Д.п.н. проф. фахрутдинова р.а.
Казань 2012
Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период – это начало жизни, причем первые три месяца – это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Социометрические исследования показали рост числа учащихся с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья, для которых особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе к следующей образовательной ступени. Поэтому деятельность психологической службы МОУ “СОШ № 8” г. Златоуста направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации школьников, причем особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать для разных возрастных групп наиболее благоприятные условия для адаптации и преемственности.
Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:
состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);
резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);
истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).
Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:
- дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);
- выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);
- младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).
Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.
Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный учащийся, с нашей точки зрения, – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.
На таком представлении о сути адаптации в общеобразовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком и группами учащихся.
Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:
- Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).
- Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп.(таблицы1 – 3)
- Реализовать разработанную модель для каждой возрастной группы.
- Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.
Таким образом, мы считаем, что для решения перечисленных задач психологическая служба должна помочь педагогам:
- отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;
- создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;
- помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения;
- оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;
- создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения;
- актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Принципы психолого-педагогической программы:
- принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
- принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
- принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
- принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
- принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Программа “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.
Для первоклассников:
- помочь ребенку принять позицию школьника;
- помочь осознать появление нового сообщества – класса;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
- обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Для пятиклассников:
- помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;
- помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
- помочь детям принять “новых” учителей;
- пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).
Для десятиклассников:
- помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;
- помочь принять новичков в коллектив;
- помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;
- познакомить с миром юноши и миром девушки;
- помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Для воспитателей детских садов:
- создать условия для всестороннего развития ребенка;
- сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе;
- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.
Для учителей начальных классов:
- изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного
взаимодействия в целях и содержании обучения;
- учитывать возрастные особенности и возможности детей;
- выработать единые требования по проблеме “готовность ребенка к школе” между ДОУ и МОУ.
Для учителей-предметников:
- снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- создать атмосферу сотрудничества;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:
- Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
- Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
- Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.
- Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.
- Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
- Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Прогнозируемый результат:
- Сформированность у первоклассников, пятиклассников и десятиклассников психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.
- Сформированность у педагогов и родителей навыков психологического мониторинга, потребности в рефлексии.
Достоинства настоящей программы авторы видят:
- в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;
- в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;
- в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Отличительная особенность программы состоит в том, что работа осуществляется при помощи методической и социально-психологической службы по повышению мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту через развитие навыков рефлексии, что способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, удовлетворенности учителей педагогическим трудом в целом, совершенствованию урока через реализацию приоритетных воспитательных целей, предусматривающих увеличение потенциала самостоятельности, самоуправления учащегося.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:
- разработка социально-психологической службой варианта программы для учителей-предметников для работы с каждой возрастной группой (1–е, 5–е, 10–е классы);
создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;
- обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;
- проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и материалами адаптационного периода;
- проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода с целью выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.
Основные направления и этапы работы с учащимися разных возрастных групп в период адаптации Опыт работы показывает, что продолжительность адаптации зависит от разных факторов:
- индивидуальных особенностей ребенка (характера, психической организации, состояния здоровья, уровня базовой подготовки, интересов, уровня общения и т.д.);
- специфических особенностей организации учебного процесса в школе; уровня социального благополучия семьи (конфликтная, проблемная, благополучная семья).
Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа:
- Первый этап – готовность к обучению на новом возрастном этапе начинается в марте – апреле месяце. Выполняется следующая работа:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене.
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это знакомство с формами организации жизни ребенка перед вступлением в новую возрастную группу. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты тестирования и могут испытывать трудности в период адаптации.
- Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах дошкольного образования и I ступени, I и II ступени; II и III ступени.
- Проведение совместных “круглых столов”, носящих на данном этапе общий ознакомительный характер:
A.для педагогов, набирающих первые классы с воспитателями детских садов;
B.учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 3–4 классы;
C.учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников.
· Проведение “Дня открытых дверей”.
2. Второйэтап – первичная адаптация к новым социальным условиям.
Этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагается:
- Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения.
- Проведение психолого-педагогической диагностики (пятиклассники, десятиклассники).
- Общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств.
- Второй диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.
- Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.
- Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения.
- Организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время:
A.классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса;
B.учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры;
общешкольные мероприятия “Дом, в котором мы живем”, “Мама, папа, я –
спортивная семья”, КВН “Автопортрет нашего класса” и т.д., (Подобные
мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему
требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.)
- Организация профилактической работы в период адаптации.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп.
- Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников: “Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и ДОУ” с приглашением заведующих, методистов ДОУ, взаимодействующих со школой, “Вопросы адаптации 5-ов к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе”, “Вопросы адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям”.
3. Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1кл., 5кл., 10кл. и предполагает следующее:
- Социально-психологической адаптированности каждого учащегося; выявления характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся.
- Основными способами получения информации на третьем этапе являются:
экспертные опросы учителей, родителей;
диагностика неадаптированных учащихся;
анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
- Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).
- Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (медики, валеологи, невропатолог, логопед и др.)
- Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.
- Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.
- Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе, и соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.
- Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов:
- Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе;
- Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.
- В результате такой активной работы по адаптации учащихся улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с учащимися
Список литературы:
1. Куценко Г.И., Новиков ЮВ. Книга о здоровом образе жизни.
СПб., 1997.
2. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под ред. А.В. Мудрика]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. (17 п.л.; гриф УМО по специальности).
3. 6. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, 2004, 2006, 2007. – 272 с. (17 п.л.; гриф УМО по специальности)
4. 7. Социально-педагогические технологии в таблицах, схемах и комментариях: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 80 с. (5,6 п.л.; гриф УМО по специальности).
5. 8. Молодежь Воронежской области: особенности социализации и воспитания. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 68 с. (в соавторстве) (авт. 4 п.л.).
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет