Рекомендуется Учебно-методическим объединением
Федерального агентства по здравоохранению
И социальному развитию»
Кафедра философии
Е.Н. Немеров
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Учебное пособие для заочных отделений многопрофильных медицинских университетов
Рекомендуется Учебно-методическим объединением
по медицинскому и фармацевтическому образованию
Вузов России в качестве учебного пособия
для студентов медицинских вузов
Курск – 2008
УДК
ББК
Немеров Е.Н. Основы культурологии. Учебное пособие для заочных отделений многопрофильных медицинских университетов. – Курск: КГМУ, 200…
Рецензенты:
Редактор:
докт. филос. н., докт. ист. н., проф. С.П. Щавелёв
В учебном пособии для студентов высших учебных заведений представлены основные разделы курса культурологии в соответствии с действующим вариантом Государственного образовательного стандарта по указанной дисциплине. Обобщен опыт преподавания данной дисциплины на заочных отделениях фармацевтического и сестринского факультетов. Пособие предназначено для самостоятельной работы, повторения лекционного материала, а также для подготовки к зачёту по курсу культурологии. Содержит план и конспект каждой темы, списки используемой литературы, вопросы для самоконтроля и повторения, а также темы и методические рекомендации по выполнению контрольных работ.
Содержание
Содержание. 3
Предисловие. 4
Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина. 5
Тема 2. Культура как ценность. Типология культур. 15
Тема 3. Мировые религии в контексте культуры.. 21
Тема 4. Истоки западноевропейской цивилизации. 34
Тема 5. Западноевропейская культура Нового времени. 46
Тема 6. Русская культура. 56
Приложение. 69
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 69
Предисловие
В современной системе высшего образования дисциплина «Культурология» является обязательной в цикле гуманитарных и социально-экономических наук для подготовки студентов всех специальностей. Задачами данного курса являются: формирование представлений о культурологии как философской науке и ее связях с другими дисциплинами гуманитарного блока; знакомство с понятийным аппаратом теоретического и исторического анализа культуры; анализ внутренних закономерностей бытия культуры; изучение важнейших культурологических концепций развития культуры; формирование у студентов навыков объективного, аргументированного обсуждения актуальных проблем культуры, самостоятельного критического мышления, а также толерантного отношения к чужой позиции.
В пособии затрагиваются следующие аспекты культурологического знания: школы, направления и теории в культурологии; развитие культуры народов мира и России; религия в контексте культуры; взаимосвязь культуры и цивилизации; эволюция духовных и материальных ценностей; медицина как составная часть культуры. Таким образом, в пособии отражена специфика медицинских специальностей.
Работа над пособием была распределена следующим образом: канд. филос. н., ст. преп. Е.Н. Немеров подготовил главы 1, 2, 3, 4, 5, приложение; канд. ист. н., ст. преп. Д.С. Симкин подготовил главу 6.
Автор надеется, что учебное пособие «Основы культурологии» окажет полезным, всем изучающим данный курс.
Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
1. Понятие культурологии. Объект и предмет изучения.
2. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарного знания.
3. Методы исследования культурных феноменов.
4. Культура как предмет анализа культурологии.
5. Проблема появления и развития культуры.
6. Культурологические аспекты медицины.
Литература
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999.
Гуревич, П.С. Культурология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Зыкина Е.Б. Основы культурологии: учеб. пособие для студентов мед. ун-тов. – Курск: КГМУ, 2003.
Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. – М.; МИЭМП, 2005.
Казанцева, С.А. Культурология: учеб. пособие по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ Гос. образоват. стандарта. – М.: Экзамен, 2005.
Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
Культурология представляет собой комплексную науку, которая занимается изучением генезиса, структуры, закономерностей развития и функционирования культуры как особой формы бытия человека и общества. Объектом её изучения является культура как целостный феномен и элементы, которые его образуют. Говоря о предмете культурологической науки необходимо назвать такие вопросы, как анализ самого понятия культуры; классификация её на основные виды и типы; исследование общих закономерностей культурно-исторического процесса; выявление особенностей культурно-исторических эпох; осмысление роли культуры в жизни человека и общества, а также ряд других.
