V1: Cоциальные изменения, культура как фактор социальных изменений.
I:
S:Гламурные журналы, реклама, телевизионные сериалы относятся к ________
культуре
-: элитарной;
-: народной;
-: этнической;
+: массовой.
I:
S: Элементами духовной культуры не являются …
-: религии;
-: искусство;
-: науки;
+: навыки.
I:
S: Культурный релятивизм – это …
-: концепция, суть которой заключается в том, что понятия, ценности и нормы одного общества не могут адекватно, в полном объеме быть восприняты в другом обществе;
-: подход, в соответствии с которым многие аспекты культуры обусловливаются материальными факторами;
-: разрушение нормальных перспектив общества вследствие столкновения с чуждой или иностранной культурой;
+: доктрина, подчеркивающая преимущества культурного многообразия и диверсификации.
I:
S: Массовое сознание отражает _________ уровень функционирования идеологии.
+: актуализированный;
-: теоретико-концептуальный;
-: когнитивный;
-: программно-политический.
I:
S: Понятие «консюмеризм» характеризует…
+: культуру потребления;
-: политическую культуру;
-: экономическую культуру;
-: духовную культуру.
I:
S: Общие представления, разделяемые большей частью общества относительно того, что желательно, правильно и полезно, называются …
+: ценностями;
-: правами и обязанностями;
-: запретами;
-: правами.
I:
S: Набор ценностей, символов, практических действий, сопряженных с получением прибыли, управлением предприятием, внедрением технологических новшеств и пр. следует определять как культуру …
+: предпринимательства;
-: производственную;
-: экономическую;
-: потребления.
I:
S: ___________ в условиях «закрытого общества» оказывают наиболее сильное влияние на формирование массового сознания.
+: электронные СМИ;
-: слухи;
-: газеты;
-: книги.
I:
S: Элитарную культуру не характеризует :
+: ограниченная аудитория;
-: ориентация на духовное развитие личности;
-: сложность формы;
-: стандартизация культурных образцов.
I:
S: Для характеристики процесса обновления российского общества часто употребляется эпитет ______________ модернизация.
-: аутентичная;
-: оригинальная;
+: догоняющая;
-: рефлексивная.
I:
S: Символический культурный признак, отличающий семью от других общественных институтов, - это …
-: икона;
-: обручальное кольцо;
+: лейбл
I:
S: Методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах социально разнородной и географически рассеянной аудитории, - это… (кв.)
-: средства массовой пропаганды;
+:средства массовой коммуникации;
-: средства производства информации;
+:средства международного общения.
I:
S: Система ценностей и норм, отличающих культуру данной социальной группы от культуры большинства в целом, не отвергая при этом культуру большинства, называется …
+: субкультура;
-: элитарная культура;
-: контркультура;
-: массовая культура.
I:
S: Раньше других появилось такое коммуникационное средство, как …(кв.)
-: телевидение;
-: компьютер;
+:наборный шрифт;
+: радио.
I:
S: Модификацию черт культуры во времени и пространстве описывает …
+: Культурная динамика
-: Аккультурация
-: Культурная диффузия
-: Ассимиляция
I:
S: Правозащитная деятельность в СССР являлась выражением ______________
-: Субкультуры
+: Контркультуры
-: Официальной культуры
-: Квазикультурой
I:
S: Верны ли следующие суждения. Принятие Россией православного вероисповедания из Византии является примером ….
А) ассимиляции
Б) аккультурации
-: Оба суждения верны
-: Оба суждения неверны
-: Верно только А
+: Верно только Б
I:
S: Совокупность способов, форм, методов организации, проведения и определения результатов выборов индивидуальных руководителей и коллегиальных органов власти называется ________________ культурой.
+: Электоральной
-: Правовой
-: Управленческой
-: Политической
I:
S: Утрата малочисленными народами Крайнего Севера родного языка, этнокультурных и бытовых особенностей вследствие длительных и тесных контактов с русскими представляет собой пример _________
-: аккультурации
+: ассимиляции
-: аккомодации
-: адаптации
I:
S: Способ одеваться – это …
-: Культурная компетенция
-: Культурная конфигурация
-: Культурный комплекс
+: Культурный элемент
I:
S: Согласно эволюционистской концепции социальных изменений …
+: Изменения в обществе проходят от низших стадий или фаз к высшим
-: Изменения в обществе имеют ненаправленный, нелинейный характер
-: Изменения в обществе имеют случайный характер
-: Изменения в обществе имеют волнообразный, цикличный характер
I:
S: Согласно теории революционных изменений, какими бы глубокими и фундаментальными ни были преобразования, их нельзя называть революциями, если они идут ___________
-: При участии широких народных масс
-: С применением насилия
-: «снизу»
+: «сверху»
I:
S: Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется ________________ детерминизмом.
