Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
1. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.
2. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.
И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.
3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерь, оставшись нравственно свободным человеком.
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
1.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.
2. Большинство книг о войне: М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину»
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
Как уберечь мир от экологической катастрофы?
В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям.
2.Г. Троепольский. «Белый Бим Черное Ухо».
3. С. Есенин «Песнь о собаке»
Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
1.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст-венная ответственность человека перед другими людьми).
1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и и самого себя, и других людей.
2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».
3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Настёна пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Настёна кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.
5.В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
Проблема доброты, всепрощения
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
1.И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и в семье старших Кирсановых, и в своей семье. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.
2.Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртеньев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Саввишна»)
3. К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь?
И. С. Тургенев «Русский язык»
Д.С. Лихачев: очерк "Учиться говорить и писать" из книги "Земля родная"
Проблема недобросовестности чиновников.
Гоголь "Ревизор".
Худшие общественные пороки - корыстолюбие, своеволие, взяточничество - выведены Н.В. Гоголем в сатирических образах чиновников: городничего Сквозник-Дмухановского, попечителя богоугодных заведений Земляники, судьи Ляпкина-Тяпкина и других. К сожалению, современные чиновники мало чем отличаются от гоголевских персонажей, поэтому по-прежнему актуальной остается задача построения правового государства - общества, в котором все равны перед законом.
Как научиться находить радость в будничной жизни?
(Проблема культуры радости).
В своем очерке "Будни" из "Книги раздумий" русский философ Иван Ильин размышляет об отношении человека к жизни. Многим из нас жизнь, наполненная будничной работой, учебой, кажется скучной, однообразной. Однако на самом деле все зависит от человека. По словам Ильина, нужно отыскать "священный смысл" в своем каждодневном труде. Безрадостная жизнь - это жизнь бессмысленная. Лишь тогда, когда человек поймет свое предназначение, в его жизнь войдет радость, которая дает силы для творчества и самореализации.
Проблема воспитания/обучения.
Каким должен быть подлинный педагог?
В ХХ веке в русском образовании появилось новое явление -"педагогика сотрудничества". Ярким представителем этого направления является педагог-новатор Ш.А. Амонашвили. В книге "Здравствуйте, дети!" он рассказывает о своей системе воспитания. Автор убежден, что учитель должен быть не "надсмотрщиком", а другом и помощником ученика. Кроме того, обучение должно приносить радость - только тогда знания станут неотъемлемой частью жизненного опыта человека.
даже в эмиграции человек не должен забывать о родине.
Литературный аргумент:
Прекрасное подтверждение мысли автора, как мне кажется, можно найти в стихотворении М.И. Цветаевой «Тоска по родине!..». Лирическая героиня этого произведения размышляет о жизни в изгнании, в эмиграции, и убеждает себя и нас в том, что тосковать по родине, которой ты оказался не нужен, бессмысленно. Ни родной язык, ни воспоминания о прошлом – ничто, казалось бы, не имеет смысла для одинокого изгнанника. Однако в конце стихотворения образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина…» В этом прекрасном стихотворении звучит мысль о том, что настоящий человек не может забыть родину, какой бы сложной ни оказалась его судьба.