Сервисология как область научного знания.
Сервисология как комплекс наук о сервисном обществе: экономика, правоведение, психология, культурология, социология, туристика, маркетинг услуг, менеджмент, кросскультурные коммуникации и др. Сервис и услуга. Сервис и социально-культурная деятельность. Сервисологическое образование. Сервисология как область научного знания.Многие специалисты считают, что такая наука действительно существует. Есть понятие “сервисное общество”. Экономика развитых стран, по сути, является экономикой услуг, доли сельского хозяйства и промышленности в валовом национальном продукте неуклонно и быстро сокращаются. Уменьшается и количество людей, занятых в этих секторах: все больше становится бизнес-консультантов, всякого рода менеджеров. Исследователи занимаются созданием новой науки - сервисологии прежде всего применительно к России. Ведь каждая страна имеет свои особенности. Например, страхование, для Запада это в основном экономическая деятельность, а для нас - социально-экономическая. К сервису нужно подходить не только с точки зрения экономики. Здесь не обойтись без знания психологии, культурологии, социологии и т.д. Сервисология - междисциплинарная наука, она призвана определять потребности человека (как материальные, так и духовные) и вырабатывать способы их удовлетворения. Ни одна из существующих сегодня наук не исчерпывает и не отражает адекватно предмет сервисологических исследований. Для того, чтобы поднять услуги на качественно новый уровень, нужен научный подход к проблеме. В России издан толковый словарь по туризму и сервису. Идет работа над монографиями. Все это можно воспринимать как шаги к созданию стройной теории сервисологии.. Многие крупные компании создают даже собственные институты сервисологии, где все сотрудники проходят многоуровневое обучение, повышают профессиональную квалификацию. Примеры таких компаний - известные всем IBM и “Макдональдс”. Появляются подобные организации и в России. Хотя в массовом порядке, с участием государства обязательного обучения основам сервисологии нигде пока нет.Тот, кто предоставляет услуги, должен владеть технологиями, которые используются в его отрасли. Поэтому необходимо заниматься еще и инженерным обеспечением сервисной деятельности. Сервис сейчас - самая динамично развивающаяся и самая доходная отрасль во всем мире. Потребность в специалистах, работающих в сфере услуг, стремительно растет, и, в ближайшие несколько лет их понадобится вдвое больше, чем сейчас. Если учесть, что специфика рынка услуг – это присутствие на нем большого количества средних и малых предприятий различных форм собственности, то рынок труда для специалистов сервиса поистине огромен. При этом потребитель предъявляет все более высокие требования к разнообразию и качеству услуг, растет конкуренция между их производителями. Для поддержания конкурентных преимуществ, руководители сервисных организаций выбирают специалистов не просто с высоким уровнем образования, но и соответствующей специальности и квалификации, то есть специалиста по сервису. Управленческое высшее и среднее звено сервисных организаций образуют специалисты с высшим образованием соответствующей квалификации. Специалист в области сервиса должен иметь навыки успешного диалогового контакта, то есть уметь за короткий период установить контакт и достигнуть достаточного конструктивного понимания, чтобы удовлетворить потребности заказчика, невзирая на естественные барьеры (культурные, национальные, социально-психологические, языковые).Управленец в сервисе - специалист с высшим образованием, который должен знать не только, как проводят то или иное исследование, но и уметь отслеживать появление новых гуманитарных технологий, связанных с человеческим фактором. Сущность сервиса как объекта философского осмысления раскрывается через характеристику всех его компонентных проявлений, а именно: сервис есть социальное взаимодействие или коммуникативное отношение, это – сервисная деятельность, мотивационная направленность духовной жизни, сервисная форма общественного сознания и его проявлений в индивидуальном сознании и как категория «сервисная реальность» соотносится с рядом понятий, таких как «услуга», «служение», «обслуживание», «самообслуживание».
Услуги могут как принимать сервисный характер, так и быть не сервисными. Обслуживание чаще не принимает организованных сервисных форм. А самообслуживание почти полностью «свободно» от сервиса. Если обслуживание и самообслуживание на уровне инстинкта и примитивной духовности присуще высшим животным, приматам, то сервис явление исключительно антропное и присуще в этом своем значении только человеческому обществу.Как явление антропное, сервис представляет собой систему организационных мероприятий, социально одобренных и закрепленных в определенных нормативных предписаниях, требованиях, установлениях. Более того, сервис институционален и как социальный институт выступает в качестве организованной системы предпринимательства и бизнеса. Структурно сервис включает в себя все виды обслуживания и услуг. Обслуживание по преимуществу связано с социальной сферой и патронируется государством как юридически, так и экономически. Услуги же структурируются на услуги маркетинга, дистрибьюта, менеджмента, фрайчайзинга, рекрутмента и многих других. В рамках экономического прогресса сервис выходит нынче на передние позиции, становясь все отчетливее социально-значимым, актуальным феноменом. Социальная значимость, прежде всего, отражается в стремительном росте самих сервисных услуг. А указанный рост проявляется 1)в возрастании занятости трудоспособного населения в сервисных сферах (прежде всего – в сфере услуг); 2) в объемах производства и дальнейшей дифференциации оказываемых услуг; 3) в международной торговле услугами, приобретающей глобальную направленность;4)в стремительном и беспрецедентном потребительском спросе на сервисные услуги.Социально-культурная практика сервиса все чаще становится предметом научного исследования. Проблема взаимодействия социальных общностей в сервисе имеет статус междисциплинарной и изучается комплексом наук социогуманитарного плана, среди которых - социология, сервисология, туристика, маркетинг услуг, менеджмент, психология.