Организация стационарного и внестационарного библиотечного обслуживания в традиционных и новых структурных подразделениях библиотеки: российский и мировой опыт
— Организация библиотечного обслуживания в традиционных стационарных подразделениях: на абонементе и в читальных залах.
— Организация библиотечного обслуживания в «новых» стационарных отделах библиотек (медиатеках, центрах правовой информации и т. п.).
— Организация внестационарного библиотечного обслуживания: традиционные и новые формы.
Вопросы организации библиотечного обслуживания чрезвычайно важны: от их решения зависит уровень удовлетворенности пользователя, репутация библиотеки, в конечном счете, выполнение ее основной социальной функции. Понимание этой зависимости всегда было присуще
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
российским библиотековедам, таким как Л.Б. Хавкина, Ф.Э. Доблер, а позже — Л.В. Белякову, А.Е. Шапошникову, М.Я. Дворкиной, СЕ Матлиной и др. В зарубежной традиции эти проблемы обсуждаются в профессиональной печати весьма широко.
Специалисты выделяют в качестве основных — стационарные и внестационарные виды библиотечного обслуживания.
Традиционно структура стационарного (то есть в стенах библиотеки) библиотечного обслуживания включала такие общие для большинства библиотек разных типов подразделения, как читальный зал и абонемент.
Читальный зал как форма осуществления библиотечного обслуживания читателя и как специально оборудованное помещение библиотеки, в котором ему предоставляются книги и другие издания, хранящиеся в фондах, претерпел большие изменения со времени своего возникновения в библиотеках античности и древнего мира, где обычным было сочетание книгохранилища с залом для чтения и читальный зал, в сущности, отождествлялся с библиотекой.
Именно в читальном зале первоначально реализовыва-лась такая родовая функция библиотеки, как обслуживание читателей.
Следует, однако, иметь в виду, что зачастую в то время читатель приходил в библиотеку (в читальный зал) не столько читать, сколько переписывать тексты, поэтому в арабских библиотеках, например, уже с VIII в. читателю бесплатно предоставлялись бумага и чернила.
В этот период сложился классический вид читального зала: просторный, светлый, полукруглый или прямоугольный зал с высокими потолками, украшенный прекрасными статуями, бюстами героев, философов и поэтов. Свитки или книги были расположены на стеллажах или в шкафах, стоящих вдоль стен, а в середине пространства были места для читателей; в арабских библиотеках пол покрывался коврами.
Часть 3
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
Такой вид читального зала сохранялся весьма долго. Он был широко распространен во многих европейских библиотеках, особенно в университетских, а также в таких известных библиотеках, как Библиотека Конгресса (США), Российская государственная библиотека (Библиотека музея Н.П. Румянцева), Российская национальная библиотека (бывшая Императорская публичная библиотека) и во многих других. С некоторыми изменениями он воспроизводится, как дань традиции, и в наши дни.
Читальный зал предоставлял читателям много удобств: они имели возможность пользоваться всем фондом библиотеки, в том числе редкими и ценными изданиями, энциклопедиями, обращаться к периодике прошлых лет и т. д. В читальном зале легче было познакомиться с новинками. Там читатель мог получить квалифицированный совет библиотекаря, всегда готового прийти на помощь. Кроме того, в читальных залах часто организовались регулярные консультации для таких категорий читателей, как аспиранты, дипломники и др.
Опыт показывает, что в целом запросы читателей выполняются в читальном зале полнее, чем на абонементе.
Работа в читальном зале комфортна не только физически, но и психологически: работая в читальном зале, человек попадает в определенную атмосферу, «не нейтральную для человека», где одновременно работают над книгами многие люди и возникает нечто, что «поддерживает и повышает уровень вашей работы. Сидеть над книгой у себя, в одиноком кабинете, или работать с книгой в переполненном зале — никогда не было и не будет одним и тем же»90 то есть возникает некий психологический «эффект заражения», способствующий более эффективной работе читателя.
