История и историки в современном мире
Сегодня историческая тематика вышла на передний край общественно-политической жизни. Это не может не радовать профессиональных историков. Демократизация общества, отмена цензуры, открытие архивов и вместе с этим своего рода «открытие прошлого», особенно недавнего советского прошлого, вызвали взрывной интерес к истории у профессиональных исследователей, среди деятелей культуры, масс-медиа и рядовых граждан. Это в целом позитивный процесс. За последние 20 лет по истории издано первоисточников, переиздано серьёзных и переведено иностранных трудов, написано академических монографий и публицистических сочинений больше, чем за предыдущие полвека. Особенно это касается российской истории, в том числе истории краёв, мест, этнических групп, церкви, эмиграции и т.д. В стране родилось новое краеведение как особое направление исторических занятий просветительского и патриотического направлений. Появились разнообразные, в том числе частные источники поддержки исторической науки, профильных музеев, телепрограмм, генеалогических разработок.
История рыцарства
В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков.
Появление рыцарства связано с возникновением системы феодального землевладения. При передаче земли во временное (а позже постоянное) владение ее жалователь становился сеньором, а получатель - вассалом последнего. В обязанности вассалов входила защита владений сеньора, выкуп его из плена, участие в его совете и суде и т. д. Вышестоящий феодал не мог подчинить себе рыцаря находящегося на службе у его собственного вассала. В результате складывалась многоступенчатая феодальная лестница от короля до безвассальных рыцарей. В дни различных праздников и торжеств было принято устраивать турниры, на которых рыцари состязались в воинском искусстве. Победителем объявлялся тот, кто первым выбивал противника из седла. Наградой ему обычно служило оружие, доспехи или лошадь.
Коммуникационная глобализация
Коммуникационная глобализация является, главным образом, продуктом технического прогресса. Она заявила о себе в полную силу во второй половине XIX в., но начало берёт в веке ХVI-м. Речь идёт, безусловно, о географических экспедициях, которые проводились западными странами и финансировались, в основном, королями Португалии и Испании. Эти экспедиции не только заложили основы всемирной географии, но и установили систему надёжных межконтинентальных связей. В качестве даты первого, хоть и неполного, объединения мира можно назвать кругосветное плавание Фернандо Магеллана 1519—1522 гг.
Китайцы и арабы владели компасом и навигационными приборами, которые западные страны у них позаимствовали, но у них не было судов, способных пересекать океан. Несмотря на то, что в ХVII—ХVIII вв. модель западноевропейского парусного судна была в значительной степени усовершенствована, скорость его существенно не возросла. Мир познавался всё лучше, но оставался огромным, т.к. требовалось слишком много времени для преодоления расстояний.
Ситуация стала меняться в ускоренном темпе со второй половины XIX в. Изобретение паровой машины совершило настоящую революцию в сфере транспортных средств, которая обозначила первый этап «сжатия» Земного шара, иначе говоря, привела к радикальному сокращению времени, затрачиваемому на перемещения по его поверхности.
Сценарии будущего мира
В эпоху древности в процессах интеграции цивилизаций важную роль играли торговля, миграции, войны, распространение мировых религий и образование мировых империй, которые насильственно объединяли в одно политическое целое огромные территории, крайне неоднородные с точки зрения экономического развития, этнического состава и культурных традиций. В рамках империй активно шло этническое смешение, усиливались культурные контакты и экономические связи, т.к. государство обычно поощряло внутреннюю и международную торговлю и располагало средствами для строительства дорог, кораблей и портов, обеспечения безопасности купцов.
Особое место среди мировых империй занимают государства, объединявшие Восток и Запад: империя Александра Македонского и эллинистические царства, появившиеся после её распада, и Римская империя. В эпоху эллинизма интеграция привела к образованию особого типа государств — эллинистических монархий, в которых элементы восточной деспотии сочетались с традициями республиканского полисного строя (самоуправление некоторых городов, народные собрания). В эллинистических царствах распространялся греческий язык и культура, в Римской империи активно шла романизация провинций. Восток, в свою очередь, оказывал воздействие на греческую и римскую культуру — особенно в религиозной жизни.
Рождение календаря
Любой из нас с легкостью может назвать, какой сегодня день недели, число, месяц, год. В разговоре мы часто используем обороты, которые так или иначе затрагивают тему времени: «через неделю», «год назад», «до новой эры» и т.д.? Но что же стоит за этими привычными словами? Почему мы начинаем Новый год 1 января? Почему в неделе семь дней, а в месяце 30 или 31 день? Как выглядел самый первый календарь и кто его придумал? На эти и многие другие, схожие с ними вопросы, отвечает вспомогательная историческая дисциплина хронология, или наука о времени и его измерении.
На протяжении многих веков до н.э. люди наблюдали за сезонными изменениями природы, старясь установить какие-либо закономерности, которые затем становились основой будущего календаря (от лат. calendarium — долговая книга), т.е. системы счета промежутков времени, основанной на видимых движениях небесных тел. Главными же объектами наблюдений человека стали Луна и Солнце, что и положило начало трем основным видам календаря — лунному, солнечному и смешанному. В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечном же календаре месяцы никак не согласованы с движениями Луны. А смешанный календарь соединил в себе наблюдения и за Солнцем, и за Луной.