Сам термин «культурология» был введён в научный обиход в начале XX века немецким химиком и философом Вильгельмом Фридрихом Оствальдом, но формирование культурологического знания началось несколько раньше. Его становление связывается с такими мыслителями, как Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, разработавшими принципиальные положения о природе и специфике исторических форм культуры. С другой стороны, на становление культурологии существенное влияние оказали концепции Карла Маркса, Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда, выявившие различные типы бессознательных факторов культуры и предпринявшие попытку связать эти неявные, пронизывающие повседневное существование людей структуры (экономического, биологического, лингвистического плана) с остальными культурными феноменами. Но самостоятельность в области своих исследований культурология получает только в XX веке, благодаря работам американского антрополога Лесли Элвина Уайта «Наука о культуре» и «Эволюция культуры», в которых эта наука представлена как особая сфера знания о культурных системах и происходящих в них эволюционных процессах.
Если говорить о российской традиции, то необходимо отметить, что с момента формирования национальной философии (30-40-е годы XIX века) последняя заявляет о себе в качестве именно культурологического знания. Это выражается в том, что главной ее проблемой, начиная с Петра Чаадаева, становится выяснение смысла, содержания и перспектив российского культурного типа в контексте его взаимодействия с Западом, что в итоге кристаллизуется в концепцию «русской идеи». Столь значимый для развития России вплоть до сегодняшнего дня спор славянофильства и западничества фактически является столкновением на проблемном поле о месте российского культурно-исторического типа двух культурологических парадигм. Оформление же культурологии в России в самостоятельную отрасль знания датируется 60-ми годами XX века и первоначально вместо термина «культурология» использовалось словосочетание «история и теория культуры».
Культурология как наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Первая занимается исследованиями наиболее общих и универсальных проблем культуры, выявляет и анализирует закономерности ее развития и функционирования. Главная задача этого раздела заключается в разработке категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов. Прикладная культурология занимается разработкой конкретных рекомендаций для регулирования и управления культурными процессами в масштабах всего государства.
Культурологическая наука представляет собой достаточно строгую систему знания, в состав которого включены следующие компоненты:
1. Теория культуры,изучающая структуру, динамику, виды и типы культуры. Кроме того, она занимается анализом закономерностей и механизмов функционирования и воспроизводства культур. Этот раздел культурологии представлен различными направлениями, школами и концепциями.
2. История культуры.Данная дисциплина изучаетособенности основных культурно-исторических типов и важнейших этапов в развитии мировой и национальных культур. Таким образом, происходит изучение культурных событий в их хронологии и описание конкретных культурных явлений.
3. Социология культуры (социальная культурология)направлена на изучение особенностей функционирования культуры в обществе. Она использует методы социологии для объяснения развития и функций культуры,причем предполагается, что в основе культуры лежат формы общности человеческих групп, ее носителей.
4. Психология культуры. Задача этой дисциплины в составе культурологии состоит в объяснении различных сторон человеческой культуры (искусства, религии, языка, экономики, общества и т. д.) с психологической точки зрения.
5. Философия культурыпредставляет собой совокупность попыток философского объяснения явления культуры,его расчленения на ряд областей, объяснения законов его структуры, соподчинения между частями этого явления и определения его ценности.
В некоторых работах понятия «философия культуры» и «культурология» рассматриваются как синонимы. Но, тем не менее, они различаются. Водораздел между ними проходит в плоскости различий между «описанием» и «оценкой». Если философия культуры определяет культурную ценность для человека тех или иных феноменов, то культурология дает их объективное описание. Другая точка зрения видит в философии культуры дисциплину, направленную на понимание культуры как целого и всеобщего, а культурология рассматривает конкретные формы.
Помимо этого, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты. Поэтому особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям и традициям, а так же региональной культуре, ее формированию, развитию, современному состоянию; культурным памятникам не только столичных центров, но и периферии.
К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие: определение места культуры в системе бытия; выявление отношений культуры к природе, обществу и человеку; исследование многомерного строения культуры, обусловленного ее функциями в жизни и развитии человечества; проявление сущности культуры в ее существовании, т.е. в многообразии конкретных культур, которые существуют в социальном пространстве и социальном времени, филогенезе (развитие мира в целом) и онтогенезе (индивидуальное развитие организма); описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д.
В своей исследовательской деятельности культурология использует многие методы социогуманитарного познания. В частности, активно применяется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения. Системный подход позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи и формируют своим взаимодействием целостность, в которой только имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль и назначение каждого из них. Кроме того, активно используется аналитический метод. Для сравнения культур по какому-либо основанию или признаку применяется компаративистский метод. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных организмов, то речь идёт о типологическом методе.
Кроме использования общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться особые методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией пониманием сущности культуры. Так, если культура трактуется, как совокупность знаковых систем становится востребованным семиотический метод. Символически-знаковая концепция культуры предполагает для её исследования герменевтический метод.
Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования, предполагающий анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития, а также логический метод, выявляющий законы движения культуры.
Кроме того, к изучению культурных феноменов, разных их аспектов применяется генетический, типологический, эвристический, психоаналитический и ряд других методов.
Понятие «культура» происходит от латинского слова «cultura», что означает «обработка», «возделывание». Изначально этот термин имел применение в сфере земледелия для различения растений искусственно выведенных человеком от дикорастущих. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком «второй природы». Применительно к человеческому обществу данное понятие впервые употребил римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон, обозначив им воспитанность и образованность. Классическое понимание смысла этого термина сформировалось в эпоху Просвещения и стало синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического, то есть разумного, совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. В этом значении понятие «культура» смыкалось с понятием «цивилизация».
В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона к 1950 году в мире насчитывалось 157 определений понятия «культура». На сегодняшний момент их около 400. Все согласны с тем, что «культура» есть понятие достаточно обширное, предполагающее различные трактовки. Практически все определения культуры едины в одном – это характеристика или способ жизнедеятельности человека. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей, являющаяся надбиологическим феноменом и объясняющая специфику существования человека в мире.
Структурно в составе культуры общепринято выделять два пласта – материальную культуру и духовную. Под первой понимается совокупность материальных благ, средств и способов их производства, а так же механизмы овладения ими. Духовная сфера выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную культуру, т.е. все виды духовного творчества и его результаты. Но это деление достаточно условно, так как эти две сферы тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Отдельные культурные области нельзя отнести только к материальной или только духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, пронизывая всю её систему. Это, например, экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
Помимо этого, культура представляет собой сложную многофункциональную систему. Среди её функций выделяют следующие:
· гносеологическая функция обеспечивает накопление, трансляцию и сохранение культурно значимого общественного опыта;
· преобразовательная функция культуры заключается в том, что человек не только познаёт мир, но и преобразовывает его, создавая новые материальные и духовные ценности;
· аксиологическая функция способствует формированию у человека системы духовных ценностей и потребностей;
· коммуникативная функция культуры, основой которой является язык, служит для осуществления процесса общения;
· регулятивная функция заключается в организации взаимоотношений между людьми, принадлежащих к одной культурной традиции или к разным;
· интегративная функция служит для объединения народов, социальных групп, государств;
· адаптивная функция культуры способствует приспособление человека к окружающей среде;
· воспитательная функция заключается в формировании и самосовершенствовании личности.
Именно с помощью культуры происходит социализация или инкультурация человека. В процессе своего развития индивид взаимодействует с той или иной культурной традицией, таким образом, он усваивает принятые в обществе нормы и правила поведения, в результате чего личность начинает отождествлять себя с культурной традицией. Таким образом, у него складывается культурная самоидентификация, т.е. осознание своей собственной культурной принадлежности, которая даёт возможность человеку отличать себя от носителей других культурных традиций, что немаловажно для формирования культурного и национального сознания.
Огромную роль в процессе социализации играют социальные институты. Социальные институты – это исторически сложившийся устойчивый комплекс норм, принципов, установок и ценностей, обеспечивающих упорядочивание и регулирование отношений и взаимодействий между людьми. К основным социальным институтам относятся миф, религия, искусство, наука, семья, государство, рынок. В процессе исторического развития человечества их приоритет менялся в зависимости от ситуации в обществе. Первоначально господствовали миф и семья. Именно через них осуществлялся процесс социализации. Постепенное расслоение общества приводило к выделению особой группы людей – профессиональных лидеров, которые хранили и распространяли культурные достижения. В результате этого постепенно складывается институт религии. Главным в ней была вера в Бога, в сверхъестественное, в чудо, т.е. в то, что не постижимо рациональным путём.
С постепенным усложнением структуры общества возникает необходимость в более совершенной системе управления. Это приводит к возникновению государства, которое занимается регулированием важнейших систем общества, защитой населения, поддержанием порядка. Ещё один социальный институт – это искусство. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определённого времени, определённой эпохи. Глубокое влияние на современную культуру оказывает наука, которая достоверность и истинность получаемых знаний проверяет специально разработанными средствами и способами. Творческие возможности науки огромны и они всё более глубоко преобразовывают культуру.
