Профессиональная успешность и трудовая карьера
Профессии – это исторически возникшие формы деят-ти, необходимые обществу, определяемые производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием. Для выполнения их человек должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Внутри профессий существуют специальности, которые направлены на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, инженер может иметь специальность инженер–строитель, инженер–исследователь, инженер–преподаватель и т.п.).
Хорошее владение профессией, когда работа полностью отвечает требованиям данной области деят-ти, обычно называют профессионализмом, а человек, владеющий профессией, получает статус профессионала.
Профессионал удовлетворяет потребности общества в производстве необходимого продукта, а общество, в свою очередь, награждает его трудовыми постами, уважением, материальными средствами к существованию и развитию.
Существует ряд критериев профессионализма: Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в практику. Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько он удовлетворен своей профессией. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня в обществе результатов своего труда. Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении высоких результатов прогрессивные и социально приемлемые способы, приемы, технологии. Нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства. Прогностические критерии: имеет ли, ищет ли человек перспективы должностного и проф. роста. Критерии проф. обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость личности – признак низкого профессионализма. Творческие критерии: умеет ли человек находить новые нестандартные способы решения проф. задач, анализировать проф. ситуации, принимать решения. Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее неповторимый вклад в жизнь общества. Критерии конкурентоспособности в профессии: достиг ли сегодня человек достаточно высокого уровня профессионализма.
Существует степень профессионализма, который можно назвать суперпрофессионализмом. Суперпрофессионализм предполагает наиболее высокие достижения и творческие успехи работника, когда человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца.
Одной из самых важных хар-ик соц. статуса профессионала является квалификация как степень соответствия требованиям данного уровня выполнения труда. Квалификация говорит о профессиональной обученности работника и готовности его вступить во взаимодействие в системе производства, т.е. к выполнению работы максимального качества при минимальной затрате энергии. Квалификация выражается через систему тарифных разрядов рабочих, специалистов и служащих. В квалификационных характеристиках профессии определяется, какие профессиональные задачи должен решать специалист, что должен знать и уметь, какие личностные качества следует иметь работнику с разным квалификационным разрядом.
Карьера(от фр. carriere – бег, жизненный путь, поприще) – это успешное продвижение в какой–либо деят-ти, проф. или должностной рост работника, который заключается в последовательном прогрессе его социального статуса или заработка. Карьера обеспечивает проф. и соц. самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.
Полноценная карьера – это сбалансированное соотношение внутреннего развития человека и его должностного продвижения на предприятии. Карьера структурирует трудовой и жизненный опыт работника, благодаря чему трудовая биография приобретает вид развития, упорядоченного ступенями карьеры. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его потребностей в самореализации, уважении и самоуважении, в успехе и власти. Она показывает конкурентоспособность человека на рынке труда.
Можно выделить ряд механизмов карьерного процесса:
- механизмы развития (механизмы саморазвития и адаптации, наставничество, последовательное ступенчатое восхождение);
- механизмы отбора (оценка, конкуренция, самопрезентация);
- механизмы продвижения (ротация, вертикальное перемещение) и др.
Существует два типа карьеры – горизонтальная и вертикальная. Вертикальная – это "восходящая карьера", должностной рост. Горизонтальная карьера – перемещения, связанные с временным замещением, расширением крута обязанностей и ответ-ти, движение между существующими должностями, использование наиболее квалифицированных работников как наставников и внутр. консультантов.
На карьеру человека влияют внутр. и внеш. факторы. Внутренними факторами карьеры являются: мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Внешние факторы карьеры – это соц.–проф. среда, тип и размеры орг-ции, а также "его величество случай".