Биологически активные вещества и их роль в жизнедеятельности организма

Кроме веществ первичного синтеза (белки, жиры и углеводы) живые организмы синтезируют и накапливают комплекс природных биологически активных соединений, которые нужно рассматривать как вещества вторичного происхождения (за исключением ферментов). В самой общей форме им приписывается адаптивное значение и в широком смысле защитные свойства. Биологически активные вещества (БАВ) в организме выполняют регуляторные функции, обеспечивают активность и направление протекания обменных процессов. Нарушение баланса БАВ в клетках и тканях организма приводит к нарушениям обмена веществ и развитию патологий.

Ферментыотносятся к веществам белковой природы, являются специфическими биологическими катализаторами, которые способны ускорять течение химических процессов в организме и играют важную роль в обмене веществ. Малейшее нарушение работы ферментных систем организма человека ведет к формированию патологий.

Гормоныявляются специфическими регуляторами биохимических процессов в организме. Древнейшей регуляторной системой многоклеточных организмов является система эндокринных желез. Эти железы вырабатывают специальные химические вещества, называемые гормонами, которые играют роль сигналов, посылаемых в определенных физиологических состояниях организма к соответствующим органам – мишеням.

Основными эндокринными железами человека являются поджелудочная железа, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидная железа, надпочечники, яичники и семенники. Некоторые гормоны (или гормоноподобные вещества) вырабатываются в желудочно-кишечном тракте, системе кровообращения, околоушной слюнной железе, почках и других органах и тканях.

Витамины - органические вещества, не синтезируемые в организме или синтезируемые в недостаточном количестве, поступающие с пищей и объединенные в единую группу на основе их абсолютной необходимости для организма.

Витамины играют первостепенную роль в обмене веществ, регуляции процессов усвоения и использования основных пищевых веществ - белков, жиров (липидов) и углеводов, а также в поддержании нормального физиологического состояния нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной систем и кроветворных систем. Употребление достаточного количества витаминов способствует укреплению организма, повышению его работоспособности и сопротивляемости к вредным воздействиям окружающей среды. Минеральные вещества участвуют в обменных процессах (водно-солевом, кислотно-щелочном), участвуют в мышечных сокращениях, определяют состояние крови. Это «кирпичики», из которых строится организм. Макро- и микроэлементы нужны организму в очень малых количествах, но их недостаток, также как и избыток, вреден для здоровья. Жизненно необходимые элементы подразделяются на макроэлементы (суточная потребность > 100 мг) и микроэлементы (суточная потребность < 100 мг).

К макроэлементам относятся натрий (Na), калий (К), кальций (Са), магний (Mg), хлор (Cl), фосфор (Р), сера (S) и йод (I).

К жизненно важным микроэлементам, необходимым лишь в следовых коли-чествах, относятся железо (Fe), цинк (Zn), марганец (Mn), медь (Cu), кобальт (Co), хром (Cr), селен (Se) и молибден (Mo). Фтор (F) не принадлежит к этой группе, одна-ко он необходим для поддержания в здоровом состоянии костной и зубной ткани.

Сбалансированное питание. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать затратам энергии, которые у каждого отдельного человека зависят от пола, возраста, физиологических и генетических особенностей, характера выполняемой работы и других факторов. При соблюдении баланса между поглощаемой и затрачиваемой организмом энергией лучше работают фермен-тативные системы, обеспечивающие расщепление и дальнейшее использование веществ пищи, а также выведение из организма токсичных продуктов распада.

Наиболее целесообразное соотношение между белками, жирами и углеводами равно 1 : 1 : 4 – 4,5. Белки животного происхождения должны составлять 55 – 60% от общего количества белков с учетом при этом сбалансированности аминокислот (особенно незаменимых). В течение дня употребление сахара не должно составлять более ¼ от общего количества углеводов.

Недостаток или избыток в рационе хотя бы одного компоненты пищи вызывает сдвиги в обмене веществ, в первую очередь это выражается в нарушении работы ферментных систем организма.

Избыточное питание способствует развитию ожирения, сахарного диабета, подагры, атеросклероза.

Сбалансированное питание должно учитывать также интенсивность физических и эмоциональных нагрузок, пол и возраст человека, экологические факторы и пр.

Рациональное питание.

В основе построения рационального режима должны лежать генотипические особенности человека, возраст, пол, характер его жизнедеятельности, привычки и профессия, семейное положение и двигательная активность. С учетом этих факторов при организации питания следует предусмотреть следующие обстоятельства:

· время и частота приема пищи должны увязываться с учетом режима работы (учебы);

· при малой двигательной активности каждому приему пищи должны предшествовать хотя бы 10–15-минутные физические упражнения (гимнастические упражнения, ходьба, танцы и пр.);

· при высокой двигательной активности в рационе должна быть предусмотрена соответствующая углеводистая и белковая компенсация;

· пищевой рацион для растущего организма должен включать повышенное содержание белков высокой биологической ценности, что обеспечивает анаболические процессы пластическим материалом (прежде всего незаменимыми аминокислотами);

· растущий организм и организм, испытывающий экстремальные нагрузки требует повышенного поступления витаминов и эссенциальных жирных кислот;

· напряженной работе должна предшествовать легкая пища, следовать за такой работой (не ранее чем через 1,5-2 часа) – плотная еда;

· основным показателем сбалансированного питания должен быть высокий уровень здоровья, а у взрослого человека – еще и неизменная оптимальная масса тела.

