Глобализация как основная тенденция развития содержания и технологии библиотечного обслуживания

Процессы глобализации, охватывающие все новые и новые сферы жизни, привлекают к себе пристальное внимание ученых различных областей. Постепенно складывается общая теория глобализации и даже новая научная дисциплина — глобалистика.

Одними из первых проблемы глобализации стали изучать философы, политологи.

С их позиций глобализация рассматривается как высшая ступень интернационализации, как качественно новый ее этап. Он характерен такими признаками, как понимание мира как единого целого; единение мира на базе новейших достижений информационно-технологической революции; сближение не только стран, но и граждан, и т. п. Исследования показывают, что глобализм выступает локомотивом и атрибутом новой, постиндустриальной, цивилизации.

По мнению замечательного русского мыслителя Н. Моисеева, глобализация способствует появлению «общества нового гуманизма». Однако ученые отмечают, что глобализация по-разному проявляется в региональных цивилизациях.

Глобализация как основная тенденция развития содержания и технологии библиотечного обслуживания.

Наиболее противоречиво процессы глобализации проистекают сегодня в экономике, в связи с чем ученые-экономисты постоянно анализируют глобальный рынок и те явления —положительные и отрицательные — которые определяют его формирование.

Вместе с тем очевидно, что процессы глобализации все более охватывают и сферу культуры, особенно, если согласиться с М.С. Каганом и считать, что «единство всех форм генетически не закодированной деятельности и есть культура»97.

Сегодня культурологи сделали многое для понимания процессов глобализации в сфере культуры. Однако суть процесса глобализации в такой сфере российской культуры, как библиотечное дело, пока не нашла глубокого осмысления.

А между тем эти процессы несомненно идут.

В качестве точки отсчета первых проявлений глобали-зационных процессов в сфере библиотечного дела России с достаточной долей уверенности можно обозначить конец 1980-х — начало 1990-х гг., когда перестройка всего российского общества обусловила заметные преобразования и в библиотечном мире.

Возникновение в этот период свободных профессиональных объединений (Санкт-Петербургское библиотечное общество (1989 г.), Московская библиотечная ассоциация (1989 г.), Тверское библиотечное общество, библиотечные ассоциации во многих регионах России (Новосибирск. Екатеринбург и др.), Библиотечный благотворительный фонд (1990 г.) и, наконец, Российская библиотечная ассоциация (1994 г.), появление возможности общаться с зарубежными коллегами на конгрессах ИФЛА, ALA не только избранным представителям «генералов от библиотек», но и действительно библиотечным специалистам ввели российского библиотекаря в мировой профессиональный контекст.

Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. — СПб.. 2001.— С. 63.

Заключение

Этому способствовала и деятельность зарубежных культурных центров, работающих в России (Институт 1ете, Британский Совет, Библиотечный отдел при Посольстве США и др.)

Общение с зарубежными коллегами, знакомство с деятельностью библиотек разного типа и вида, с опытом библиотечного обслуживания различных категорий читателей, с характером управления библиотеками в различных странах и т. д. не могли не стимулировать российского библиотекаря к осмыслению своей собственной деятельности, к сравнительному анализу.

Изучение публикаций прошлых и последующих лет позволяет увидеть, как входили в жизнь российских библиотек международно принятые профессиональные термины, нормы, стандарты, технологии (как электронные, так и гуманитарные), форматы, модели и т. д. Сегодня, конечно, с некоторой долей условности, можно обозначить основные направления глобализационных процессов, идущих в библиотечной среде России:

— формирование единых профессиональных ценностей (свобода информации, читатель как приоритет библиотечного обслуживания; соблюдение авторского права, профессиональная этика и др.);

— формирование единой профессиональной лексики (таких, например, терминов, как «миссия», «сервис», «паб-лик рилейшнз», «менеджмент», «маркетинг» и т. д.);

— формирование единых приоритетных направлений деятельности библиотеки (особенно публичной) и приоритетных читательских групп («читатели с особыми потребностями», инвалиды, «информационно бедные», «социально незащищенные»);

— формирование государственных информационных ресурсов, технологий, форматов, стандартов сетевой работы, правил каталогизации по международно принятым правилам;

— формирование внешней (здания) и внутренней (интерьер) библиотечной среды по международным образцам;

— стремление выполнять в своей деятельности рекомендации международных библиотечно-информационных институций (ИФЛА, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.).

