны филоматы и филореты - члены «Товарищества филоматов» (любители науки, тайная организация в Виленском универси­тете) и «Товарищества филоретов» (любители благотворительности, тайная организация в Полоцком высшем духовном училище). Глав­ное место в своей деятельности они отводили пропаганде среди мо­лодежи идей равенства и свободы, критике самодержавия и ликви­дации крепостного права в России.

19. Возрождение и Реформация. Видные деятели Возр. и Реф. в Бел. Возрождение-­ культурно-мировоззренческое движения, которое заро- дилось в Италии в XIV в. и на протяжении Х\/-Х\/1 вв. распространилось на все страны Запад­ной и Центральной Европы.

Представители: архитекторы Альберти, Браманте, Палладио (Ита- лия), Леско, Делорм (Франция); художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан (Италия), Брейгель (Нидерланды), Дюрер (Германия), Фуке, Гужон, Клуэ (Франция). Ли­тература: Петрарка, Дж. Боккаччо, трактат «Похвала глупости» Э.Роттер- дамкого, М.Монтени, В.Шекспир и др. Определяющие черты Возрождения -светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззре­ние, обращение к лучшему из ценностей и идеалов античности. Ведущие деятели культуры этого времени стремились не только сохранить наследие средневековья и возродить лучшее из античности, но и утвердить как главенствующую в системе ценностей идею гуманизма В литературе, живописи, скульптуре этого периода отражается образ человека с его земными желаниями, в гармонии духовной и физической красоты. Характерной чертой является антицерковная на­правленность, которая заключалась в том, что центральной фигу­рой мироздания считался не Бог, а человек.

Реформация - широкое общественно-политическое и религиозное движение, которое имело своей основой антифеодальный характер и принимало форму борьбы против католической церкви. Основные направления Реформации: бюргерско-буржуазное (М.Лютер, Ж.Кальвин, У.Цвингли); народное, сочетавшее в себе требование ликвидации католической церкви с борьбой за установление равен­ства (Т.Мюнцер); королевско-княжеское, отражавшее интересы свет­ской власти, стремившейся упрочить свои позиции и захватить зе­мельные владения церкви. Реформация положила начало новому направлению в христианстве - протестантизму. В ряде стран воз­никли новые протестантские церкви: лютеранская, кальвинистская, англиканская и др. С середины XVI в. католическая церковь сумела организовать противодействие Реформации. Развернулась Контрреформация, которая привела к подавлению протестантизма в части Германии, Италии, Испании, Польше. Однако протестантизм утвердился на зна­чительной территории Европы. Под его влиянием формировался но­вый тип личности, с новой системой ценностей, новой, более про­стой, организацией религиозной жизни и новой трудовой этикой

Представители в Бел. Фр. Скорина-гуманист, перопечатник, ученый, писатель. Дважды доктор наук(доктор медицины+доктор вольных наук). Его портрет висит в «зале 40» в Подуанском универе. 6 августа 1517 Скорина издал Библию в Праге. Издано было 20 Библий, переведенных на церковнославянский язык, с гравюрами и портретом Скорины (3 книги). После в Вильно были изданы «Малая подорожная книга» и «Апостол». Последователем Скорины был Сымон Будный, издавший в Несвиже «Катехизис»(1562) и «оправдание грешного человека перед Богом». Меценат Николай Радзивилл Чёрный жертвовал средства на строительство типографий в Несвиже и Бресте. В 1564 московские первопечатники Иван Фёдоров и Петр Мстиславец издали «Апостол». В 1570 Василий Тяпинский в своем родовом имении Тяпин издал «Евангелие». В 1588 в Вильно братья Мамоничи издали статут ВКЛ. Метелий Смотрицкий: «Грамматика»(1619), «Тренос, или крик восточной церкви»(в ответ на насильственное введение униятства и погром православных церквей). Спиридон Соболь «Букварь». Николай Криштоф Сиротка «Хождения» (справочник по ближнему востоку). Николай Гусовский «Песня о зубре» (на латинском; описание охоты на зубров в Беловежской пуще и времени правления Витовта)

Наши рекомендации