Повышению уровня комфорта и эффективности работы способствует и введение новых услуг читателям, кото-
90 Шагинян М.С. Зарубежные письма. — М., 1977. — С. 646. цит. по книге Б.Ф. Володина. Всемирная библиотека. — СПб., 2004. — С. 347.
рые стали возможны при широком внедрении компьютерных технологий. Так, сегодня читальные залы некоторых зарубежных, особенно университетских, библиотек предоставляют своим читателям возможность работать на собственном портативном компьютере, «скачивать» на свой диск информацию из библиотечных баз данных и т. п.
Исследования показывают, что именно потребности читателей, отражающие, в свою очередь, потребности общества и государства, оказывают основное влияние на изменения в характере и масштабах деятельности библиотеки, и ее отдельных подразделений. Это утверждение вполне объясняет сложившееся к двадцать первому веку многообразие видов читальных залов.
Существуют общие и специализированные читальные залы.
Общий читальный зал типичен для небольшой библиотеки. Он предназначен для всех читателей, и его фонд включает все виды и типы изданий, которые комплектует библиотека. Как правило, в общем читальном зале работает один или два (посменно) библиотекаря, выполняющие всю необходимую работу: запись читателя, выдачу издания, консультирование, прием выданного.
Более крупные библиотеки обладают развернутой сетью специализированных читальных залов, организуемых в зависимости от контингента читателей библиотеки и от вида изданий, которые библиотека комплектует.
Различают следующие виды специализированных читальных залов:
— по группам читателей (для студентов, для преподавателей, для младших школьников, для старших школьников и т. п.);
— по отраслям знаний (гуманитарный читальный зал, технический читальный зал и т. п.);
— по виду изданий (зал периодики, зал диссертаций, зал патентов, зал редких книг и т. д.).
Часть 3
В особенно крупных библиотеках, например, в Российской государственной библиотеке, Библиотеке Академии Наук существует также зал новых поступлений, где читатель может оперативно познакомиться с новыми приобретениями библиотеки, то есть до того, как они будут занесены в каталоги.
Довольно часто практикуется организация временных читальных залов, таких, например, как летние читальни в садах и парках, а также в студенческих общежитиях.
Библиотечное обслуживание в читальном зале осуществляется на основании именного читательского билета, который, как правило, является единым для абонемента и других отделов библиотеки. Во многих зарубежных странах (например, в Финляндии, Дании и др.) читательский билет един для всех библиотек, а следовательно, и читальных залов города91. Такой единый читательский билет внедряет сегодня в Москве городская библиотека им. Н.А. Некрасова. Разумеется, это требует использования электронных технологий.
Режим работы читальных залов заметно отличается от режима работы других отделов библиотеки: они работают, как правило, до позднего вечера. Читальные залы многих зарубежных университетских библиотек во время сессии работают до 2-4-х часов утра (в качестве библиотекаря там работает волонтер, как правило, студент библиотечного факультета, который за это освобождается от части оплаты за обучение). Более того, каждый студент университета имеет электронный ключ от читального зала своей библиотеки и может войти туда для занятий в любое время дня и ночи. Система фиксирования номера ключа обеспечивает сохранность фонда.
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
В целом проблема хищений из читальных залов и порчи изданий, конечно, весьма актуальна как для российских, так и для зарубежных библиотек. Основным средством предотвращения этих явлений считается штрихкодирование фонда, оснащение каждой книги магнитным индикатором, электронный контроль на выходе из библиотеки. Такие технологии повсеместно внедрены в американских и европейских библиотеках и постепенно входят в практику российских библиотек.
Возникновение другого важнейшего структурного элемента системы обслуживания читателя в библиотеке — абонемента92— связывают с нарастающими процессами демократизации общества в целом и библиотек в частности. Со второй половины XIX в. абонемент становится обязательным отделом практически всех типов и видов библиотек. В публичной библиотеке абонемент — основной отдел обслуживания пользователя. Абонемент как структурное подразделение библиотеки дает возможность читателю брать необходимые издания домой, на определенный срок.
