Основные средства, обеспечивающие решение задач
ППФП студентов и специалистов сферы экономики и бизнеса
Воспитание общей выносливости обеспечивается длительным выполнением тренировочных нагрузок в режиме, который соответствует работе умеренной и большой интенсивности. Наилучшими средствами ее воспитания являются цикли-ческие упражнения: длительный кроссовый бег, плавание, дозированная ходьба, передвижение на лыжах и др.
Для воспитания статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные преимущественно на развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе учебной и
профессиональной деятельности, а именно: на мышцы шеи, плечевого пояса, туловища, ног.
Для воспитания гибкости (подвижности суставов) используются физические упражнения с увеличенной амплитудой движений (упражнения на растягивание). Их выполняют сериями до появления ощущений легкой болезненности, которая служит сигналом для прекращения работы. Амплитуда движений увеличивается от серии к серии. Подвижность в различных суставах развивается с помощью самых разных упражнений. Для большего эффекта их нужно выполнять ежедневно или
даже два раза в день. Особое внимание следует уделять развитию гибкости позвоночника и силы мышц туловища.
Устойчивость к гиподинамии формируется теми же средствами, что и общая и статическая выносливость.
Качества внимания (концентрация, устойчивость, распределение) хорошо развиваются при выполнении гимнастических и строевых упражнений, отдельных элементов спортивных игр.
Волевые качества (инициативность, смелость, решительность, стойкость) формируются при выполнении физическихупражнений, адекватных трудностям профессиональной деятельности. Формированию таких качеств как смелость и ре-шительность в наибольшей степени способствуют физическиеупражнения, содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания.
Устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов
внешней среды формируется в основном с помощью закаливания организма, физической тренировки и сочетанием тренировки и закаливания.
Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физического воспитания являются:
- выполнение физических упражнений на занятиях по личной инициативе;
- самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;
- организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе и др.
Профилактика развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний.
Кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом, повышают общий эмоциональный тонус, создают устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против утомления.
Кроме того, тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени, когда сокращение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах и других движений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью. При дозировании нагрузки необходимо помнить, что интенсивные длительные нагрузки, не соответствующие подготовленности человека, угнетают умственную деятельность. При прочих равных условиях, чем лучше состояние здоровья и выше уровень физической подготовленности человека, тем больше его устойчивость к умственному утомлению, тем сильнее положительный эффект разнообразных физических упражнений.
Прикладные виды спорта, способствующие решению задач ППФП:
1. Бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание туризм, велоспорт – развивают общую выносливость, стойкость.
2. Баскетбол, волейбол, теннис, все виды борьбы – обеспечивают высокий уровень функционирования центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, развивают ловкость, быстроту, переключение и рас-пределение внимания, инициативность, оперативное мышление.
3. Спортивная гимнастика, атлетическая гимнастика, прыжки в воду, акробатика, скоростной спуск на лыжах развивают силовую и статическую выносливость мышц, решительность, самообладание, смелость и др.
4. Стрельба пулевая, из лука, шахматы, обеспечивают выполнение двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной системы, развивают статическую выносливость мышц рук, спины, концентрацию и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.
Оптимальный вариант оздоровительных мероприятий выглядит следующим образом:
- ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика – 15-30 минут;
- ежедневная прогулка на свежем воздухе не менее 40-60 минут;
- ежедневные физкультурные минутки или физкультпаузы –5-10 мин. через каждые 2-3 часа трудового дня;
- спортивные игры на свежем воздухе или оздоровительный бег три-четыре раза в неделю по 45-90 мин.;
- в занятиях необходимо широко использовать комплексы специальных упражнений дыхательной гимнастики, упражнений для тренировки отдельных групп мышц, особое внимание следует уделить, развитию гибкости позвоночника и силы мышц живота и спины, формированию правильной осанки. Важны упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга и упражнения для мышц зрительного аппарата.
Контрольные вопросы к теме 11 (лекция 48)
1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.
2. Методические основы производственной физической культуры.
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.
4. Производственная физическая культура в рабочее время.
5. Вводная гимнастика.
6. Физкультурная пауза.
7. Физкультурная минутка.