-: Психологическим
-: Географическим
-: Культурным
+: Экономическим
I:
S: Столыпинские реформы в России начала XX в. являлись примером социальных изменений _
+: «сверху»
-: «сбоку»
-: «извне»
-: «снизу»
I:
S: Направленный процесс, вызванный эндогенными факторами, в котором возрастает степень изменений – это …
-: Стагнация
-: Регресс
+: Развитие
-: Цикл
I:
S: Для описания процесса формирования доминирующей культуры из множества национальных культур в западной социологии используется термин …
+: «плавильный котел»
-: «культурный шейк»
-: «культурный коктейль»
-: «культурный миксер»
I:
S: Процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение – это …
-: Культурная диффузия
-: Ассимиляция
-: Культурная динамика
+: Культурная трансмиссия
I:
S: За структурными социальными изменениями обычно следуют изменения …
-: Процессиальные
-: Мотивационные
-: Функциональные
+: Поведенческие
I:
S: Веком прогресса и оптимизма – веры в технику, производство и цивилизацию – принято называть …
-: XVIII в.
-: XX в.
-: XVII в.
+: XIX в.
I:
S: Автомобили, автострады, бензоколонки, правила дорожного движения в комплексе – это …
-: Культурная конфигурация
-: Культурная компетенция
+: Культурный комплекс
-: Культурный элемент
I:
S: Синонимом термина «регресс» является
+: Деградация
-: Консумация
-: Констелляция
V8: Личность и общество.
I:
S: Стиль поведения, препятствующий возникновению конфликтной ситуации или позволяющий найти выход из нее, называется …
-: противоборством;
-: приспособлением;
+: ассертивностью;
-: уклонением.
I:
S: В структуру социальной роли личности не входит …
+: ролевой конфликт;
-: ролевое ожидание;
-: ролевое поведение;
-: сегмент роли.
I:
S: «Аскриптивные» характеристики индивида –это…
+: характеристики, над которыми индивиды не властны;
-: элементы достигнутого статуса;
-: те характеристики, которые зависят от активности индивида;
-: все то, что относится к достигнутому статусу.
I:
S: Модель поведения, заданная социальной позицией личности, называется …
-: конформность;
+:социальная роль;
-: социальный статус;
-: социальная адаптивность.
I:
S: Ребенок, формирующийся вне общества, относится к категории _______
детей.
+:несоциализированных;
-: ресоциализированных;
-: асоциализированных;
-: десоциализированных.
I:
S: Сколько нужно индивидов, чтобы получить «общество» …
-: не важно количество индивидов, главное, чтобы индивиды были разумными существами;
-: по меньшей мере, нужно двое;
-: три и больше;
+: общество – не сумма индивидов, а система социальных связей и отношений.
I:
S: В структуру социального действия не входят …
+: пространство;
-: цель;
-: деятель;
+:время.
I:
S: В соответствии с концепцией К.К. Платонова иерархической структуры личности «подструктура направленности» включает в себя …
-: половые и возрастные свойства;
-: эмоции и чувства;
+: убеждения, мировоззрение, интересы;
-: умения, знания, привычки.
I:
S: В качестве акторов социального действия могут выступать … (кв.)
-: способы;
+: индивиды;
+: группы;
-: мотивы.
I:
S: Усвоение личностью правил ролевого поведения ведет к …
-: повышению конфликтности личности;
+: снижению ее конфликтности;
-: деградации личности;
-: повышению дохода личности.
I:
S: Исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека, называются …
-: целями;
-: функциями;
-: ролями;
+: потребностями.
I:
S: Нефокусированное взаимодействие индивидов чаще всего происходит в …(кв.) :
+: местах скопления людей на оживленной улице;
-: малой группе;
-: семье;
+: супермаркете.
I:
S: Тип личности, отвечающий потребностям функционирования определенной исторической эпохи, обозначается в современной социологии, как …
-: «конфликтная личность»;
-: «реальная личность»;
+: «нормативная личность»;
-: «асоциальная личность».
I:
S: Феральные люди – это :
+: индивиды, воспитанные животными;
-: люди с необычными интеллектуальными способностями;
-: люди с необычными творческими способностями;
-: люди с необычными физическими способностями.
I:
S: В качестве акторов социального действия могут выступать …(кв.) :
+: группы;
-: способы;
-: мотивы;
+: индивиды.
I:
S: Внутренний побудитель действия личности, обусловленный ее потребностями, интересами и ценностями, называется …
-: авторитет;
-: статус;
-: цель;
+: мотив.
I:
S: Все достояние, принадлежащее конкретному человеку (акции, сбережения, недвижимость и т.п.) называется (кв.)
