Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды.
Направления образовательной деятельности | Вид помещений | Оснащение | |||
Познавательно-исследовательская деятельность | |||||
Сенсорное развитие | Групповая комната | - дидактические игры на развитие психических функций – мышления, памяти, воображения; - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; -блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. | |||
Познавательное развитие | Групповая комната | -наборы для опытов с водой, воздухом, светом, песком; - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | |||
Формирование элементарных математических представлений | Групповая комната | -блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; - комплекты геометрических фигур; - матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор объемных тел; -кубики, разрезные предметные картинки. | |||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | Групповая комната | -наборы картинок для группировки: домашние и дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, цветы, овощи, фрукты, одежда, посуда, транспорт, продукты питания. - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | |||
Конструирование изразного материала | |||||
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности | Групповая комната | - строительный материал; - конструкторы напольные; - детали конструктора настольного; - плоскостные конструкторы; - бумага, природные и бросовые материалы; -небольшие игрушки (фигурки животных, людей и т.п.), игрушечный транспорт. | |||
Коммуникативная деятельность | |||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | Все пространство детского сада | - игры на развитие мелкой моторики; - развивающие игры(«Найди по описанию»,шнуровки, вкладыши и др.) - Художественная литература для чтения детям - картины, иллюстративный материал | |||
Развитие всех компонентов устной речи | Игровая комната группы, | ||||
Восприятие художественной литературы и фольклора | |||||
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству | Игровая комната группы, все помещения группы, музыкальный зал, участок учреждения | - Художественная литература для чтения детям - аудио-видеозаписи литературных произведений; - различные виды театров; - ширма для кукольного театра; - игрушки-персонажи; - картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества; - книжные уголки в группах; | |||
Игровая деятельность | |||||
Развитие навыков и умений игровой деятельности | Игровая комната группы, участок учреждения | - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - строительный материал; конструкторы; - детали конструктора; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Приобщение к элементарным общепринятым нормам«и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Все про- странство учреждения | - Художественная литература для чтения детям - альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»; - игрушки — предметы оперирования; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Формирование ген- дерной, семейной, гражданской при- надлежности | Все помеще- ния группы | - Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.); - уголок ряжения; - игрушки-персонажи | |||
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы си- туациях и способах поведения в них; — приобщение к правилам безопасного поведения | Все про- странство учреждения (коридоры, холлы и пр.), участок учреждения | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; - видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям - игрушки — предметы оперирования; - игрушки-персонажи - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности | |||
Передача детям знаний о правилах безопасности до- рожного движения в качестве пешехо- да и пассажира транспортного средства | Игровая комната группы, участок дет- ского сада | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; - видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; - игрушки — предметы оперирования; - игрушки-персонажи - настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного дви- жения», домино «Дорожные знаки»); - строительный материал; - конструкторы; - детали конструктора; - художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по 00 «Безопасность | |||
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |||||
Развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе) | Все помещения группы, музы- кальный зал, участок учреждения | - Игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового Пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Воспитание цен- ностногоотноше- ния к собственному труду, труду дру- гих людей и его ре- зультатам | Все про- странство учреждения, участок учреждения | - Игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель); - образно-символический материал (виды профессий и т.д.); - материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек | |||
Музыкальная деятельность | |||||
- музыкально- художественная деятельность; - приобщение к музыкальному искусству | Музы- кальный зал, игровая комната группы | - разнообразные музыкальные инструменты для детей; - подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями; - пособия, игрушки, атрибуты; различные виды театров; - ширма для кукольного театра; - шумовые коробочки; - дидактические наборы («Музыкальные инструменты») | |||
Изобразительная деятельность | |||||
развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) | Игровая комната группы; участок учреждения | - материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки); - природный, бросовый материал; - иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация» идр.); - художественная литература с иллюстрациями; - игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений | |||
развитие дет- ского творчества | Игровая комната группы; участок учреждения | ||||
Двигательная деятельность | |||||
Развитие физи- ческих качеств (скоростных, сило- вых, гибкости, выносливости и ко- ординации); накопление и обогащение двига- тельного опыта детей (овладение основными движе- ниями) | игровая комната группы, участок учреждения | - Музыкальный центр; - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); - игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.); - игровые комплексы (горка); качели, карусели; - материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек | |||
Формирование у воспитанников по- требности в двига- тельной активно- сти и физическом совершенствовании | игровая комната группы, участок учреждения | - Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений); - настольно-печатные игры - игровые комплексы (горка); качели, карусели | |||
Сохранение и укре- пление физического и психического здо- ровья детей | Все пространство группы, участок учреждения | - Развивающие игры; - художественная литература; - игры на ловкость; - дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения); - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); - картотеки подвижных игр; - игровые комплексы (горка); | |||
Воспитание культурно-гигиени- ческих навыков | Все помеще- ния группы, участок учреждения | - Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков; - художественная литература; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства; - настольные игры соответствующей тематики; - иллюстративный материал, картины, плакаты | |||
Формирование на- чальных представ- лений о здоровом образе жизни | Все помеще- ния группы, участок учреждения | - Иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольные игры соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - физкультурно-игровое оборудование; - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; общеразвивающих упражнений); - картотеки подвижных игр. | |||
Учебно-методическое обеспечение
Е.Янушко «Помогите малышу заговорить»1-3года. | |||
В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». М.Мозаика-Синтез.2005. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006. З.В.Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду» Москва «Просвещение» 1971
| |||
| |||
В.В.Гербова, А.И.Максаков «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Москва «Просвещение» 1986 | |||
Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром» Москва «Просвещение» 1987 | |||
Э.Г.Пилюгига «Занятия по сенсорному воспитанию» Москва «Просвещение» | |||
Е.А.Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1979 | |||
Г.Лаптева «Развивающие прогулки для детей»1-3лет | |||
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. Волгоград. Учитель. 2015
Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост. Е.В. полозова. Воронеж. ЧП Лакоценин С.С. 2007
Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Москва. Мозаика-Синтез. 2005
И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Москва. Карапуз-Дидактика. 2008
Т.И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи, Фрукты и ягоды. Москва. Айрис-пресс. 2008
С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей. Москва. Просвещение. 1987
О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
Д.Н. Колдина. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Москва. ТЦ Сфера. 2012
Е.А. Янушко. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Москва. Мозаика-Синтез. 2007
С.Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Москва. Владос. 2003
Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе. Москва. Мозаика-Синтез
Т.И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы. Москва. Айрис-пресс. 2008
О.Е. Громова. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Москва. ТЦ Сфера. 2006
М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Москва. ТЦ Сфера. 2006
Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. СПб. Детство-пресс. 2012
Г.Г. Григорьева. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. Москва. Просвещение. 2005
Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. Москва. Мозаика-Синтез. 2008
Пензулаева Физическое развитие.
Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду. Москва. Мозаика-Синтез. 2006
М.В. Коробова. Малыш в мире природы. Москва. Просвещение. 2006
Г.Г. Григорьева. Малыш в стране акварели. Москва. Просвещение. 2006
Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. Раннее детство: познавательное развитие. Москва. Мозаика-Синтез. 2006
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». М. Мозаика-Синтез.
В.В.Гербова, А.И. Максакова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» Москва «Просвещение» 1986
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Игры с пальчиками» Москва «АСТ». «Астель» 2002
О.А.Скоролупова «Цветущая весна. Травы» Москва «Скрипторий 2003» |
О.А.Скоролупова «Осень. Часть 1.» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Осень. Часть 2.» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Ранняя весна» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Зима» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
О.А.Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» Москва «Скрипторий 2003» 2006 |
Н.А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.
А.А.Смоленцева , О.В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» С-Пб «Детство –Пресс» 2004
Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» Москва. ООО «Гном и Д» 2006
О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир».М.Мозаика Синтез.2005
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.
В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». М.Мозаика-Синтез.2005.
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.
З.В.Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду» Москва «Просвещение» 1971
Приложение№1
Календарно-тематическое планирование на год первая младшая группа
Неде- ля | Тема | Дата |
СЕНТЯБРЬ | ||
Мониторинг | 04.09 - 08.09.2017 | |
Здравствуй, Детский сад! | 11.09 – 15.09.2017 | |
Лес. Грибы, ягоды, деревья | 18.09 – 22.09.2017 | |
Осень. Фрукты. Овощи. Сад и огород. | 25.09 – 29.09.2017 | |
ОКТЯБРЬ | ||
Дорожная безопасность. Светофор. Транспорт | 02.10 – 06.10.2017 | |
Перелетные птицы | 09.10 – 13.10.2017 | |
Одежда, обувь, головные уборы. Ателье | 16.10 – 20.10.2017 | |
Посуда | 23.10 – 27.10.2017 | |
НОЯБРЬ | ||
Человек. Части тела. | 30.10 – 03.11.2017 | |
Друзья | 06.11 – 10.11.2017 | |
Семья. Мой дом. | 13.11 – 17.11.2017 | |
Наша Родина – Россия | 20.11 – 24.11.2017 | |
Продукты питания. Как хлеб на стол пришёл? | 27.11 – 01.12.2017 | |
ДЕКАБРЬ | ||
Зима. Времена года. Календарь. Зимние забавы | 04.12 – 08.12.2017 | |
Мебель | 11.12 – 15.12.2017 | |
Игрушки | 18.12 – 22.12.2017 | |
Новогодний праздник | 25.12 – 29.12.2017 | |
ЯНВАРЬ | ||
Каникулы | 01.01 – 08.01.2018 | |
Зимующие птицы | 09.01 – 12.01.2018 | |
Дикие животные зимой | 15.01 - 19.01.2018 | |
Путешествие по Северу | 22.01 – 26.01.2018 | |
ФЕВРАЛЬ | ||
Свойства материалов | 29.01 – 02.02.2018 | |
Опыты, экспериментирование, детская исследовательская деятельность | 05.02 – 09.02.2018 | |
Профессии | 12.02 – 16.02.2018 | |
Наша Армия | 19.02 – 22.02.2018 | |
МАРТ | ||
Весна. Первые цветы | 26.02 – 02.03.2018 | |
Мамин праздник | 05.03 – 07.03.2018 | |
Комнатные растения | 12.03 – 16.03.2018 | |
Домашние животные и их детеныши. Сельский двор. | 19.03 – 23.03.2018 | |
Возвращение перелетных птиц | 26.03 – 30.03.2018 | |
АПРЕЛЬ | ||
Родной край. | 02.04 – 06.04.2018 | |
Космос | 09.04 – 13.04.2018 | |
Город. Улица. Дом. | 16.04 – 20.04.2018 | |
Вода и её обитатели | 23.04 – 27.04.2018 | |
МАЙ | ||
9 МАЯ. День Победы | 28.04 – 04.05.2018 | |
Скоро лето. Насекомые. Осторожно клещ! | 07.05 – 11.05.2018 | |
Животные жарких стран | 15.05 – 18.05.2018 | |
Мониторинг | 21.05 – 31.05.2018 |
Приложение №2
План работы с родителями
в первой младшей группе на учебный год
Цель: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.
Задачи:
1.Распространять педагогические знания среди родителей;
2.Оказать практическую помощь в воспитании детей;
3.Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
1 блок «Педагогическое просвещение родителей»