Необходимо учитывать, что выход на первые роли одного социального института не означает полного снижения значения другого. Он не исчезает и продолжает влиять на культурные процессы, но его воздействие будет менее сильным.
С культурой часто отождествляют понятие «цивилизация». В ряде случаев они совпадают, но далеко не всегда они выступают как синонимы. В науке чаще всего используется понимание данного термина в двух значения. В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, т.е. данное понятие знаменует высший этап развития человечества, подразумевая, в первую очередь, материальную сферу. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации (например, восточная и западная).
Этот термин происходит от латинского слова civilis, что переводится как гражданский, государственный. Введен в научный оборот он был в XVIII веке. На протяжении длительного времени культуру и цивилизацию отождествляли, но в XIX веке возникает тенденция к их разграничению. В начале XX века немецкий мыслитель Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Европы» и вовсе их противопоставил. Цивилизация предстала у него высшей стадией развития культуры, на которой происходит её упадок.
Сейчас, чаще всего, с цивилизацией ассоциируются материальные успехи прогресса человечества (развитие техники и технологии), а с культурой – духовный мир человека. Но в целом, в науке так и не сложилось единого понимания термина «цивилизация».
Для культурологии также является важным вопрос о возникновении и развитии культуры, т.е. культурогенез. В науке выработано ряд теорий, объясняющих этот феномен. Одна из них, предложенная марксизмом, главную роль отводит труду, который способствовал формированию речи и сознания. Кроме того, в процессе деятельности начали создаваться искусственные орудия труда. Таким образом, появились элементы материальной и духовной культур.
Другая концепция – психоаналитическая. Она увязывает культурогенез с возникновением первых бессознательных психических комплексов. Главное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью, с которой взаимосвязано чувство вины. Культура появляется как средство защиты от бессознательных разрушительных влечений, оставшихся «в наследство» от животных.
Третья концепция принадлежит голландскому историку и философу Йохану Хейзинга. В своей работе «Человек играющий» («Homo Ludens») он утверждает, что культура возникает из игры. Постепенное развитие игры, создание сложных правил, отличающихся от сложившихся в природе, приводит к появлению культуры. Таким образом, играя, человечество создало особый искусственный мир.
Ещё один подход к вопросу культурогенеза был предложен Эрнстом Кассирером. По его мнению, причиной появления культуры является то, что человек не обладает биологическими элементами самозащиты (в виде клыков или когтей и т.д.). Он менее чем животные приспособлен к жизни в природе, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов.
Культура, а также элементы её составляющие, в процессе своего развития подвержены разного рода изменениям. Их источники, причины и ход изучает особая сфера культурологии – динамика культуры. Культуры на том или ином этапе культурогенеза могут пребывать в различных состояниях, среди которых выделяются кризис, стагнация, прогресс и регресс, а также взрыв в культуре.
Состояние кризиса является следствием того, что культурные доминанты не в состоянии обеспечить равновесное состояние социокультурной системы. Результатом кризиса может быть гибель культуры, но, кроме того, он может послужить стимулом для её обновления.
Стагнация (или застой) характеризуют стабильное состояние культуры, при котором основные нормы и ценности, идеологические и религиозные установки воспроизводятся постоянно в неименном виде, в то время как инновации практически отсутствуют. Данное состояние характерно, прежде всего, для обществ первобытного и архаического типа (африканские племена, народы Полинезии и др.). Тем не менее, культуры, находящиеся на достаточно высоком уровне развития, также могут впасть в состояние стагнации.
Вопрос о прогрессе и регрессе культуры является достаточно спорным в культурологии. Это связано, в первую очередь, с отсутствием каких-либо чётких критериев того и другого. Упрощение и ослабление культурной жизни принято считать признаками упадка, деградации культуры.
Ещё один динамический процесс – это взрыв в культуре, характеризующийся резким переходом от постепенного развития к кардинальному обновлению. В этот период резко возрастает культурная активность, увеличивается количество преобразований, в результате чего социокультурная система переходит на качественно новый уровень своего развития.
Таким образом, происходящие в культуре динамические процессы достаточно многообразны.
Одним из самых мощных факторов развития культуры и сохранения традиции является язык. Его значение выходит далеко за пределы коммуникативной функции, т.к. в естественном языке народа концентрируется национальный менталитет. Та или иная культура имеет свой язык, в котором находит отражение свой особый способ восприятия мира. На это влияет культурный код. Использование этого понятия в культурологии стало результатом внедрения методов лингвистики в исследования гуманитарных наук. Различают три исторических типов культурных кодов: традиционный (дописьменный), письменный и экранный.