На абонементе происходит наиболее тесное общение читателя и библиотекаря; здесь есть возможность глубокого изучения интересов читателя, читательских групп с целью лучшего их обслуживания.
Существуют различные виды организации абонементов.
Общий абонемент, где обслуживаются все категории читателей, характерен для небольших библиотек, имеющих в штате 1-2-х библиотекарей.
Групповой абонемент предполагает обслуживание определенных читательских групп (например, юношества, студентов, ветеранов Великой Отечественной войны и т. п.). Библиотекари, обслуживающие конкретные группы читателей, должны иметь соответствующую психолого-педагогическую подготовку, знать их интересы и проблемы.
- Само слово «абонемент» означает право пользования какой-либо услугой (ср.. например, абонемент в бассейн; абонемент в филармонию и т. п.) или документ, удостоверяющий это право.
Часть 3
Отраслевой абонемент, где сосредоточены издания по отрасли — экономике, технике, иностранные издания, нот-но-музыкальные издания и т. д. Библиотекари отраслевого абонемента становятся весьма квалифицированными консультантами для читателей, работающих с отраслевой литературой.
Функциональный абонемент построен таким образом, что каждая операция процесса библиотечного обслуживания читателя выполняется различными библиотекарями: один принимает принесенные книги; другой консультирует читателя; третий записывает выбранные читателем книги. В течение рабочего дня их роли меняются.
Функциональный абонемент возник в начале XX в., под влиянием внедрения в производство такого прогрессивного метода, как конвейер.
В России функциональный абонемент впервые появился в Ленинграде, в библиотеке им. В.В. Маяковского.
На практике в организации работы абонемента зачастую сочетаются различные подходы: групповой и функциональный; отраслевой и функциональный и т. д. На общем абонементе могут быть представлены элементы группового и отраслевого обслуживания.
Сегодня все виды организации абонемента предполагают, как правило, открытый доступ к фондам.
Открытый доступ к фондам как система обслуживания, предоставляющая читателю право самостоятельного поиска и выбора необходимых изданий, впервые возникла в конце XIX в. в США. Такая система обслуживания предполагала высокую степень уважения читателя, его интересов и априорное доверие ему. Сегодня она получила самое широкое применение в различных библиотеках Европы.
В библиотечную практику России открытый доступ к фондам входил весьма сложно. Широко он был внедрен в российскую библиотечную практику только в конце 1950-х гг. в библиотеке им. А.С. Пушкина (г. Москва), хотя первые попытки могут быть отнесены к 1920-30-м гг. Одна-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
ко в условиях идеологизации библиотечного обслуживания система открытого доступа означала, по мнению тогдашних властей, ослабление влияния библиотеки на читателя.
Между тем преимущества открытого доступа, особенно для квалифицированного читателя, очевидны — он дает возможность более широкого знакомства с фондом библиотеки, что приводит к расширению интересов читателя, появлению новых читательских потребностей. Внедрение открытого доступа уменьшило очереди на абонементе, а также высвободило время библиотекаря для работы с теми читателями, которые не могут самостоятельно ориентироваться в фонде, нуждаются в совете, консультации. Следует помнить, что возможность пользоваться открытым доступом к фонду — это право читателя, но не его обязанность, поэтому библиотекарь всегда готов оказать домощь всем, кто в ней нуждается: инвалидам, пожилым, «слабым читателям» и т. д.
Режим работы абонемента должен соотноситься с потребностями контингента библиотеки. В публичных библиотеках, как правило, абонемент открыт для читателей 6-8 часов в день. В учебных библиотеках зачастую определено конкретное время для обслуживания различных категорий читателей (профессоров, студентов). Обычно на абонементе книги (кроме учебников — ими пользуются весь период обучения) выдаются читателю на две недели, с возможностью продления этого срока. В последнее время не только в европейских и американских, но и во многих российских библиотеках существует служба продления срока пользования по телефону.
