Основные структурные компоненты физической культуры личности.

Возникновение основополагающей цели по дисциплине «физическая культура» формирование физической культуры личности было подготовлено развитием научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры и реформированием системы образования, отвечающем устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов и потребностей личности. В конце XX столетия данная теория дополняется и трансформируется в новое научное направление – технологию ее формирования.

Первая же попытка определить сущность физической культуры личности была предпринята ещё в начале 20-х годов и формировалось как «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма».

В дальнейшем научные взгляды на данный предмет Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, М.Я. Виленского, В.К. Бальсевича, В.И. Столярова, Н.Н. Визитея, Л.И. Лубышевой и др. позволили с позиции технологического подхода конкретизировать определение понятия «физическая культура личности» и структурировать её составляющие компоненты.

В качестве отправной точки понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности были также взяты общепсихологические подходы и связанные с ними вопросы социализации личности, движущих сил её развития, структуры, творчества и т.д. В этом смысле применяются методологические характеристики психологии личности как особого качества, которое приобретается индивидуумом в обществе, в целостности отношений и в результате собственной активной деятельности, представляющей собой динамическую систему переменного состояния качества личности.

Исходя из того, что исторически и научно определены компоненты физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций, физкультурно-спортивной деятельности, понятны значимость физкультурной образованности, содержания физической культуры как социального феномена и сущность цели занятия ею, было предложено следующее определение понятия «физическая культура личности»: физическая культура личности– это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, \динамичное состояние, характеризующееся определённым уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и интегрированных в её физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Исходя из содержания определений понятий «физическая культура» и «физическая культура личности», логически дефиницировались и понятия «воспитание физической культуры» и «физическое воспитание». В этой связи представляется, что воспитание физической культурыесть сложный поликомпонентный психолого-педагогический процесс формирования физической культуры личности включающую все ее основные составляющие: знания и интеллектуальные способности, мотивационно-ценностные ориентации, физическое совершенствование, социально-духовные ценности и физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, афизическое воспитание –многовариабельный процесс, составляющий специфическую часть формирования физической культуры, направленную на психофизическое и спортивное совершенствование личности.

Исходя из определения понятия «физическая культура личности» и её составляющих, становится понятно, что процесс физической культуры представляется значительно шире, чем процесс физического воспитания. Последний – это всего лишь специфическая часть формирования физической культуры личности. Процесс физического воспитания, как и его результат (физическое совершенство) представляют собой всего телесную культуру. В этом случае вполне уместен термин «телесность». Современные же представления о физической культуре личности значительны глубже, шире и напрямую связаны с общей культурой. Довольно чётко это отметила И.М. Быховская: «Физическая культура – это не область непосредственной «работы с телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всего, «работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром». Иначе, через физическую культуру к духовному совершенствованию личности, к ее гармоническому развитию.

В этом отношении проблема влияния различных физических упражнений, видов спорта на психическое состояние и качества личности, её характер, поведение, духовность мало изучена. По существу, традиционная Российская и Европейская в том числе, система физического воспитания ориентируется в основном на специфическую составляющую физической культуры личности (физическую подготовленность и физическое развитие), остальные качества личности (духовно-нравственные, эстетические, психические и т.д.) имеются только в виду, декларируются, но на практике пока целенаправленного широкого воплощения в педагогических технологиях не получают.

Итак, в правильности сделанного определения понятия «физическая культура личности», уточнения её структуры и возможности диагностирования рассмотрим некоторые научные представления о личности. При этом за основу берутся четыре ориентира.

Первый ориентир – это разделение понятий «индивид» и «личность». При выведении понятия «индивид» в психологии личности отвечают, прежде всего, на вопрос, в чём данный человек подобен всем другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Это не однозначно с понятием «индивидуальность», с помощью которого даётся ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть системное, динамические, «сверхчувствительное» качество. «Личность» – понятие более узкое, чем понятие «человек». Личность – не только продукт, но и субъект общественных отношений. Личность – это человеческий индивид как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной деятельности.

Второй ориентир – деятельность, которая представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности. Рассматривать личность вне анализа деятельности, как говорил Н.А.Бернштейн, значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос, «для чего» возникает личность как совершенно особая реальность. Любые попытки понимать личность вне контекста реального процесса взаимоотношений в мире с самого начала обессмысливает изучение её сущности.