8. Микропауза активного отдыха.
9. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.
10. Физическая культура и спорт в свободное время.
11. Утренняя гигиеническая гимнастика.
12. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения.
13. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв.
14. Попутная тренировка.
15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
16. Дополнительные средства повышения работоспособности.
17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
18. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.
19. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.
6.3. Краткое описание лабораторных работ -не предусмотрены планом
6.4. Краткое описание практических занятий -не предусмотрены планом
6.5. Краткое описание видов самостоятельной работы
6.5.1. Общий перечень видов самостоятельной работы и их трудоемкость
1. Самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины - 146 часов
2. Подготовка реферата по физической культуре и ЗОЖ - 20 часов
3. Выполнение методико-практических заданий – 102 часа
4.Подготовка к промежуточному контролю (ответы на контрольные вопросы и тесты)
Итого: 268 часов
5. Подготовка к экзамену – 36 часов.
Всего: 304 часа
6.5.2. Методические рекомендации для выполнения каждого задания самостоятельной работы
1. Самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины
Цель работы: самостоятельноизучить основные направления и перспективы развития сферы физической культуры и спорта, основ здорового образа жизни и методов контроля за состоянием своего физического здоровья.
Содержание задания. Материал следует внимательно прочитать и подготовить приложение к конспекту лекций, зарисовать схемы.
Основные рекомендации по выполнению работы. Самостоятельное изучение разделов дисциплины «Физическая культура» студент осуществляет по литературным источникам, указанным ниже, в том числе используя Интернет, в соответствии с наименованием темы (таблица 4). Приложение к конспекту лекций способствует запоминанию материала, помогает овладению специальными терминами, незаменим при подготовке к экзамену и более сложной работе в виде методико-практических заданий, решении задач и написании реферата. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов навыков самостоя-тельного исследования, научного и литературного саморедактирования.
Таблица 4
Темы для самостоятельного изучения дисциплины
№ п/п | Наименование темы | Часы | |
3 семестр | |||
Региональное законодательство в сфере физической культуры и спорта | |||
Итого | |||
4 семестр | |||
Возрастные и гендерные особенности строения организма человека. Степень и влияние наследственности на физическое развитие и жизнедеятельность человека | |||
Морфофункциональные изменения в органах и системах при регулярных физических нагрузках и гиподинамии Февраль 2013 | |||
Физиологические характеристики адаптации человека к физическим нагрузкам | |||
Виды направленного воздействия физической тренировки Март 2013 | |||
Влияние образа жизни человека на состояние его здоровья | |||
Роль белков в жизнедеятельности организма, особенности их применения спортсменами для наращивания мышечной массы апрель 2013 | |||
Растительные и животные жиры в питании человека, профилактика атеросклероза | |||
Углеводы как источник энергии в жизнедеятельности организма, особенности их применения спортсмена. Энергетические напитки в спорте май 2013 | |||
Итого | |||
5 семестр | |||
Основные положения методики закаливания. | |||
Итого | |||
6 семестр | |||
Значение физической подготовленности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды. Использование естественных сил природы в физическом воспитании | |||
Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств | |||
Основные методические подходы эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание). Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения | |||
Итого | |||
7 семестр | |||
Особенности самостоятельных занятий физической культурой различной направленности | |||
Гигиена самостоятельных занятий физической культурой и профилактика травматизма. Использование нетрадиционных систем физических упражнений при самостоятельных занятиях физической культурой | |||
Характеристика видов спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся | |||
Итого | |||
8 семестр | |||
Морфофункциональные характеристики спортсменов высокого класса | |||
Формы организации учебно-тренировочных занятий в условиях вуза. Методика планирования физической подготовки студентов в вузах | |||
Вид спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы профессионально значимых занятий | |||
Индивидуализация физических нагрузок с учетом гендерных особенностей организма | |||
Рекреативная физическая культура в профессионально-прикладной физической подготовке бакалавра | |||
Роль врачебного контроля в организации физического воспитания студентов высших учебных заведений. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой | |||
Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и т.д.). Функциональные реакции систем организма на физическую нагрузку | |||
Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы) | |||
Характеристика самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания) | |||
Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Гигиенические основы умственного труда | |||
Особенности динамики работоспособности в процессе труда специалистов экономического профиля, специфика их профессионального утомления и заболеваемости | |||
Воспитание специфических для данной профессии психофизических качеств средствами физической культуры. Производственная гимнастика. Физкультурная пауза, физкультурная минутка в производственной деятельности человека | |||
Роль активного отдыха в повышении производительности труда на производстве. Особенности занятий физической культурой в условиях Восточной Сибири | |||
Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей человека на содержание физической культуры работников умственного труда | |||
Итого | |||
Всего | |||
2. Методико-практические задания
Цель работы: студенты должны самостоятельно изучить основные правила и методические приемы контроля за функциональными показателями организма человека и физического развития, освоить методики построения схем оздоровительных тренировочных занятий, утренней и производственной гимнастики, решить ситуационную задачу.
