Социальная работа как область научного знания

Понятийный аппарат науки, источники его формирования. Объект, предмет и категории теории социальной работы. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы.

Возникновение базовых понятий социальной работы. Роль трудов Мэри Ричмонд в формировании понятийного аппарата диагностической школы социальной работы. Влияние психоанализа.

Принципы и закономерности социальной работы. Понятие философии социальной работы. Философские парадигмы социальной работы и их влияние на формирование методологического и мировоззренческого фундамента социальной работы. Общие принципы социальной работы. Этические принципы социальной работы. Собственные принципы социальной работы

Особенности теории социальной работы как научной дисциплины, её связь с другими науками. Интегративнo-комплексный характер социальной работы.

Единство теории и практики - основополагающий принцип подготовки социального работника.

Ответ:

Наука, будучи системой понятий связанных логикой, основана на понимании различия м/у субъективными и объективными, видимым и действенным, мыслимым и чувственным. Способность такого различия, критическая способность, которая служит предпосылкой разума, мышления, отражающая логику объекта. Способность эта выражается, прежде всего, в рефлексии, в критическом рассмотрении источника той или иной информации на предмет соответствия ее действительности; в этом соответствии и заключается истинность данной информации. Таким образом, предпосылкой научного знания есть сама объективная действительность. Поэтому, предмет и язык научного знания – универсальны. Они имеют интернациональную, внеконфессиональную (внерелигиозную, светскую) и надклассовую значимость. Научное знание представляет собой открытую систему: оно постоянно проверяется и подвергается критическому рассмотрению с помощью особых научных методов. Научный метод воспроизводит объективную логику предмета. Открытость научного знания заключается еще в том, что критерием его истинности служит практика. Это означает, что научные суждения проверяются в ходе эксперимента или в ходе наблюдения, в результате чего устанавливается причинно-следственная связь событий. Последняя осмысляется с помощью понятий, каждое из которых находится в необходимой связи с другими понятиями и с рассматриваемым явлением. Рабочие моменты научного исследования, суть: гипотеза (суждение о возможном состоянии предмета), аксиома (очевидное положение), доказательство (проверка истинности суждения), эксперимент (проверка суждения на воспроизводимом опыте). Для рассмотрения социальных явлений применяется метод историзма. Его возможности сводятся к следующим моментам:

1) то или иное историческое событие или исторический феномен рассматривается в контексте современной ему эпохи;

2) то или иное историческое событие или исторический феномен рассматривается как процесс, в совокупности породивших его причин, хода и результатов;

3) в центре внимания находятся реальные человеческие индивидуумы в их социальных связях как единственная движущая сила тех или иных исторических событий. Так например, исследуя социальное бытие людей пенсионного возраста, необходимо связывать их проблемы не столько с возрастом, сколько с экономическим, политическим, культурным состоянием того общества, в котором эти люди живут.

Метод историзма помогает понимать действие социальных законов, специфика которых заключается в том, что они проявляются в бессознательной практической деятельности индивидов, как равнодействующая их поступков. Этот метод является общим методом наук, изучающих общество, в том числе и теории СР.

Предметом изучения теории СР является деятельность института СР в контексте исторических реалий. Свой предмет она изучает, обобщая данные и используя конкретные методики других общественных дисциплин: социальной философии, этики, экономики, истории, социологии, психологии, социальной педагогики, а также естественных наук.

Проблемное поле теории СР включает в себя как противоречия социального бытия института СР, так и проблемы объекта последнего, клиента, нуждающегося человека.

Основные понятия теории СР состоят из 2х групп. Это понятия вышеперечисленных дисциплин, преломленные сквозь призму специфических тем теории СР. И собственные понятия теории СР, отражающие специфику ее предмета, такие как например, клиент, «интервенция», социальное обслуживание т.д.

Исходя из того, что СР является универсальным видом деятельности, а как наука она ограниченно связана с комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории СР: отражение, развитие (общефилософские принципы); историзм, социальная обусловленность (признаки общественных наук), а также содержательные принципы – гуманизм, справедливость, альтруизм, самообеспечение; психолого-педагогические принципы – модальность, сочувствование, привлекательность, доверие; методические принципы – дифферинцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность; организационные принципы – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность.

Понятийный аппарат – это совокупность категорий, понятий и терминов, которые отражают и обобщают знания о явлениях, изучаемых данной наукой, а также о социальных связях которые существуют м/у этими явлениями. Понятийный аппарат развивается из нескольких источников: собственное исследование; обобщение и осмысление полученных фактов на теоретическом уровне; обыденное знание 9важный источник для СР).

Понятийный аппарат СР меняется очень интенсивно:

1 этап – развитие понятийного аппарата – становление СР (конец 19 в., начало 20в.). Первые понятия были связаны с медицинской практикой (диагноз, болезни, прогноз). Мери Ричмонд: методы исследования могут быть прямыми и косвенными. Появление второго источника 20е годы 20 века – психологические понятия.

2 этап – обогащение понятийного аппарата происходит с помощью бихевиаристской психологии: стимул, реакция, тренинг. В середине 20в. Научный аппарат СР обращается к категориям и понятиям социологической науки (соц. действие, соц. динамика, социальность, соц. интеграция, малая группа и т.д.). СР является категорией.

Талкот Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, создал теорию действия и теорию социальных систем. Парсонс определяет смысл социологии во внешней области самореализации человека, включенного в общественные институты. Разрабатывает общую систематическую теорию социального действия.

Условия для совершения социального действия: достаточное количество субъектов; обладание определенным статусом, ведение определенной роли; статусы и роли должны рассматриваться как элементыролевых отношений.

Мертон Роберт Книнг – американский социолог, теоретик, методолог. Является теоретиком структурно-функционального подхода в социологии. Уделял внимание таким проблем как: социальная структура; содержание и природа социальных функций. Разработанная им оригинальная методология функционального анализа оказала большое влияние на формирование социологии.

Сорокин Питирим – русско-американский социолог. Главная тема творчества – проблема социокультурной динамики («социальная и культурная динамика»). Культурно исторический процесс есть циклическое понимание трех типов культуры, в основе которых лежат определенные ценности.

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т.д.).

Наши рекомендации