Человек – система динамическая, существующая, становящаяся личностью и проявляющаяся как личность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности анализируется в двух планах: в плане деятельности и в плане времени. Педагогика занимается именно динамикой личности. Деятельность человека является формой его реального существования, она биосоциальна по своей детерминации, имеет технологическую конкретику. В самом широком плане виды деятельности подразделяются на общие для всех людей и специальные (профессиональные). Виды (стороны) деятельности, инвариантные первым, обеспечивают эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека (умственный, нравственный и другие аспекты деятельности). Динамика личности (наряду с деятельностью) определяет постоянное изменение свойств и качеств человека, т.е. включает в себя: развитие функциональных механизмов психики; усвоение опыта личности; воспитание типологических свойств личности (характер, темперамент и др.). Ведущим видом деятельности признаётся учение.

Для создания образовательной системы используют анализ самой деятельности (как образовательной, так и любой другой). Системное описание деятельности производится: 1) в рамках морфологии деятельностей по их составу и структуре (субъектам, объектам, их взаимодействии, простоте, сложности и пр.); 2) в рамках аксиологии – по их оценке, ценности, потребности в данных видах деятельности; 3) в рамках праксиологии – по их развитию и функционированию; 4) в рамках антологии – по способам их существования (люди, объекты, среда), характерам, способам познания деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву одни виды деятельности являются на определённом этапе ведущими и имеют большое значение для развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль, а другие подчинённую.

Целесообразно по ходу изложения содержания сути деятельности дать определение и понятию «физкультурно-спортивная деятельность», ибо в теории физической культуры это понятие трактуется неоднозначно.

Физкультурно-спортивная деятельность в социальном аспектепредставляется как исторически определённый тип социальной практики физкультурного воспитания, проявляющийся в её различных видах (оздоровительной, прикладной, спортивной, образовательной, пропагандистской, самосовершенствовании и пр.). Понятие же «физкультурно-спортивная деятельность личности»видится в несколько ином аспекте: как динамическая социальная и саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий по освоению ценностей физической культуры. При этом виды и формы физкультурно-спортивной деятельности личности могут быть самыми разнообразными в рамках морфологии, аксиологии, праксиологии и антологии. Причём основными признаками их оценки являются: частота и затраты времени; результат и динамика изменений качеств личности.

Третий ориентир – мотивационная составляющая личности. Мотив – это то, что побуждает личность к действию или бездействию. Мотивы, как правило, подразделяются на социально-значимые, личностно-значимые и профессионально-значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. Личностный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность и общение.

В качестве примера структуризации мотивов в образовании часто используется иерархическая модель классификации мотивов, предложенная американским психологом А. Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности; 3) потребности в социальных связях; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоактуализации.

Первые потребности считаются низшими (нужды), пятые – высшими (роста).

Все виды перечисленных мотивов в различных их сочетаниях могут присутствовать и в основе физкультурно-спортивной деятельности личности. При этом мотивационная составляющая технологии воспитания физической культуры должна вести занимающихся от личностно-значимых мотивов к социально-значимым, от низших потребностей к высшим. Необходимо учитывать также, что мотивы представляют собой скрытый механизм деятельности человека. На первый взгляд, они как бы понятны и просты, как и сам человек, но на самом деле могут иметь довольно завуалированное непростое содержание и непредсказуемый выход в определённую деятельность или поступок. Поэтому их формирование, по существу, должно носить комплексный характер. Объясняется это ещё и тем, что в физической культуре мотивы подкрепляются психофизическими ощущениями и физиологическими потребностями, генетически присутствующими и вырабатываемыми в процессе регулярных занятий. Более того, мотивы могут носить как устойчивый, осознанно подкреплённый, так и неустойчивый, малоаргументированный характер.

Четвёртый ориентир – совокупная характеристика структуры личности. Примеров попыток в педагогической и психологической науках структурировать личность имеется много. Все варианты в какой-то степени отличаются друг от друга. Это говорит, во-первых, о том, что данная проблема довольно сложна, во-вторых, идеально структурировать личность, по всей видимости, невозможно и, в-третьих, делать это всё-таки надо, но при этом следует идти по пути приближения структуры личности к педагогической технологии.

Разработанные структурные модели физической культуры личности М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, а также В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой, послужили автору пятым ориентиром в её структуризации с позиции технологических требований.

Таким образом, в технологическую структуру физической культуры личности были включены пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов (табл. 3).

Таблица 3.

Физическая культура личности студента (без учёта взаимосвязей и пересечение компонент).

