Современный статус специалиста-организатора социально-культурной сферы.
Современный организатор социально-культурной сферы - это специалист, непосредственно организующий контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона. В современных условиях развития общества когда существует многообразие учреждений социально-культурной сферы, соориентированных на различные группы населения можно говорить о трех основных категориях профессионалов сферы культуры и досуга: социальные заказчики, представляющие в своем лице потребителя социально-культурных благ и услуг; менеджеры - организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ; творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ. В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора - методиста. Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества. В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. В соответствии с содержанием и направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы: менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей; посредничество в двух «ипостасьях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера); реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга; лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых. Функции специалиста - организатора социально-культурной сферы: 1. участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума (квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ) 2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности в условиях досуга. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентировать в социально структуре региона. 3. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга. (владение механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности). 4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения (развитие инициативы и самодеятельности населения). Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации. Для обеспечения роста профессионального уровня кадров культурно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения престижа специалиста в области КДД, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включающих: повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности; дальнейшее совершенствование системы оплаты труда; создание оптимальных условий и режима труда; улучшение жилищно-бытовых условий; принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще.
Билет 7 вопрос 1