Характеристика уровней физической культуры личности

Выделяют несколько уровней физической культуры личности:

1. Ситуативный, при котором отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях ФК. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону.

2. Начальной грамотности характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности.

3. Уровень образованности отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются интеллектуальные способности и эрудированность. Физическое совершенство характеризуется хорошей степенью физического развития и подготовленности.

4. Творческий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования ФК, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности.

Методическая система актуализации физического самовоспитания обучающегося состоит в реализации педагогических технологий, обеспечивающих переход от внешней детерминации деятельности и поведения учащегося в области физической культуры к внутренней. Исследователями разработаны организационный и методический инструментарии перевода процесса физического развития в режим самоорганизации, саморазвития для каждого из основных этапов физического самовоспитания обучающегося. Структурными компонентами организационно-педагогических условий формирования и сохранения здоровья и физического воспитания обучающихся выступают: формирование мотивов физического самовоспитания; освоения валеологических знаний, умений и навыков здорового стиля жизни; поддержания и развития физических кондиций; содержание учебно-тренировочных занятий по развитию и саморазвитию физической подготовленности, содержание пропагандистко-просветительской работы по формированию личностно значимых ценностей здорового стиля жизни; деятельность педагога по стимулированию саморазвития физической культуры личности; деятельность учащихся по саморазвитию физической культуры; педагогические средства (учебно-тренировочные упражнения, творческие задания, технические средства поддержания здоровья и развития физической кондиции); качество учебно-методического обеспечения, включающего в себя индивидуальные программы, учебные пособия, методические рекомендации. Как считают В.С. Быков и соавторы (2006) концепция актуализации физического самовоспитания учащегося, как педагогического процесса включает: педагогические технологии актуализации физического самовоспитания в системе физического воспитания учащегося с точки зрения функций, которые оно выполняет; обоснования психолого-педагогических условий формирования готовности учащегося к физическому самовоспитанию; модели актуализации физического самовоспитания учащихся; критерии степени проявления физического самовоспитания и уровни его сформированности. Таким образом, резюмируя сказанное, можно констатировать, что важная роль в ФК личности отводится мотивационно - ценностному компоненту (МЦК). Он отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания:

теоретические - охватывают историю развития ФК, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования;

методические - обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»;

практические - дают навыки, как эффективно выполнять то, или иное физическое упражнение, двигательные действие.

Знания - необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.

Убеждения- определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность. Потребность физической культуры - главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках. Система мотивов: достижение физического совершенствования; дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними; долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по ФК, выполнять требования учебной программы; соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, завоевать авторитет, поднять свой престиж, быть первым, достичь больших успехов; подражания, стремления быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными во время занятий; спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов; процессуальный при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий; игровой, выступающий средством развлечения, отдыха, снятия нервного напряжения; комфортности, определяющий желания заниматься физическими упражнениями в благоприятных комфортных условиях. Интересы - побуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.

Наши рекомендации