№ п/п Основные составляющие Компоненты качеств Признаки качеств  
 
  I   Знания и интеллектуальные способности   Объём Эрудиция  
Научность Степень абстракции  
Обоснованность  
Осознанность Степень осознанности  
Способность к переносу  
Способность к объяснению  
Умение Уровень усвоения  
    II     Физическое совершенство Физическое развитие Морфологические признаки  
Функциональные признаки  
Психомоторика  
Физические качества  
Двигательные умения Репродуктивный уровень усвоения  
Контроль сознанием  
Двигательные навыки Продуктивный уровень усвоения  
Точность  
Автоматизация  
Надёжность  
Физическая подготовленность Эталон  
Результат  
Динамика  
    III     Мотивационно-ценностные ориентации Мотивы Социально-значимые  
Профессионально-значимые  
Личностно-значимые  
Интересы Спортивные  
Физкультурно-оздоровительные  
Установки Уровень достижения цели  
Сила воли  
Целеустремлённость    
 
Потребности Самоактуализация  
Самоуважение  
В социальных связях  
Безопасность  
Физиологические  
    IV     Социально-духовные ценности Нравственность Физк.-спорт. этика и культура  
Эстетика Чувство прекрасного  
Чувство красоты  
Отношение к труду Трудолюбие  
Мировоззрение Степень научных взглядов и убеждений  
Здоровый образ жизни Отказ от вредных привычек  
Системность  
Научная основа  
  V   Физкультурно-спортивная деятельность Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование   Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика  

В такой структуре физическая культура личности представляется сложным системным образованием, основывающимся на знаниях и интеллектуальных способностях, физическом совершенстве, мотивационно-ценностных ориентациях и социально-духовных ценностях. Все они проявляются в различных видах физкультурно-спортивной деятельности – основном свойстве личности. С другой стороны, наличие в физической культуре личности знаний и интеллектуальных способностей обусловливает мотивы и результат деятельности. В свою очередь, социально-духовные ценности не отделимы от физического совершенства, они имеют как общекультурные характеристики, так и специфические, присущие только физической культуре. В данной модели уточняются признаки и научности специальных знаний. Без понятия о ступенях абстракции и степенях осознанности сегодня в современной педагогике не представляется возможным судить о качестве образования. Предлагаемая структура физической культуры личности расширяет и представление о признаках двигательных умений и навыков. Для характеристики умений и навыков включаются такие показатели как репродуктивный и продуктивный уровни выполнения двигательного действия.

В целом все эти элементы системы физической культуры личности, представленные в её структуре, имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга.

3.3.Содержательные и критериальные характеристики физической культуры личности студента.

Итак, в основные составляющие свойства физической культуры личности включены: знания и интеллектуальные способности: физической совершенство; мотивационно-ценностные ориентации; социально-духовные ценности; физкультурно-спортивная деятельность.

Знание, согласно энциклопедическим данным, есть проверенный практикой результат действительности, верное её отражение в мышлении человека. Знание служит, во-первых, становлению и развитию личности. Во-вторых, становлению мировоззрения, и в-третьих, преобразованию целей.

Важную роль в воспитании физической культуры и самовоспитании студента играет освоение им необходимых для практической деятельности определённой суммы знаний. К сожалению, теоретические аспекты образования в сфере физической культуры в общеобразовательной и высшей школах остаются зачастую только на страницах программных документов и не входят в целенаправленную образовательную деятельность педагогов. Между тем, для выпускников общеобразовательных и высших учебных заведений наступает момент в жизни, когда надо только пользоваться запасом физкультурных знаний. Однако их уровень не позволяет большинству грамотно и целенаправленно организовывать самостоятельную физкультурную деятельность. Более того, и знания могут оказаться мёртвым грузом, если они не подкреплены интеллектуальным воспитанием. Интеллектуальная составляющая физической культуры личности предлагает развитие операционных действий и способностей обрабатывать знания (анализировать, синтезировать, индуцировать, дедуцировать, делать выводы), логически мыслить и пользоваться знаниями на практике. Объём, научность и осознанность являются компонентами качеств специальных знаний и интеллектуальных способностей.

Определение объёма передачи знаний – довольно сложный технологический процесс, связанный с математическими вычислениями, но осваивать его всё равно придётся. И это продиктовано тем, что сегодня в образовании начинают понимать, что одну из важных основ всех методов интеллектуального воспитания составляет избирательный способ регулирования нагрузки. Объём знаний в области физической культуры предполагает, прежде всего, соответствие его возможностям учебного процесса и способностям занимающихся.