+: богатством;
+: благосостоянием;
-: зарплатой;
-: доходом.
I:
S: Тип «трудных людей» - «шермановские танки», часто инициирующих конфликты, иначе называют …
-: молчунами;
-: вечными пессимистами;
+: агрессивистами;
-: жалобщиками.
I:
S: Сущности лидерства не отражает такая его дефиниция, как :
-: лидерство – это символ общности и образец социального поведения группы, способный реализовывать ее интересы;
-: лидерство – это влияние, авторитет, власть и контроль над другими;
+: лидерство – это периферийная позиция в группе, не связанная с властью, управлением и организацией удовлетворения потребностей ее членов;
-: лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений.
I:
S: Процесс потери классовых признаков, разрыва социальных связей, сопровождающийся криминализацией и состоянием хронической нищеты, называется …
+: люмпенизация;
-: ассоциация;
-: поляризация;
-: интеграция.
I:
S: Потребность в знаниях рождает _________ к учёбе.
-: Нужду
-: Стимул
+: Интерес
-: Мотив
I:
S: Невозможность бывшего осужденного устроиться на работу, можно рассматривать, как пример …
+: Десоциализации
-: Реабилитации
-: Ресоциализации
-: Актуализации
I:
S: Согласно теории стигматизации («наклеивания ярлыков») Г. Беккера, всякая социальная группа, в том числе малая, дифференцируется …
+: На лидеров, аутсайдеров и средний слой
-: Руководителей и исполнителей
-: Вождей и толпу
-: Начальников и подчиненных
I:
S: Процесс приспособления индивида к ролевым функциям и социальным нормам можно определить как социализацию …
-: Длящуюся
-: Продолжающуюся
+: Вторичную
-: Первичную
I:
S: Стремление получить хорошее образование и соответственно высокооплачиваемую работу может являться примером действия потребностей …
-: Духовных и социальных
+: Экзистенциальных и престижных
-: Духовных и биологических
-: Социальных и биологических
I:
S: Верны ли следующие суждения. Играя в куклы, девочка изображает то заботливую и строгую маму, то капризного ребенка. Согласно концепции Дж. Мида, это поведение соответствует …
А) Игровой стадии развития личности;
Б) Имитационной стадии развития личности.
-: Оба суждения верны
+: Верно только А
-: Верно только Б
-: Оба суждения неверны
I:
S: Стиль поведения, характеризующийся стремлением уйти от поиска способов разрешения конфликта, называется__
-:Приспособлением
+: Уклонением
-: Противоборством
-: Столкновением
I:
S: Критерием для различения социальных норм может выступать их …
+: Масштаб
-: Длительность
-: Долгота
-: Широта
I:
S: Социальные нормы, которые закрепляются в законах, издаваемых государством и четко описывают границы поведения и наказания за нарушения закона – это …
+: Правовые нормы
-: Моральные нормы
-: Нормы обычая
-: Политические нормы
I:
S: Социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов, направленного на достижение четко поставленных целей, называются …
-: Экспрессивными
-: Эмоциональными
+: Инструментальными
-: Делинквентными
I:
S: Социальные нормы – это ….
-: Техническая инструкция
+: Предписания о том, как надо вести себя в обществе
-: Свод правил поведения
-: Разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за их невыполнение
I:
S: Социальные интеракции или отношения, предполагающие два элемента, называются в социологии …
-: Дуплетом
-: Триадой
-: Диадой
+: Парой
I:
S: В «Социологии организаций» организации разделяются на 2 типа …
-: Соматические и морфологические
-: Автоматические и ручные
+: Механистические и адаптивные
-: Генетические и физиологические
I:
S: Равенство, которое достигается в результате конкурентного отбора и личных способностей, называется …
-: Равенством условий
+: Равенством возможностей
-: Фактическим равенством
-: Онтологическим равенством
I:
S: Консолидация_______________тип социального действия предполагает ясное осознание цели, подбор оптимальных средств её достижение, умение использовать промежуточные результаты.
+: Ценностно – рациональный
-: Целерациональный
-: Аффективный
-: Традиционный
I:
S: Социальный контакт, как разновидность социальных связей, отличает …
-: Высокая степень устойчивости возникающих социальных отношений
-: Устойчивый интерес к ответным действиям партнера
-: Глубокая и тесная координация системы действий партнеров
+: Мимолетный характер и кратковременность существования
I:
S: Характеристикой общества, предполагающей наличие системных качеств, не присущих отдельным элементам системы, является …
+: Целостность
-: Открытость
-: Латентность
-: Самодостаточность
I:
S: Односторонние, упрощенные, негативные представления о чужих группах – это
-: Миф
-: Схема
+: Стереотип
-: Суждение