Психологические основы работы с молодежью (ОПД.Ф.02)

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

для студентов специальности «Организация работы с молодежью»

Психологические основы работы с молодежью (ОПД.Ф.02)

Основные этапы развития психологии. Отрасли психологии.

Методы психологии. Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека. Психология личности. Основные направления психологической науки: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистичсекая, когнитивная психология.

2. Психика и сознание: развитие психики и сознания, структура психики и сознания, различные состояния сознания, механизмы психологической защиты, нейрофизиологические основы психики. Психические процессы и состояния: чувственные формы освоения действительности (ощущение, восприятие, внимание), рациональные формы освоения действительности (память, воображение, мышление, речь), эмоциональная и волевая регуляция деятельности (эмоции, чувства и воля).

Происхождение и развитие психики человека.

Развитие психики и сознания. Сознание человека и его общественная природа. Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека результат трудовой деятельности. Сознание человека как единство высших психических функций.

Биогенетическая и социогенетическая концепции личности.

Два направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности. Наследственный фактор развития. Сторонники биогенетической теории психического развития. Развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. Социальные факторы развития, процессы социализации. Концепция Э. Эриксона. Развитие личности как результат преодоления кризиса (конфликта).

Темпераменент. Характер.

Темперамент как биологический фундамент формирования личности. Типы темперамента человека. И. Павлов об особенностях нервной системы человека. Тип высшей нервной деятельности. Стабильность, нестабильность. Экстраверсия, интроверсия. Методы диагностики типа темперамента по Айзенку. Общее понятие о характере. Взаимосвязь темперамента и характера. Совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств. Черты характера. Структура характера.

Психопатия. Акцентуации характера.

Психологические типы людей. Акцентуации характера как крайние варианты нормы. Личко. Леонгард. Психопатии как аномалии характера. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями.

Закономерности психического развития человека в онтогенезе Периодизация возрастного развития.

Особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Кризисы психического развития. Различные точки зрения на процесс развития ребенка. Теория дискретного развития. Периодизации детского развития по Л. С. Выготскому. Периодизации А. В. Петровского. Критерии и стадии развития личности. Общие закономерности развития психики ребенка. Кризисы и стабильные периоды развития. Периодизация развития Д. Б. Эльконина.

Особенности психического развития на разных возрастных этапах.

Проблема личности в психологической науке: среда, наследственность и развитие личности. Младенчество: Новорожденность (безусловные рефлексы и их значение), собственно младенчество. Ранний возраст:предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Кризис трех лет. Дошкольный возраст:овладение языком и речью, личность ребенка дошкольного возраста. Младший школьный возраст: учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника, личность ребенка младшего школьного возраста. Отрочество:социальная ситуация в жизни отрока, особенности общения подростков, умственное развитие подростка. Кризис личности в отрочестве.Юность: условия и образ жизни в юности, личность в юности: идентификация с «Я», самосознание. Кризис юности.Молодость: профессиональное определение и становление, выбор спутника жизни, переоценка достигнутых результатов.

Социализация личности.

Личность как ансамбль общественных отношений. Человек как гражданин: юридически-ролевой аспект личности. Личность в системе социальных связей. Типы взаимоотношения личности и общества (антагонизм — взаимодействие). Факторы и агенты социализации. Этапы социализации личности. Ценностно-нормативные аспекты социализации. Социализация в условиях быстрых социальных изменений. Основы изменения поведения: нормы и патология. Нарушения структуры личности и компенсаторные механизмы. Нормы и социальная патология. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта

Коммуникативные барьеры.

Человек – специфический «получатель» информации. Информационно-дефицитный барьер общения. Замещающе-искажающий барьер. Эмоциональный барьер. Барьер непонимания. Семантический барьер непонимания. Стилистический барьер непонимания. Логический барьер непонимания Барьер темперамента и характера. Барьер отрицательных эмоций. Барьер отвращения и брезгливости. Барьер страха и стыда.

Невербальное общение.

Вербальные средства общения: Монолог. Диалог. Полилог. Подтекст. Невербальные средства общения: Позы. Жесты. Мимика. Визуальный контакт. Межличностное пространство. Угол невербального общения

Воспитание и социальное воспитание. Сущность воспитания, механизмы научения и воспитания. Понятие социального воспитания детей. Влияние среды на развитие ребенка. Социальное воспитание как система. Нравственность как неотъемлемая часть социального воспитания Аспекты нравственного воспитания.

Молодежь на рынке труда.

Особенности положения молодежи на рынке труда. Трудоустройство выпускников общеобразовательных школ и других учебных заведений. Содействие занятости и трудоустройству молодежи. Формы и методы социальной поддержки молодежи на рынке труда. Безработица среди молодежи.

Социальная поддержка безработной молодежи.

8. Социальные проблемы современного профессионального образования.

Образование как средство развития молодого человека. Рынок образовательных услуг, его современные особенности и возможности по подготовки молодежи к труду и жизни. Трудности и противоречия образовательного процесса в переходный период, их влияние на стартовые жизненные возможности молодежи.

Опыт помощи беспризорным молодым людям в начале 20-го столетия. Становление системы служб помощи молодежи. Уличная социальная работа с молодежью. Система социальной работы с молодежью. Социальная работа с беспризорниками Проекты социальной работы с беспризорниками в Великобритании. Опыт работы с беспризорными подростками Нидерландов.

Литература

Социология молодежи

1. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. УП. Спб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.

2. Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А.Зубок и В.И.Чупров. - М. Академия, 2008. - 608 с.

3. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М.: Академия, 2009. 320 с.

4. Колесникова Г.И. Социология и психология семьи. УП. Ростов н/Д:

Феникс, 2007. - 508 с.

5. Лексин В.Н. Государственная семейная политика и обычная русская

семья // Обществ. науки и современность. - 2010. - № 2. - С.57-69.

6. Манукян Э.А. Российская семья и вызовы времени // Отечественный

журнал соц. работы. - 2009.- № 1. - С. 15-23.

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

для студентов специальности «Организация работы с молодежью»

Психологические основы работы с молодежью (ОПД.Ф.02)

Наши рекомендации