Суть абонемента — выдача книг читателям «на дом» — логически способствовала появлению такого явления, как «задолженность».
Свести задолженность до минимума стараются библиотекари всех библиотек мира, и это понятно: задолженность ведет к отказам в издании другим пользователям, а это, в свою очередь, формирует недоверие читателей к библиоте-
Часть 3
ке, что снижает важнейший показатель ее работы — посещаемость (критерий ее реальной необходимости для людей, местного сообщества).
Стоит уточнить, что как для американской, так и для европейской публичной библиотеки показатель посещаемости напрямую связан с финансированием библиотеки местными властями.
Анализ методов «борьбы с задолженностью» показал, что если в российских библиотеках преобладает наказание читателя за задержанные книги (грозные напоминания, штрафы, отлучение от библиотеки и т. д.), то европейские библиотекари поощряют своих пользователей за вовремя сданные книги (в качестве поощрения используются билеты на интересные мероприятия в библиотеке или даже в городе; возможность бесплатного сканирования или копирования определенного числа страниц, определенного времени работы в Интернете с платными базами данных и др.) Такой подход показал свою высокую эффективность, особенно в работе с детьми и подростками.
Довольно широко используется в зарубежных библиотеках такая мера, как оплата читателями просроченных дней по специально разработанному прейскуранту.
И очень редко в библиотеках развитых стран используется в качестве меры наказания исключение пользователя, отлучение его от библиотеки. Такой подход признан непрофессиональным, так как важнейшей задачей библиотеки считается привлечение читателя.
Следует отметить также, что во многих европейских странах (в Германии, Дании, Франции и др.), а также во многих городах Америки у входа в библиотеки (особенно университетские) установлены специальные контейнеры, куда читатель может опустить возвращаемые книги, не заходя в библиотеку.
Особый вид абонемента — межбиблиотечный абонемент (МБА). Он предполагает возможность выдачи книг из библиотеки в библиотеку для временного пользования.
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
МБА чрезвычайно важен, так как сейчас ни одна библиотека не может комплектовать все, что издается.
МБА организуется, как правило, в крупных библиотеках. Система МБА строится по территориально-отраслевому принципу. Это значит, что при выполнении запроса сначала проверяется наличие запрашиваемого издания на данной территории и только потом заказ пересылается в вышестоящий центр МБА. До последнего времени существовал типовой бланк заявки по МБА, а также ГОСТ 7.31-89 «Единая государственная система межбиблиотечного абонемента», однако сегодня технология МБА заметно видоизменяется в связи с развитием электронных коммуникаций (см. ниже).
Существует также Международный межбиблиотечный абонемент (ММБА), когда книгами обмениваются библиотеки разных стран. В этом случае их деятельность регламентируется Сводом правил международного межбиблиотечного абонемента ИФЛА93.
В последние десятилетия в связи с усложнением запросов пользователей, возрастанием социальной роли самой библиотеки, с одной стороны, и с расширением возможностей электронных коммуникаций и новейших информационных технологий, с другой — появилась тенденция к усложнению структуры стационарного библиотечного обслуживания. Возникают новые отделы и подразделения: интернет-центры, центры бизнес-информации и т. п. Наиболее устоявшимися новыми структурными подразделениями могут быть названы медиатеки (медиацентры), электронные читальные залы, центры правовой информации.
Медиатекой принято называть отдел библиотеки, где собраны т. н. «некнижные носители», то есть видео- и аудиокассеты, CD-ROM, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, грампластинки, звуковые книги.
' Кузьмин Е, Фирсов В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности библиотек в зарубежных странах. — М.: Либерея, 2003. — С.42.—211с.
Часть 3
Сам этот термин пришел из французской в российскую профессиональную печать в 1980-х гг. хотя еще в 1960-е гг. были библиотеки, которые наряду с книгами комплектовали в своих фондах грампластинки, магнитофонные записи, картины, которые, как правило, собирались в читальном зале.