Содержание задания. В течение каждого семестра студенту необходимо выполнить все методико-практические задания, указанные в таблице 5. Выпол-ненные задания представляются преподавателю в письменном виде. Правильность выполнения заданий обсуждается на лекционных занятиях. При оценивании учитывается полнота и правильность выполнения методико-практического задания. Самостоятельная работа предполагает также решение задач, которые помогут студенту углубить понимание роли физической культуры и ЗОЖ в формировании и сохранении здоровья человека и развить творческий подход к изучаемому предмету. Студент должен выполнить в течение каждого семестра две задачи, которые он получает от преподавателя. Ответы на задачи должны быть представлены преподавателю в сроки, назначенные при выдаче задания.
Основные рекомендации по выполнению работы. Самостоятельное изучение методико-практических разделов и решение задач по дисциплине «Физическая культура» студент осуществляет по конспекту лекций, литературным источникам, указанным ниже, в том числе используя Интернет, в соответствии с наименованием задания, указанного в таблице 5
Таблица 5
Методико-практические задания
№ п/п | Наименование задания | Часы |
4 семестр | ||
Изучить методику определения частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), расчета процента увеличения ЧСС при дозированной физической нагрузке | ||
Изучить правила расчета основного обмена организма с помощью таблиц Гаррис-Бенедикта. Составить индивидуальную карту суточного расхода энергии | ||
Выполнить расчет личного суточного потребления основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов) по таблице калорийности | ||
Решить ситуационные задачи | ||
Итого | ||
6 семестр | ||
Составить индивидуальную программу самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта и определить уровень личной физической подготовленности с использованием общепринятых тестов | ||
Составить личный план и методику оздоровительного бега. Рассчитать интенсивность физической нагрузки для своего возраста и уровня физической подготовленности по частоте сердечных сокращений | ||
Решить ситуационные задачи | ||
Итого | ||
7 семестр | ||
Составить индивидуальный комплекс утренней гигиенической гимнастики | ||
Ознакомиться с методикой самомассажа биологически активных точек | ||
Решить ситуационные задачи | ||
Итого | ||
8 семестр | ||
Обучиться методике проведения функциональной пробы с 20 приседаниями за 30 сек. | ||
Обучиться методикам проведения проб, характеризующих состояние дыхательной системы (проба Генче, Штанге) | ||
Обучиться методикам, характеризующим состояние высшей нервной деятельности (корректурные пробы, САН, теппинг-тест) | ||
Составить профессиограмму своей будущей профессии. | ||
Составить комплекс производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности | ||
Составление индивидуального маршрутного листа активных физических занятий для специалистов экономического профиля (недельный цикл) | ||
Составить характеристику своего физического развития с использованием методов индексов. Составить антропометрический профиль своего физического развития | ||
Определить уровень своего здоровья по методике Апанасенко Г.Л. | ||
Решить ситуационные задачи | ||
Итого | ||
Всего |
Подготовка реферата по физической культуре и ЗОЖ
Цель работы: формирование способностей к обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений.
Содержание задания. Реферат - краткое описание рецензируемого текста с набором ключевых слов и основных положений. Работа над рефератом способствует повышению общей и профессиональной эрудиции студентов. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. Автор реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам.
Реферат должен представлять научную ценность, поэтому подход студента к написанию реферата должен иметь исследовательский характер.
