Коммуникационные каналы, их емкость.
Формальные каналы коммуникациипронизывают организацию в соответствии с действующей в ней командной цепочкой или распределением ответственности за выполнение рабочих задач. В большинстве традиционных, вертикально организованных компаниях преобладают восходящие и нисходящие коммуникации. Однако на новом рабочем месте на первый план выходят горизонтальные коммуникации, т. е. постоянный обмен информацией между отделами и сотрудниками.
Нисходящие коммуникации.Знакомый каждому из нас, наиболее очевидный поток формальных коммуникаций, нисходящие коммуникации,состоит из сообщений и информации, отправляемой подчиненным высшим руководством фирмы. Например, в StarMedia Network (ведущий интернет-портал для людей, говорящих на испанском и португальском языках) проводятся ежеквартальные web-конференции, на которых глава компании Фернандо Эспуэлас и другие топ-менеджеры отчитываются о результатах, сообщают важные новости, объявляют о новых стратегических инициативах, уточняют цели. 14 офисов StarMedia расположены в 11 странах мира, поэтому конференции проходят на испанском, португальском и английском языках. При этом в каждом офисе есть переводчик, который следит за тем, чтобы информация не «терялась».
Как правило, нисходящие коммуникации охватывают следующие темы:
1. Внедрение целей и стратегий. Пример: «Мы начинаем новую программу повышения качества продукции. Ее успех определяет возможности выживания нашей компании».
2. Должностные инструкции и приказы. «Отдел закупок должен обеспечить поставки кирпича, так как через две недели к работе на объекте приступает бригада каменщиков».
3. Процедуры и различные правила.
4. Обратная связь по результатам деятельности.
5. Внушение идей. «Сотрудники компании — одна семья, мы рады пригласить всех на ежегодный вечер, который состоится 8 марта».
Основная проблема нисходящих коммуникационных потоков — рассеивание, полное искажение или полное исчезновение исходного смысла сообщений. Да, формальные коммуникации — один из самых действенных способов доведения информации до сотрудников компании, но при этом только при передаче от одного человека к другому утрачивается до 25% информации.
Восходящие коммуникации.Поток восходящих коммуникаций формируют сообщения, передаваемые с низших уровней организации на высшие уровни иерархии.
1. Проблемы и вопросы. Сообщения, информирующие руководство о рабочих проблемах и вопросах.
2. Предложения по улучшению.
3. Отчеты о результатах деятельности.
4. Жалобы и споры. Жалобы и конфликты между работниками должны быть услышаны и разрешены вышестоящим руководством. Пример: «Менеджер по анализу операций получил задание исследовать процесс утилизации оборудования, но руководство завода чинит ему препятствия».
5. Финансовая и бухгалтерская информация.
Менеджмент компаний весьма заинтересован в бесперебойных восходящих коммуникациях и использует самые разные каналы: ящики для записок с предложениями, опросы сотрудников, политика открытых дверей, управленческие информационные системы и прямые диалоги между руководителями и рабочими. Менеджеры компании SoftChoice (торговля программным обеспечением; компания состоит из 23 офисов и насчитывает 300 человек персонала) выпускают онлайновый журнал «SINews» («SoftChoice Internal News», «Внутренние новости SoftChoice»), в котором любой работник имеет возможность высказать свою точку зрения на ту или иную проблему. На каждой странице имеется кнопка «Ответить». С ее помощью читатель — если угодно, анонимно — может задать вопросы, сделать комментарий, высказать жалобу или предложение. В компании Opus Event Marketing используются ярко-красные карточки, с помощью которых работники могут высказать свои пожелания менеджерам.
Горизонтальные коммуникации.Горизонтальные коммуникации представляют собой обмен сообщениями между коллегами по работе как внутри отделов организации, так имежду ними. Как правило, горизонтальные коммуникации не только преследуют цель проинформировать кого-то о чем-то, но и содержат просьбы о поддержке или координации действий. Горизонтальные коммуникации подразделяются на три категории:
1. Разрешение проблем внутри отделов.
2. Координация работы отделов.
3. Инициативы изменений и улучшений. Пример: «Мы упрощаем систему оформления командировок и хотели бы обсудить нововведения с вашим отделом».
Горизонтальные коммуникации особенно важны в обучающихся организациях, где команды рабочих постоянно решают проблемы и ищут новые способы работы.