В основе дописьменного кода лежит миф. Он характерен для первобытных и традиционных культур. Процесс передачи информации осуществлялся устным путём от человека к человеку, истинные знания переплетались с выдумками. Недостатками этого кода являлось существенные искажения, т.к. часть данных терялась (забывалось или недосказывалась), а что-то добавлялось переносчиком. Большое значение заключалось в передаче культурного опыта и традиций от поколения поколению, наследование общественных институтов.
На стадии перехода от первобытности к первым цивилизациям происходит появление письменности. Данный код предполагает наличие реальности, не соотносимой непосредственно с человеческой (наука, религия). Его основной характеристикой является разделённость предметов и знаков. Этот код приводит к появлению нового вида описания реальности – истории, которая фиксирует и анализирует события прошлого и настоящего.
Появление и развитие книгопечатания приводит к тому, что информация становится практически общедоступной. Это приводит к развитию средств массовой коммуникации. В результате появляются и получают всё большее распространение визуальные формы хранения информации, а также технологии их передачи. Данные, полученные таким способом, быстрее и легче усваиваются, но, в тоже время, они могут быть ненадёжны и фрагментарны. В целом, культура визуального кода на рубеже XX-XXI веков начинает только определяться в своих основаниях, её окончательное становление дело будущего.
В современном мире в процессе взаимодействия культур становится проблема понимания носителями разных культурных кодов символов и фактов культуры. Это приводит к негативным последствиям, вплоть до конфликтных ситуаций. Поэтому важным является вопрос поиска базового кода для всех культур, который позволил бы создать общий минимальный уровень понимания.
Одним из многих культурных феноменов является медицина. За многовековой процесс развития человечества эта отрасль прошла долгий путь от шаманства и знахарства до организованной системы знания, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Сейчас она представляет собой развитую научно-технологическую отрасль. В различных культурах были выработаны свои определённые представления об устройстве человеческого тела, о принципах его функционирования, причинах и методах лечения болезней, что говорит о существовании нескольких медицинских традиций. Среди них наиболее крупными являются китайская, индийская и европейская. Только последняя из них является полностью анатомической медициной, в которой реализовывается наиболее объективный подход к структуре и функциям человеческого тела. Это привело к активному развитию научно-технической мысли в данной отрасли знания, выработки более точных методов диагностики. Данные процессы привели к возможности значительно увеличить количество специалистов-медиков и поднять качество лечения. В тоже время, в современной медицине имеется ряд и негативных последствий, среди которых можно назвать недооценку организма как целостной естественной системы, недостаточное вниманию психологическим аспектам, как в плане скрытых резервов, так и в плане причин заболеваний, перенос ответственности за состояние здоровья и излечения от болезни с пациента всецело на врача. Развитие медицинских и биологических технологий привело к потребности этического и правового регулирования новых проблем в медицине (трансплантация органов, репродукция человека, проблема клонировая и др.).
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Кто и когда предложил понятие «культурология»?
2. Какие условия способствовали появлению культурологии?
3. В чём заключается междисциплинарность культурологического знания?
4. Какие методы используются при культурологическом исследовании?
5. Какие дисциплины входят в состав культурологического знания?
6. В чём заключается специфика культурологии как науки?
7. Какие существуют подходы к определению понятия «культура»?
8. Что характерно для цивилизации?
9. Чем культура отличается от цивилизации?
10. Какие функции культура выполняет в обществе?
11. Что такое культурогенез? Какие концепции культурогенеза существуют?
12. Что такое динамика культуры? Какие динамические процессы характерны для культуры?
13. Как можно охарактеризовать понятие «культурный код»? Какие типы культурных кодов существуют?
14. Каким образом взаимосвязаны культура и медицина?
Литература
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999.
Гуревич, П.С. Культурология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Зыкина Е.Б. Основы культурологии: учеб. пособие для студентов мед. ун-тов. – Курск: КГМУ, 2003.
Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. – М.; МИЭМП, 2005.
Казанцева, С.А. Культурология: учеб. пособие по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ Гос. образоват. стандарта. – М.: Экзамен, 2005.
Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.