К сожалению, в значительно меньшей степени глобали-зационные процессы затронули сферу подготовки персонала для библиотек России. Хотя «Болонский процесс», который ратифицировала наша страна, затронет в скором времени и вузы культуры, где подготовка специалистов будет вестись так же, как в западных — на двух уровнях: бакалавриата и

магистратуры.

Таким образом, глобализация всех сфер деятельности современного человечества и особенно глобализация информационного пространства логически приводит к глобализации деятельности библиотеки, к созданию в самом ближайшем времени единой мировой библиотеки, в которой заметную роль будет, конечно, играть и российская составляющая.

Глобализация библиотечной сферы России, так же, как глобализация в целом, есть объективный процесс единения человечества во всех сферах бытия.

Глобализационные процессы, происходящие в библиотечной сфере России, сейчас безусловно позитивны, так как способствуют повышению качества деятельности библиотеки, ее большему соответствию читательским потребностям и запросам, «подтягивает» ее к общемировому уровню.

Вместе с тем существует некая опасность унификации деятельности библиотеки, крайне нежелательной в отношении языковых, культурных, бытовых стандартов. Особенно это актуально в отношении публичных, сельских и других библиотек, являющихся не только информационными, но и досуговыми, культурными центрами местного сообщества. Очень важно, усвоив международный опыт, сохранить своеобразие, традиции и т. п. В связи с этим стоит прислушаться к совету мудреца: «Думай глобально, поступай локально».

Приложения

Список использованной литературы

1. Англо-русский словарь по библиотечной и информационной деятельности / Сост. Дж. Ричардсон. Под ред. Э.Р. Су-киасяна, В.В. Зверевича. — СПб.: Профессия, 2005. — 267 с.

2. Алешин Л.И. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке: Учебно-практическое пособие. — М.: Либерея, 2004. - 205 с.

3. Алешин Л.И. Безопасность в библиотеке. — М.: Либерия, 2005. - 247 с.

4. Алтухова ЕА. Профессиональная этика библиотекаря: Учеб. пособие. — М.: МГУКИ: Профиздат, 2000. — 103 с.

5. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец X — начало XXI вв.). — СПб., 2003. — 426 с.

6. Афанасьев М.Д. Социальные и культурные функции массовой библиотеки // Роль книги и чтения в культурном развитии: Материалы международного семинара ИФЛА, Москва, май 1984 г. — М.: РГБ, 1987. — С. 182-192.

7. Афанасьев М.Д. Эволюция социальных функций массовых библиотек // Чтение: проблемы и разработки: Сб. ст. - М., 1985. - С.49-62.

8. Багрова И.Ю. Национальные библиотеки и проблемы развития библиотечного дела за рубежом в конце XX — начале XXI в. Обзоры, рефераты и переводы англоязычной литературы. — М.: Пашков дом, 2004. — 499 с.

Приложения

9. Банк Б. В. Изучение читателей до Великой Октябрьской социалистической революции // Работа с читателями. - М., 1981. - С. 96-102.

10. Банк. Б.В. Изучение читателей в России (XIX в.). — М.: Книга, 1969. - 262 с.

11. Баренбаум И.Е. Советская интеллигенция — читатель 30-х годов // Советский читатель (1920-1980 гг.). — СПб., 1992. - С. 94-117.

12. Баренбаум И.Е. Читатель в СССР: вопросы методики и практики социологических исследований. — М., 1985.

13. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. — М., 1975. — С. 143-161.

14. Беляков Л.В. Массовая работа библиотеки. — М.: МГИК, 1975.

15. Библиотеки за рубежом. — М.: Рудомино, 2001. — 198 с.

16. Библиотека и закон: Справочник: Документы, комментарии. - М.: Либерея, 1996-2001 г. - Вып. 1-10.

17. Библиотека в эпоху перемен. Философско-культуро-логический и информационные аспекты. Дайджест. — М., 2005. - 168 с.

18. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды Девятой международной конференции. — М.: Изд-во ГПНТБ России,

2002. - Т. 1-2.

19. Библиотеки — обществу: На пороге нового века. — СПб., 1999. - 264 с.

20. Библиотека личная — библиотека общественная: Материалы науч. конф. — М.: ГПИБ, 2001. — 48 с.

21. Библиотековедение — XX век: Направления развития, итоги и проблемы: Коллект. монография / Сост. Ю.П. Мелентьева. — М.: Пашков дом: ГРАНД-ФАИР.