Исходя из отмеченных предпосылок, следует сделать вывод о том, что питание обязательно необходимо планировать –только при таком подходе можно в полном объеме, качественно и без неблагоприятных последствий обеспечить потребности организма для здоровой жизни. Несомненно, каждому человеку следует придерживаться пищевого рациона исходя из знаний биологической и химической ценности пищевых продуктов, а также потребности в основных пищевых веществах для данной возрастно-половой группы населения.

У взрослых в зависимости от затрат энергии в различных сферах профессиональной деятельности выделяют 5 групп:

- работники преимущественно умственного труда;

- работники физического труда с небольшими энергозатратами;

- работники механизированного труда;

- работники немеханизированного труда средней тяжести;

- работники тяжелого ручного труда (женщины в эту в группу не входят).

В соответствии с такой градацией, возрастом и полом потребность человека в основных питательных веществах выражается в официальных рекомендациях, основным исходным пунктом построения которых является соответствие между энергетической составляющей пищи и энергозатратами индивидуума. Однако практические расчеты показывают, что при существующих и наиболее распространенных режимах и рационах питания эти нормативы оказываются несомненно завышенными. Поэтому основным критерием рациональности и достаточности питания должно быть состояние здоровья, работоспособность и высокий психический и социальный статус человека.

Частота приема пищи должна определяться особенностями жизнедеятельности человека – как генетически обусловленными, так и связанными с его семейными традициями, профессиональной деятельностью и т.д. Так, для ребенка, имеющего высокий уровень обмена веществ, может рекомендоваться более частый прием пищи, как и людям, ведущим двигательно-высокоактивный образ жизни, имеющим повышенный уровень желудочной секреции, гиперфункцию щитовидной железы, страдающим сахарным диабетом и т.д. Вместе с тем, людям пожилого возраста, ведущим малоподвижный образ жизни и т.п., следует рекомендовать более редкий режим приема пищи. Основным же критерием очередного приема пищи должно быть чувство голода. Однако в реальной жизни бывает трудно отличить голод от аппетита, и любой дискомфорт в этом отношении человек готов воспринимать как голод. Поэтому лучше планировать прием пищи в определенное время суток, приобщая каждый из них к конкретному условию жизнедеятельности. Оптимальным, соответствующим характеру изменений суточной активности человека, следует считать трех-четырехразовое питание, при котором между приемами пищи перерывы должны быть достаточными для того, чтобы практически полностью завершилось пищеварение, связанное с предыдущим приемом пищи, по крайней мере, в пределах 5–6 часов.

Контрольные вопросы по теме 3 (лекции12-17)

1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии.

2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизне-деятельности.

3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

4. Здоровый образ жизни студента.

5. Влияние окружающей среды на здоровье.

6. Наследственность и ее влияние на здоровье.

7. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека.

8. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья.

9. Самооценка собственного здоровья.

10. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

11. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

12. Режим труда и отдыха.

13. Организация сна.

14. Организация режима питания.

СЕМЕСТР

ТЕМА 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

(лекции 18-22)

Физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей. С каждым годом объем двигательной активности человека уменьшается. Гипокинезия - сниженная двигательная активность - стала нежелательным фоном нашего века. Мышечный голод для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже в течение нескольких недель не двигается, то начинает худеть, его мышцы атрофируются, работа легких и сердца нарушается. Но стоит ему разрешить двигаться, как эти недуги бесследно проходят.

Физическая активность - занятия физической культурой, спортивная деятельность - связана с двигательной активностью и направлена на совершен-ствование человека, причем не только его физических, но и психологических, нравственных качеств. Физическая активность вообще и ее часть - физическая культура, физическое воспитание - является одним из наиболее сильных и доступных средств улучшения и сохранения здоровья на многие годы. Заниматься можно где угодно и когда угодно, а также в любом возрасте. Выбор занятий велик: бег, ходьба, лыжи, плавание, теннис, настольный теннис, волейбол, футбол, баскет-бол и многие другие. В США, например, бегает трусцой 35 млн. человек - это один из самых дешевых видов спорта. Более 73 млн. человек занимаются ускоренной оздоровительной ходьбой. В Японии с ее сверхтехнологиями наиболее популярны среди любителей: ходьба, велосипед и все виды восточных гимнастик.

Вывод: не прав тот, кто надеется лишние килограммы уничтожить с помощью жесткой диеты и голодания. Или решать возникшую проблему только изнурительными тренировками. Надо совмещать разумное питание с тренировкой.

Гигиена организма

Гигие́на (в переводе с латыни – «приносящая здоровье») - область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигие́на - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины. В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы (дисциплины): общая гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Закаливание

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание - испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

Психоэмоциональное состояние человека зависит, в свою очередь, и от его ментальных установок:

-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми;

- интеллектуальное самочувствие - способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.

Наши рекомендации