Сегодня многие российские библиотеки, как крупные, так и совсем небольшие, например, школьные, имеют ме-диатеки.
Во Франции, Германии и других странах Европы, а также в США медиатеки существуют не только как отделы библиотек, но и как самостоятельные учреждения. Например, городская Штутгартская медиатека, которую называют прообразом библиотеки будущего, или медиатека им. Ж.-П. Мельвилля в Париже94.
В какой бы форме ни существовала медиатека (отдел, самостоятельное учреждение, читальный зал), она предполагает предоставление пользователю мест, оборудованных для работы с аудиовизуальными материалами: лингафонных кабин, соответствующей техники и т. д.
Абоненты медиатек — это, как правило, молодые люди (учащиеся, студенты), однако ее услугами охотно пользуются также и другие категории пользователей библиотеки: научные работники, преподаватели, пенсионеры.
Медиатеки ведут большую просветительскую, образовательную, культурную деятельность совместно с учебными и научными организациями города, музеями, благотворительными фондами. Разрабатываются специальные программы для детей, пожилых, инвалидов. Пользование медиапродук-тами, как правило, предоставляется бесплатно. Медиатеки предлагают читателям ряд услуг: выдачу на дом, прослушивание на аппаратуре медиатеки, просмотр кино- и видеоматериалов; запись на пленку и кассеты пользователя; копи-
94 Íåäàøêîâñêàÿ Ò.À. Îðãàíèçàöèÿ âèäåîòåê è ìåäèàòåê âî Ôðàíöèè// Áèáëèîòåêè çà ðóáåæîì: Ñáîðíèê. — Ì.: Ðóäîìèíî, 2001. —
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
рование и т. д. Кроме того, медиатека зачастую проводит обучение пользователей работе с компьютерной, видео-и аудиотехникой. Для читателей составлены специальные инструкции, в которых указано, как следует обращаться с аудиовизуальными материалами.
Существуют различия в библиотечных правилах пользования теми или иными видами аудиовизуальных материалов. Так, например, в американских библиотеках срок пользования аудиокнигами составляет 18 дней; музыкальными записями на компакт-дисках — 16 дней; видеофильмами — 6 дней. Библиотечная политика в этой области зависит от величины библиотеки.
Медиатеки значительно расширяют возможности библиотеки как социального и социализирующего института, предъявляя в то же время новые требования к квалификации библиотекаря.
Электронные читальные залы существуют в российской практике сравнительно недавно. Они представляют собой помещения, где пользователь имеет возможность работать, используя библиотечный компьютер или свой личный ноутбук, с электронными изданиями. Под электронным изданием понимается информационный продукт на машиночитаемом носителе, предназначенный для неограниченного круга пользователей, тиражируемый и распространяемый в неизменном виде как по содержанию, так и по форме.
Электронные читальные залы возникли в связи с увеличением в фондах библиотек электронных изданий.
Поначалу электронные издания библиотека получала как приложения к журналам и книгам. Однако с увеличением выпуска электронной продукции в библиотеки стали поступать такие электронные издания, как учебники, монографии, материалы конференций, сборники и т. д. Наибольшее распространение нашли электронные книги и журналы.
Многие издательства выпускают электронные аналоги собственных печатных публикаций. Кроме того, крупные библиотеки в нашей стране и за рубежом создают специ-
Часть 3
альные коллекции оцифрованных (то есть переведенных в электронную форму) книжных изданий: например, «Память Америки», которую создает Библиотека Конгресса США; или коллекция «Память России», которую готовит РГБ.
Зарубежные эксперты утверждают, что скоро вся справочная литература (энциклопедии, словари, учебники, справочники и т. д.) будет издаваться только на CD-ROM.
Активно растет количество электронных журналов. Сегодня для пользователей, в том числе и российских, доступно около 200 электронных журналов по научно-технической и медицинской тематике; более 50 — по гуманитарным наукам.
