Глава 29. Я лежу болею, сам себя жалею: ребенок в больнице

Дай Бог, чтобы советы, содержащиеся в этой главе, не пригодились вам никогда. Но, увы, как бы мы ни берегли наших детей, от попа­дания в больницу не застрахован никто. И заботливым родителям стоит все-таки заранее поинтересоваться последствиями так называе­мой «больничной психотравмы». Ведь древние римляне недаром говорили: «Кто предупреж­ден, тот вооружен».

Что такое «детский госпитализм»?

Для меня долгие годы оставалось загадкой, почему моя дочь в раннем детстве панически боялась людей. Она даже к близким родствен­никам не шла на руки, а если на нее слиш­ком пристально, как ей казалось, смотрели посторонние, начинала рыдать.

По ночам Кристина сама себя укачивала: становилась на четвереньки и, не просыпаясь, сосредоточенно двигала кроватку на колесиках взад и вперед. Дело кончилось тем, что у кро­ватки отвалилось колесо. Мои друзья отказы­вались верить, что это сделало такое крохот­ное, с виду абсолютно беспомощное создание.

Позже Кристинка полюбила качели. Конеч­но, их любят все дети, но одни немного по­качаются и слезут, а она раскачивалась часа­ми, и отвлечь ее было невозможно.

Людей дочь по-прежнему дичилась. При одном виде белого врачебного халата с ней случалась истерика. Да что там врачи! На мо­ей памяти это был единственный ребенок, который испугался... Деда Мороза. Когда тот на детском утреннике сделал всего лишь шаг по направлению к Кристине, она заверещала, как резаная, и чуть было не сорвала новогод­нее представление.

А еще ей по ночам снились кошмары. Я это поняла тоже далеко не сразу, ведь дочка была совсем крохотной и не могла объяснить, поче­му она вдруг закатывается плачем и кричит без остановки минут пять, не слыша обращен­ных к ней слов и никого вокруг не замечая, хотя глаза ее широко распахнуты...

Я уже всерьез задумывалась о ее лечении у психоневролога, но, к счастью, до лекарств де­ло не дошло, потому что примерно в три года характер Кристины резко переменился, и она превратилась в веселую, общительную девочку. Странности исчезли, как наваждение. Вспоми­ная о них, я только диву давалась: откуда что взялось? И только спустя много лет узнала про так называемый «детский госпитализм».

Оказывается, если ребенок в раннем возра­сте проводит какое-то время в больнице без матери (а дочь действительно несколько недель после рождения была в больнице без меня), у него потом появляется и вроде бы беспричинный страх чужих людей, и любовь к раскачи­ванию, и ночные кошмары.

Казалось бы, какая разница новорожденно­му младенцу, где и с кем быть в первые не­дели жизни? Он ведь почти все время спит. Уход в больнице, где лежала моя дочь, был вполне приличный, детей не бросали на про­извол судьбы, вовремя кормили, перепелены­вали, делали всякие процедуры. Но крохотно­му несмышленышу необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, ма­теринская любовь, которую даже самая добрая медсестра не может испытывать к чужому ребенку. Не потому, что она плохая, а пото­му, что она не его мать. И эта любовь нужна маленькому человечку не меньше, чем молоко и сухие пеленки.

Нехватка эмоциональных контактов травми­рует ребенка, и он пытается это компенсиро­вать разными доступными ему средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типич­ный пример таких стереотипных действий — упорное раскачивание. Когда же ребенок воз­вращается домой, в нормальные условия, сим­птомы госпитализма со временем проходят. Однако порой (как вы могли убедиться на примере моей дочери) это восстановление мо­жет растянуться на несколько лет.

Психотравма - не каприз

Родители не должны считать капризом стран­ности ребенка, попавшего в раннем возрасте в больницу. Не спешите его «перевоспитывать»: отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им, как воздух, необходим физичес­кий контакт со взрослыми, необходим гораз­до дольше, чем обычным детям.

Эмоциональные травмы первых месяцев жизни оставляют очень глубокий след в душе ребенка. Впечатления эти неосознанные и потому особенно опасные. На сознательном уровне ребенок их не помнит, но, вытеснив-шись в сферу бессознательного, младенческие впечатления властвуют над ним, определяют его поведение. Недаром так сложна психоло­гическая коррекция детей из домов ребенка, которые первый год жизни проводят в усло­виях, приближенных к условиям больницы.

Самое главное лекарство в данном случае — это любовь и ласка. Если же мать попадается холодная, излишне рациональная, скупо вы­ражающая свои чувства, болезненные симпто­мы у ребенка усугубятся. Годам к четырем у него могут появиться не только поведенческие отклонения, но и заикание. Или он начнет мочиться в постель. Или будет разговаривать только с близкими, а с чужими упорно мол­чать, производя впечатление немого (это назы­вается «избирательный мутизм»).

Сказать, что ребенок, воспитывающийся че­ресчур сдержанной матерью, лишен ее внима­ния, нельзя. Она, может быть, только им и занимается, забросив работу и прочие дела. Но занимается сухо, формально. Как школь­ник, выполняющий задание «от сих до сих».

Наши рекомендации