2003. - 421 с.

22. Библиотерапия: задачи, подходы, методы / Сост. О.Л. Кабачек. - М., 2001. - 127 с.

Приложения

23. Библиотечное обслуживание детей и юношества: американский опыт. — М.: Пашков дом, 2004. — 254 с.

24. Библиотечное обслуживание пользователей информации. - М.: ГПНТБ, 1996. - 78 с.

25. Библиотечное обслуживание. Теория и методика: Учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга. — М, 1996. — 199 с.

26. Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Вып.2 / Науч. ред-сост. Е.И. Кузьмин, М.Н. Усачев. — М: Либерея, 2003. — 195 с.

27. Блюм А.В. Писатели о книге и чтении // Советский читатель (1920-1980). - СПб., 1992. - С. 20-29.

28. Бородина В. А. Библиотекарь — психолог. — СПб.: СПбГУК, 2003. - 68 с.

29. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методические материалы. — СПб., 2002. — 88 с.

30. Бутенко И. А. Особенности женского чтения // Сов. библиотековедение. — 1992. — № 3-4. — С. 30^1.

31. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // СоцИс. — 1999. — № 2. — С. 117-120.

32. Бутенко И.А. Тенденции массового чтения. // Читающая Россия: Мифы и реальность. — М., 1996. — С. 50-53.

33. Бычкова Е.Ф. Проект создания централизованного специализированного справочно-информационного и документального фонда по экологии // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды Девятой международной конференции. — М: Изд-во ГПНТБ, 2002.

34. Ванеев А. Н. Воздействие на читателя в условиях библиотеки // Сов. Библиотековедение — 1986 — № 5 — С. 26-32.

35. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория, методика практика. - СПб., 2004. - 367 с.

36. Ванеев А.Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотек: Сб. науч. тр.: Девятая международная конференция. - СПб., 2004. - Вып 5 -С. 21-34.

Приложения

37. Васильев И.Г и др. Социологические исследования в библиотеках. — СПб.: Профессия, 2001. — 176 с.

38. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. — СПб., 2004. - 432 с.

39. Володин Б.Ф. Российская библиотечная история в европейском контексте // История библиотек: Сб. науч. тр. — СПб., 1996. - Вып. 1. - С. 11-22.

40. Волкова СИ., Русавская Н.С. О классификации массовых форм библиотечной работы // Сов. библиотековедение. - 1988. - № 1. - С. 61-68.

41. Воробьева К.И. Развитие отечественной библиопси-хологии. - СПб., 1996. - 218 с.

42. Высшие библиотечные курсы: Учебные программы. — М.: Пашков дом, 2005. — 307 с.

43. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. — М.: РОССПЭН, 2005. — 207 с.

44. Глазков М.Н. Чистка фондов массовых библиотек в годы советской власти. — М.: Пашков дом, 2001. — 101 с.

45. Гордиенко Н.И. Использование информационных технологий для информационного обеспечения местного сообщества // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. Десятой междунар. конф. — М.: Изд-во ГПНТБ, 2003.

46. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологической активности. — М., 1991. — 320 с.

47. Гудков Л. Д. Конец журнального бума // Лит. газ — 1991. - №1.

48. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. — М.: МГУКИ, 1999. — 45 с.

49. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: Учеб. пособие. - М.: МГИК, 1992. - 136 с.

50. Дебрийон Ф. От печатных собраний к медиатеке // Библиотека. — 2002. — № 8.

__ 51. Дементьева Е.В. Электронный межбиблиотечный абонемент — основа для равноправного информационного

16-4966

Приложения

Приложения

обмена в будущем и настоящем // Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. — Челябинск, 2000.

52. Дифференцированное руководство чтением детей. — Л.: ЛГИК, 1993.

53. Добренко Е. Формовка советского читателя. — СПб., 1997. - 320 с.

54. Домашняя библиотека. — СПб.: Профессия, 2002. — 320 с.

55. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М., 1986.

56. Дубин Б.В. Культурная динамика и массовая культура сегодня // Слово —письмо—литература. — М., 2001. — С. 155-162.

57. Езова С.А. Библиотечное общение. — М.: Профиздат, 2002. - 160 с.

58. Езова С.А. Грани библиотечного общения. — М: Профиздат, 2003. - 160 с.

59. Еременко Т.В. Информатизация вузовских библиотек в России и США: сравнительный анализ. — М: Пашков дом, 2003. - 296 с.