Таким образом, если раньше для работы читателю в читальном зале было достаточно стола, стула и настольной лампы, то теперь библиотеки должны обеспечить его дорогостоящей техникой и квалифицированным помощником. Сегодня во многих публичных и университетских библиотеках открыты электронные читальные залы.
Иногда электронные читальные залы называют еще «виртуальными». Думается, что здесь есть разница. Виртуальный (воображаемый) читальный зал не имеет физического воплощения, он как бы «распределен» в Сети и доступен любому пользователю, где бы он ни находился. Яркий пример виртуального читального зала — оцифрованные диссертации, печатный вариант которых находится в зале диссертаций РГБ. Таким образом, если раньше для того, чтобы поработать в диссертационном зале РГБ, надо было ехать в Москву, то теперь виртуальный зал диссертаций доступен в каждом населенном пункте, где есть подключение к Интернету.
Работа по оцифровке книжных изданий различной тематики идет во многих российских и, конечно, зарубежных библиотеках.
Дальнейшее увеличение числа коллекций оцифрованных материалов будет способствовать расширению воображаемых стен виртуальных читальных залов и, в конечном
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
счете, созданию единого мирового виртуального читального зала. Уже сейчас современной библиотеке требуется все меньше помещений для хранения: все большую роль играют виртуальные ресурсы, находящиеся за стенами библиотеки и доступные ее пользователям через компьютерные сети.
Как отмечают исследователи, развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) вносит существенные изменения в работу традиционных отделов библиотеки. Например, теперь на абонементе пользователь может получить книгу не только «напрокат», во временное пользование, но и копию (бумажную или электронную) в собственность.
Кроме стационарного библиотечного обслуживания существует и внестационарное.
Внестационарным называется обслуживание читателей вне стен библиотеки. Традиционными формами внестацио-нарного библиотечного обслуживания являются пункты выдачи книг, передвижные библиотеки, в том числе библи-обусы, книгоношество, заочный абонемент и т. п.
Внестационарное обслуживание выполняет важную социальную роль — позволяет получить основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности (в связи с отдаленностью проживания, по состоянию здоровья или в силу специфики работы) посещать стационарную библиотеку.
«Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», принятый Российской Библиотечной ассоциацией (РБА) в 2002 г., предполагает активное развитие сети вне-стационарного обслуживания.
Как правило, внестационарную работу библиотеки организуют сотрудники специального отдела библиотеки или, если библиотека небольшая, — работники абонемента.
Пункты выдачи организуется, как правило, в тех районах города, где пока нет стационарной библиотеки. Ближайшая стационарная библиотека передает в пункт выдачи книги, которые время от времени меняются.
Часть 3
Под пункт выдачи книг выделяется специальное помещение, профиль фонда формируется в зависимости от потребностей реальных и потенциальных пользователей, проживающих или работающих в данном районе; обслуживает пункт выдачи, как правило, штатный библиотекарь стационарной библиотеки; реже — библиотекарь-общественник.
Режим работы и вся деятельность пункта выдачи определяется стационарной библиотекой. Там же хранится и документация, отражающая движение книг в пункте выдачи, сведения об ответственном за него, его адрес, режим работы и др.
Пункты выдачи могут быть открыты на предприятиях, в общежитиях и т. д., а в летнее время — в городских парках, летних детских лагерях. В этих случаях соответствующая организация заключает договор со стационарной библиотекой. Читатели должны быть своевременно оповещены об открытии пункта выдачи книг.
Организация передвижных библиотек сегодня представляется особенно важным делом, так как способствует решению важнейшей проблемы — продвижению чтения в слабо читающие слои населения.
Первое упоминание о передвижных библиотеках встречается в резолюции Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу (1911 г.) Передвижные библиотеки рассматривались тогда как небольшие комплекты книг, выделяемые стационарной — земской — библиотекой, которые после прочтения читателями в одном населенном пункте должны были переправляться в другое место. Отсюда и название — передвижные.
