Духовная жизнь и культура восточных славян главные деятели общеславянской белорусской культуры 9 -12 век

Основу культуры Киевской Руси и в том числе ее западных земель, то есть современной Беларуси, составляло народное творчество, тра­диции предыдущего периода и, в частности, устное творчество, фольк­лор. В период Киевской Руси появилось немало

произведений культуры, которые принадлежат к духовному наследию как русского, так и украин­ского и белорусского народов. Эти произведения распространялись по всем восточнославянским землям. Былина «Добрыня Сват», как счита­ют специалисты, отражала борьбу Киева с Полоцком во главе с Влади­миром и Рогволодом. Былина «Вольга Святославович и Микула Селянинович» рассказывает о том, как русский князь Вольга отправился за данью из Туринска в Гургавец, Ореховец и Крестьяновец, то есть, по мнению академика Рыбакова, в Туров и другие города дреговичей (Ры­баков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982).

Наиболее известными произведениями народного эпоса являются былины, в которых прославляются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие. Были­ны как явление фольклора, отражающее самые общие процессы со­циальной и политической жизни того времени, свидетельствуют о

высоком культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение письменности в разных со­циальных группах подтверждается и другими источниками (граффи-ш, берестяные грамоты, письменные знаки на печатях, ремесленных изделиях, украшениях и т.д.)

Много общего имеют и материальные памятники культуры наших предков. Об этом свидетельствует сравнение предметов, найденных во время археологических раскопок, будь то в Новгороде, Пскове, Киеве, Смоленске, Полоцке. Эти предметы имеют много общего не только по внешнему образу, но и по способу выработки. О единстве культур предков русских, украинцев и белорусов свидетельствует не только устное народное творчество, памятники материальной куль­туры, но и письменные источники: древнерусские надписи, летописи и другие памятники древнерусской литературы. Достаточно назвать такие шедевры, как творения зодчих Иоанна (построил в Полоцке Софийский собор) и Алексы (возвел оборонительную башню Белая вежа), мастера-ювелира Богши (изготовил крест для Софии - "крест Ефросиньи Полоцкой"), "словы" (поучения), притчи, молитвы и каноны видного церковного дея­теля, писателя и проповедника Кирилла Туровского и др.

Достаточно назвать такие шедевры, как творения зодчих Иоанна (построил в Полоцке Софийский собор) и Алексы (возвел оборонительную башню Белая вежа), мастера-ювелира Лазара Богши (изготовил крест для Софии - "крест Ефросиньи Полоцкой"), "словы" (поучения), притчи, молитвы и каноны видного церковного дея­теля, писателя и проповедника Кирилла Туровского и др.

Принятию христианства (988г) и распространению на Руси связано с именем киевского князя Владимира.

14.Причины образования ВКЛ и Московского велик. княжества.

В сер.XIIIв. этнич. земли РБ,на кот. посл распада Киевской Руси возникло ок.20 княж-в, стали частью нов. гос. образования-ВКЛ.

Процесс образования этого государства (под названием сначала «Литва», «Княжество Литовское», а потом Великое княж-во Литов­ское, Русское и Жамойцкое) был сложн, продолжит-ым и про­тиворечивым. Он проходил под воздействием многих внутренних и внешних факторов. Главной причиной образ. ВКЛ была необходимость консолидации (объединения) мелких княжеств против угрозы от крестоносцев, монголо-татар.

Сущ разн теорет.-концептуальные подходы к пробле образ ВКЛ:первый из них - традиционный или «литовский» подход. Согласно этой концепции, ВКЛ есть результат завоевания литовцами западно-рус­ских земель и присоединения их к литовскому государству; другой подход или новая («белорусская») концепция.Согласно ей ВКЛ есть исключительно бел гос-во, основой кот явл бел. Понеманье с центром в г. Новогородке, решающую роль в ее создании сыграли бел. феодалы, гос­подствующими были бел. язык и культура; третий подход (компромиссный по сравнению с двумя предыдущи­ми) или «центристская» концепция. Согласно этой концепции ВКЛ формировалось на протяжении целого историч. периода (XIII в. - 70-е годы XIV в.), а не в сер. XIII в. В XIII в. при Миндовге и Войшалке сложилось Новгородское княжество (или государство Миндовга, Литовское государство). До серед. XV в. ВКЛ - это литовско-бел. гос-во, а в др. пол XV-XVI вв. ВКЛ сущест­вовало как бел.-лит. гос-во;

- четвертый подход высказан современными бел. исто­риками в учебн издании «История Беларуси». Сущность его заклю­ч. в том, что ВКЛ было образовано не только предками современных бел-ов и литовцев, поэт. оно не является ни бел-лит, ни лит-бел гос-вом.

ВКЛ - это полиэтническое государство четырех основных народов: белорусского, русского, украинского и литовского. Славяне за­нимали в этом гос-ве примерно 11/12 территории и составляли около 80% населения. Поэтому ВКЛ можно назвать русско-литовским государством, или литовско-русским («Русь Литовская»), как об этом говорилось в дореволюционной российской и советской историогра­фии. Именно западные земли бывшей Киевской Руси, земли совре­менной Беларуси являлись основой социально-экономического и по­литического могущества ВКЛ. Укрепление государства и расширение его территории происходило в одних случаях с помощью военной силы, в других - на основе соглашений между русскими и литовскими князьями, в третьих - путем династических браков. Уже в XIV в. ВКЛ со столицей в г.Вильно охватывало территорию теперешних Белару­си и Литвы, большую часть Украины и часть России (Смоленскую, Тульскую и Орловскую области). В XIV в. при великом князе Витовте оно простиралось от Балтийского до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья.

Наши рекомендации