Одним из наиболее важных понятий для культуры является категория ценности. Осмысливая мир, человек классифицирует окружающие его предметы и явления по степени важности и значимости. Он решает для себя, что представляется существенным, а что нет, без чего он может обойтись, а без чего нет. Разные люди определяют свой ценностный мир по-своему, одно и тоже явление может получать различную оценку у разных субъектов. В целом, ценность это не столько сама вещь или явление, а отношение субъектов к этой вещи или явлению.
В качестве культурных ценностей выступают культурно значимые для человека и общества феномены. Та или иная эпоха, социальная группа или отдельный человек имеет свои предпочтительные культурные ценности. Система взглядов, характеризующаяся стремлением воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона, получила название этноцентризма. Он отражает и одновременно воспроизводит единство этнической группы перед лицом внешнего мира. Его наиболее ярким примером является европоцентризм – историко-культурная и геополитическая концепция, постулирующая и обосновывающая особый статус западноевропейских ценностей в мировом цивилизованном и культурном процессах. Противоположная этой установка, утверждающая равнозначность всех типов культур и их ценностей, получила название культурный релятивизм. Европоцентристские взгляды тесно связаны с идеей культурной модернизации, определившей процесс постепенного приобщения и усвоения социокультурной модели западной цивилизации традиционными обществами. Она выступает в качестве одного из проявлений процесса глобализации в политике, экономике и культуре. Стремление навязать культурные нормы и образ жизни Запада вызывает сопротивление со стороны ряда народов. Наиболее активными в этом противостоянии являются арабо-мусульманские страны. Кроме того, в самих западных странах шириться движение антиглобалистов, которые выступают против культурного господства одного цивилизационного типа, за многополюсный мир.
Каждая культура выступает уникальным образованием, основывающимся на культурной самобытности, основу которой составляет традиция. Традиция является универсальной формой фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую преемственность в социокультурных процессах. Она транслируется как через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (т.е. через ритуал), так и устно через фольклор, мифологию, религиозные таинства и т.д. Традиции проявляются в различных сферах культуры – в науке, искусстве, религии, образе жизни. Они, во многом, определяют процесс социализации личности, т.к. способствуют приобщению к культурным ценностям прошлого и настоящего. Само общество по-разному может относиться к своим традициям: они могут воспроизводиться в неизменном виде в течение длительного промежутка времени (консервация); могут полностью отрицаться; старые традиции могут возрождаться в новых исторических условиях (реставрация); могут идеологически интерпретироваться; а могут и переосмысливаться в результате стремления к гармоничному сочетанию традиционного и инновационного. В целом, традиции играют существенную роль, т.к. являются основой культурной жизни, а также выступают в качестве связующего звена между поколениями. Тем не менее, излишняя приверженность культурному наследию может привести к состоянию стагнации, при котором какое-либо прогрессивное движение социокультурной системы будет отсутствовать.
Несмотря на наличие своих собственных традиций и установок, культуры, вступая между собою в различного рода отношения, влияют друг на друга, что приводит к изменениям. В науке этот процесс обозначают как межкультурное взаимодействие. В нём принимают участие две стороны: культура-донор и культура-реципиент. Первая транслирует свой культурный опыт, почти не приобретая ничего взамен. Вторая воспринимает культурное влияние. Кроме межкультурного взаимодействия существуют культурные контакты, которые отличаются тем, что являются менее продолжительными во времени и не затрагивают структуры культур, поэтому не вызывают трансформаций.
В результате длительного и прямого взаимодействия у культуры-реципиента происходят существенные изменения в материальной и духовной сферах, т.е. акультурация. В итоге может произойти образование культурного синтеза. В конечном счёте, этот процесс может привести либо к ассимиляции (полная или частичная утрата собственных культурных ценностей и усвоение чужых), либо к интеграции (состояние культуры, при котором все разнородные элементы функционируют взаимосогласовано и гармонично). Сам процесс взаимодействия может строиться на основании диалога, что приводит к обогащению обеих сторон, или приводить к культурному конфликту, который возникает из-за стремления культуры-реципиента сохранить свою самобытность. Кроме того, сам процесс культурного взаимодействия может носить как спонтанный характер, так и направляться специально разработанной политикой.
Культура представляет собой многоуровневую систему. Культуру делят на определённые виды и типы. Основанием для подобного деления является учёт многообразия человеческой деятельности, географическое пространство, историческая эпоха, носитель. В последнем случае правомерно выделяют мировую, национальную и этническую культуры.
Мировая культура представляет собой синтез лучших достижений всех национальных и этнических культур населяющих Землю. Национальные культуры