Широкое развитие «передвижки» получили в первые годы становления советской власти, так как, прежде всего, давали возможность донести до населения решения и постановления власти.
С помощью системы библиотек-передвижек в 1920-х гг. обеспечивалось библиотечное обслуживание войск Красной армии, находящихся в условиях постоянного передвижения.
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
Позже этот опыт был реализован в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
В более позднее время библиотеки-передвижки организовывались с целью библиотечного обслуживания всероссийских молодежных строек, таких, например, как Байкало-Амурская магистраль (знаменитый БАМ) и др. В этих случаях передвижные библиотеки зачастую включались в состав агитпоездов, агитпароходов, приезд которых предполагал целую культурную программу — выступление артистов, показ фильмов.
Сегодня наиболее распространенная форма передвижной библиотеки — библиобус — специально переоборудованный под передвижную библиотеку автобус. Как правило, в библиобусе есть возможность для просмотра и прослушивания аудиоматериалов, работы на компьютере. Так же, как и для других передвижек, книги и техническое оборудование для библиобуса выделяет стационарная библиотека. Маршрут, время стоянок и режим работы определяются стационарной библиотекой по согласованию с местными властями. Как правило, время стоянки составляет от двух до четырех часов. За это время читатели могут не только обменять книги, но и послушать обзор новых журналов, познакомиться с музыкальными новинками. Сотрудник, работающий в библиобусе, организует и книжные выставки, подбирает литературу по запросу пользователей, выполняет библиографические справки и т. д. Технология обслуживания в библиобусе ничем не отличается от библиотечного обслуживания в стационарной библиотеке.
На каждый библиобус в стационарной библиотеке заводится формуляр, где фиксируется все: движение фонда, маршрут и режим работы, данные сотрудника, работающего в библиобусе.
Книгоношество — одна из наиболее традиционных форм внестационарного обслуживания. Ее суть заключается в том, что библиотекарь (или добровольный помощник библиотекаря, волонтер, активист) приносит книги на дом
Часть 3
(или — реже — на работу) читателю, который в силу возраста, здоровья или занятости не может сам придти в библиотеку. Книгоношество — это такая форма внестационарно-го обслуживания, которая может быть организована самой маленькой библиотекой.
Особенно книгоношество развито в сельской местности, где книгоноши обслуживают жителей мелких населенных пунктов, например, хуторов, отдаленных деревень, отдельные семьи и т. д.
Однако и в городских условиях книгоношество имеет место. Многие публичные библиотеки таким образом обслуживают инвалидов, своих постоянных престарелых читателей.
В качестве книгоноши часто выступают волонтеры, активисты. Как правило, книгоноша несет не более 10 книг, поэтому он должен хорошо знать вкусы своих подопечных или иметь заранее заказ на конкретную книгу.
Книгоноши способствуют сохранению в сфере воздействия библиотеки тех читателей, которые без их помощи «отпали» бы от нее; они играют важнейшую гуманную роль — помогают пожилым и немощным людям сохранять социальные связи, реализуемые через чтение и общение.
Заочный абонемент (ЗА) предполагает, что читатель получает заказанную литературу из библиотеки по почте на дом или по месту службы. По заочному абонементу чаще всего обслуживаются студенты-заочники, если ближайшая стационарная библиотека не может удовлетворить их запросы, а также читатели с особыми запросами, например, слепые.
В нашей стране заочный абонемент был известен еще в 1880-х гг., когда, используя земскую почту, городские публичные библиотеки посылали книги и журналы своим сельским абонентам. Дальнейшее распространение ЗА получил в 1930-х гг., когда эта форма библиотечного обслуживания была применена Украинской государственной медицинской библиотекой. Выдача литературы по ЗА предполагает осо-
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
бые правила: читатель, нуждающийся в этой услуге, должен прислать в библиотеку заявление-обязательство с основными сведениями о себе. Предприятие, где работает или учится читатель, берет на себя обязательства гарантировать выполнение им правил ЗА.