60. Захарова Е., Осипова И. Выбирает читатель // Массовая библиотека, 1993.

61. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Учеб. пособие. — Краснодар, 1996. — 136 с.

62. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: Учеб. пособие. - М.: МГУКИ: ГПНТБ, 2001. - 91 с.

63. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии. — М.: Наука, — 274 с.

64. Золотарева В.И. Электронный ресурс // Библиотека. - 2002. - № 12.

65. Интернет в библиотеке: Ежегодный межведомственный сборник научных трудов. — М., 2003. — 94 с.

66. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сб. справочно-нормативных и рекомендательных материалов. — М.: Либерея 2003 — 187 с.

67. Информационно-библиотечное обеспечение науки. Проблемы интеграции информационных ресурсов: Материалы конф. - М., 2000. - 159 с.

68. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тезисы докл. межвуз. конф. — Краснодар, 1993. - 249 с.

69. Кабачек О.Л. Идеология и развитие профессионального библиотечного сознания // Библиотековедение. — 1997. - № 5-6.

70. Каптерев А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям. — М.: Либерея, 2005. — 294 с.

71. Карауш А.С, Левицкая Л.В. Модели построения и функционирования корпоративной информационной сети муниципальных библиотек // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. Девятой междунар. конф! — М.: Изд-во ГПНТБ, 2002.

72. Клещук С. Что читали в царской России // Библиотека. - 2001. - № 3. - С. 31-32.

73. Кодекс этики российского библиотекаря // Библиотечная этика в странах мира: Сборник кодексов. — СПб.: РНБ, 2002. - 156 с.

74. Комиссарова В.А. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки: Метод, пособие. — М.: Либерея, 2003. — 149 с.

75. Кондакова Т.И. О наименовании понятия «читатель» в русском литературном языке XVIII века // Федоровские чтения, 1976. - М., 1978. - С.109-115.

76. Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение. Методика, тесты, тренинги: Метод, рек / РБА. - М., 1993. - 93с.

77. Коул Дж. Библиотека Конгресса и пропаганда книги, чтения и книжной культуры // Библиотековедение и библиография за рубежом. — 1994. — Сб. 137.

78. Крейденко B.C. Новые исследовательские методы как важный показатель прогресса библиотековедения и ре-

Приложения

зерв повышения эффективности НИР // Методы исследования в библиотечной теории и практике: Сб. науч. тр. / Под ред. B.C. Крейденко.- М.: 1991. - С. 84-99.

79. Кузьмин Е.И. Библиотеки и государственная библиотечная политика: новые задачи и новые рубежи интеграции // Библиотековедение. — 1999. — № 4—6.

80. Кузьмин Е.И., Фирсов В.Р Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек в зарубежных странах. — М.: Либерея, 2003. — 211 с.

81. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения. — М.,2004. — 188 с.

82. Лаврик О.Л., Глухов В.А. Перспективы использования электронной доставки документов как коммуникативного канала // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. Девятой междунар. конф. — М.: Изд-во ГПНТБ, 2002.

83. Левицкая Л.В., Сибирцева Е.А., Карауш А.С. Публичная библиотека как провайдер экологической информации // Научные и технические библиотеки. — 2002. — № 4.

84. Леонов В.П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония. — М.: Наука, 2003. — 121 с.

85. Леонтьев А.А. Место психологии в современной науке о чтении // Проблемы психологии и социологии чтения. — М., 1975.

86. Листвина Е.В. Книга и чтение в современной культуре // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. - Саратов, 2003. - С. 208-211. - 220 с.

87. Линь Си. Библиотеки Древнего и средневекового Китая: к изучению типологии этих учреждений и состава их читателей // История библиотек: Сб. науч. тр. — СПб., 1996. - Вып. 1. - С. 170-196.

88. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Избр. ст. в 3 т. — Таллинн 1992 — Т. 3. - С. 380-388.

89. Массовая пропаганда книги в Нидерландах // Книжное дело. — 1994. — № 3. — С. 77.

Приложения

90. Массовая работа с читателями ЦБС: Метод, рек. — М.: РГБ, 1988.

91. Матлина С.Г Библиотечное обслуживание как диалог // Библиотековедение. — 1990. — № 6. — С. 43-51.

92. Матлина С.Г Диалог с читателями // Библиотекарь. - 1984. - № 4. - С. 32-33.

Наши рекомендации