Основные рекомендации по выполнению работы
На написание реферата отводится 20 часов в 8 семестре. При подготовке реферата следует использовать монографии, обзоры и оригинальные научные статьи. Выполнение реферативных работ осуществляется в несколько этапов: выбор темы, составление плана, проработка литературных источников с их анализом, написание реферата. Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя.
После согласования темы с преподавателем студент должен проработать теоретический материал, используя библиографический фонд библиотеки, периодическую литературу, базу Интернет, провести самостоятельное исследование по разрабатываемой теме и написать полученные результаты.
Требования к отчетным материалам
Реферат должен содержать:
- Оглавления разделов и подразделов;
- Цель и задачи решения указанной проблемы;
- Основной материал, примеры, рисунки, выводы;
- Список использованной литературы.
Примерная тематика рефератов
1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
2. Оздоровительная дыхательная гимнастика;
3. Естественнонаучная основа физической культуры;
4. Закаливание организма средствами физкультуры;
5. Самоорганизация здорового образа жизни студента;
6. Типы умственной деятельности человека;
7. История развития экстремальных видов спорта;
8. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями;
10. Общая спортивная подготовка в системе физического воспитания;
11. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне году, семестре;
12. Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями в каникулярное время;
13. Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавра (направление подготовки «Экономика»);
14. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов;
15. Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом;
16. Социально-биологические основы физической культуры;
17. Основы физического самосовершенствования личности студента;
18. Значение Олимпийских игр для развития физкультуры и спорта в РФ;
Оформление реферата
Реферат должен быть оформлен на 12-15 листах белой бумаги формата А4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению письменных работ: СТО ИрГТУ 005-2007. Система менеджмента качества: учебно-методическая деяте-льность. Общие требования к оформлению текстовых и графических работ студентов. Реферат должен быть представлен преподавателю в сроки, назначенные при выдаче задания.
4. Подготовка к промежуточному контролю.
Цель работы: полноценное усвоение материала дисциплины, формирование культуры ЗОЖ, развитие способностей студентов к самообучению и повышению своего профессионального уровня.
Содержание задания. Студент должен самостоятельно повторить пройденный теоретический материал и ответить на вопросы каждой темы, которые приведены в конце каждого раздела изучаемой дисциплины. Аттестация студентов по дис-циплине «Физическая культура» будет осуществляться в несколько этапов. В начале каждого семестра (1-я неделя) проводится входное тестирование. По окончании 4 и 6 семестров проходит контрольное тестирование студентов с выставлением зачета.
Кроме того, для успешной аттестации в течение каждого семестра студенты сдают преподавателю на проверку приложения к конспекту лекций, письменное описание выполнения методико-практического задания и задачи, реферат в конце 4 семестра и успешно пройти тестирование в конце 4 и 6 семестров. Основные рекомендации по выполнению работы. Для выполнения данного раздела работы студенты пользуются различными литературными источниками и справочными материалами.
5. Подготовка к экзамену. На подготовку к итоговому экзамену по дис-циплине «Физическая культура» в 8 семестре отведено 36 часов. В конце семестра студент сдает экзамен, используя свой конспект лекций и основную учебную литературу [1-3].
6.5.3. Описание курсового проекта -не предусмотрен учебным планом
Учебно-методическое обеспечение СРС
Учебные пособия, имеющиеся в библиотеке
1. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: курс лекций / Иркут. гос. техн. ун-т - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012.
2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. М., 2012.- 239с.
3. Попова С.Н. Лечебная физическая культура : учебник для вузов / Под ред. Н.Попова 7-е изд. сер., М.: Академия, 2009.- 412с.
Список рекомендуемых журналов
1.Теория и практика физической культуры;
2. Ученые записки института им П.Ф.Лесгафта;
3. Здоровье населения и среда обитания;
4. Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка;
5. Вестник Иркутского государственного технического университета;
6. Валеология.
7. Применяемые образовательные технологии
При реализации данной программы применяются следующие образовательные
технологии:
Таблица 6
Применяемые образовательные технологии
Технологии | Виды занятий | |
Лекции | СРС | |
Слайд - материалы | + | + |
Видеофильмы | + | + |
Исследовательский метод | + |