Пересылка книг оплачивается пересылающей стороной. По ЗА пересылается только деловая литература, не пересылаются журналы, художественная литература. Сейчас, в связи с развитием электронных коммуникаций и технологий библиотечное обслуживание по ЗА, так же, как и по МБА, весьма видоизменилось (см.ниже).
За рубежом проблеме библиотечного обслуживания пользователей, которые по каким-то причинам не могут посещать библиотеку, уделяется чрезвычайно большое внимание, хотя термин «внестационарное обслуживание», как правило, не используется.
В таких документах, как «Манифест для публичных библиотек» и «Стандарты ИФЛА для публичных библиотек», каждой публичной библиотеке вменяется в обязанность предоставлять свои услуги всем, кто в них нуждается, вне зависимости от возможности посещать библиотеку, а также в отдаленные районы: «Собрания книг, доставляемые жителям небольших населенных пунктов... должны заменяться другими не реже четырех раз в год. Каждый такой комплект должен содержать не менее 200 томов».
В зарубежных библиотеках наиболее распространены такие формы, как книгоношество и библиобус (мобильная библиотека).
Книгоношество в зарубежной практике, так же, как и в российской, используется в библиотечном обслуживании, прежде всего, инвалидов и пожилых людей. Однако в зарубежных странах эта деятельность носит более организованный характер.
Так, например, в США еще в 1964 г. Американская библиотечная ассоциация (ALA) приняла ряд документов, ко-
Часть 3
торые оказали большое влияние на ситуацию в этой области. Главный из них называется «Ответственность библиотек перед престарелыми». Этот документ стал философской основой библиотечного обслуживания этой категории населения в библиотеках различных типов, особенно публичных.
Одним из основных положений этого документа является обязанность библиотек предоставлять библиотечное обслуживание в формах, соответствующих потребностям всех престарелых, включая людей, прикованных к дому или находящихся в соответствующих социальных учреждениях.
Такая же ситуация — в библиотеках Канады, Японии, европейских и некоторых других стран.
Обслуживая эти категории пользователей, библиотеки теснейшим образом сотрудничают с социальными службами, привлекая волонтеров и осуществляя так называемое «социальное включение». Таким образом, за рубежом библиотечное обслуживание рассматривается как важнейшая социальная деятельность.
Так же обстоят дела и в отношении людей с физическими недостатками — инвалидов (см. раздел 3).
Следует сказать, что с развитием электронных коммуникаций понятие доступа к библиотеке, к ее фондам этих категорий читателей приобретает новый смысл.
Библиобусы (или мобильные библиотеки) получили широкое распространение в библиотечном обслуживании населения многих стран. Особенно они популярны в странах, имеющих большие или слабо населенные территории. Так, в США библиобус стал неотъемлемой частью работы библиотек еще в конце XIX в., особенно в западных штатах, где плотность населения сравнительно невелика.
Популярен библиобус также в Аргентине, Австралии и др.
В Эстонии библиобусы работают в прибрежных поселениях на западе страны.
В Греции библиобусы обслуживают средние школы, в которых отсутствуют библиотеки.
Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия
В Норвегии существует плавающая библиотека, курсирующая вдоль западного побережья с его фиордами и островами.
Центральная библиотека г. Бирмингема (Великобритания) оборудовала фургон в качестве мобильного средства библиотечного обслуживания.
Передвижные библиотеки посещают дома престарелых, тюрьмы, дома инвалидов и др.
Кроме книг библиобусы предоставляют читателям аудио-и видеоматериалы, организуют встречи с писателями, актерами, ведут справочную и даже исследовательскую работу — изучают интересы и потребности своих пользователей.
В 2002 г. в рамках сессии ИФЛА, которая проходила в Глазго (Шотландиия) был проведен международный смотр-конкурс библиобусов стран — участниц ИФЛА, что говорит о том, что международное библиотечное сообщество придает большое значение этой форме библиотечного обслуживания и высоко ценит ее.