Материал теоретического раздела государственной программы по физической культуре предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Содержание теоретического курса в обобщённом виде обусловливает включение в себя: основных понятий и терминов, инновационных научных идей; основные закономерности теории, принципов, положений, раскрывающих сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; тематической информации и научных фактов, объясняющих и формирующих знания, убеждения и навыки по предметно-операционному использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях различными системами физических упражнений и видов спорта.

Передача знаний осуществляется в процессе формирования всех составляющих физической культуры личности как в лекционном курсе, так и на практических занятиях, постоянно, последовательно, методически, на протяжении всего курса формирования физической культуры. Объём знаний определяется эрудицией – признаком качества усвоенной информации, всесторонним познанием, широкой осведомлённостью в теории и методике физической культуры и здорового образа жизни. Эрудиция знаний в сфере физической культуры студентов детерминируется государственной программой и включает довольно большой набор дидактических единиц.

Вторым компонентом качества знаний является уровень научности. Признаком - его степень абстракции и обоснованность. Научность знаний в области физической культуры обусловлена тремя критериями: содержанием изучаемой дисциплины; уровнем коммуникации знаний; интеллектуальными способностями. Научный уровень знаний физической культуры объективно довольно высок. Выработка и теоретическая схематизация знаний осуществляется на стыке гуманитарных, естественных и точных научных дисциплин. Теория и методика физической культуры синтезируя данные других наук вырабатывает собственные теории, которые могут быть использованы и другими научными дисциплинами. Прогресс её заключается в том, что она всё более систематически проникает вглубь и вширь действительности, в элементы бытия и закономерности познания. Из всех педагогических дисциплин физическая культура, пожалуй, является самой многогранной и поликомпонентной, имеющей достаточно высокую степень сложности.

Научный уровень коммуникации знаний детерминируется наличием современных средств связи, технологиями и профессионализмом преподавателей. Третий критерий, обусловливающий научность знаний в области физической культуры студентов – интеллектуальные способности, является субъективным фактором, вырабатывается в процессе образования и активизируется интересами. Уровень знаний по физической культуре студентов может проявляться от феноменологической степени абстракции до аксиоматической. От простого описания фактов до изложения материала на междисциплинарном языке. Более конкретно представляется это следующим образом.

Ступень «А», феноменологическая. На этой ступени демонстрируются общие представления о содержании физической культуры, теории физического воспитания и основных аспектах здорового образа жизни: студент знает краткую историю физической культуры, её социальную, профессиональную и личностную значимость (функции и основные задачи, цель и место в системе образования, степень влияния на состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность, общую работоспособность); перечисляет основные формы организации физического воспитания, физические качества, условия научной организации студенческого труда; даёт определение основным понятиям («физическая культура», «система физического воспитания», «физическое развитие», «физическая подготовка», «общая физическая подготовка», «специальная физическая подготовка», «профессионально-прикладная подготовка», «физическая подготовленность», «общая физическая подготовленность», «профессионально-прикладная физическая подготовленность», «физкультурная форма», «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «спорт», «массовый спорт», «любительский спорт», «большой спорт», «профессиональный спорт», «спортивная форма» и т. д.).

Ступень «Б», аналитико-синтетическая. На этой ступени содержание знаний предполагает объяснение сути психолого-педагогических и физиологических закономерностей физического воспитания, методических принципов, методов и средств формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств: студент знает основные аспекты здорового образа жизни, компоненты психического здоровья, гигиенические и естественные факторы ЗОЖ, методы самовоспитания, формулирует более сложные научные понятия и представления, связанные с теоретическими и методическими основами физической культуры и структурной характеристикой физической культуры личности. Передача информации идёт на языке понятий, суждений, взаимосвязей, объяснения сущности процессов.

Ступень «В», прогностическая. На этой ступени показываются знания в области оздоровительной физической культуры, оздоровительной тренировки и основных оздоровительных систем: перечисляются и объясняются методы самоконтроля занимающихся физической культурой и спортом, методы физического самосовершенствования, алгоритм планирования и управления различными видами физкультурной тренировки; строится прогноз собственной физкультурной деятельности на основе знаний, аналитических представлений о закономерностях изменения здоровья, физического развития, подготовленности.

Ступень «Г», аксиоматическая. На этой ступени содержание теоретического курса характеризуется высокой степенью понимания закономерностей физической культуры, физического воспитания. Суждения основываются на междисциплинарные связи и междисциплинарный язык (философию, социологию, логику, педагогику, психологию, физику и т. д.), используются данные научных исследований. Изложение знаний осуществляется следующей постановкой вопросов: что? С какой целью? Что это даёт? На что влияет? Как? Почему так, а не иначе? Какие физиологические процессы разворачиваются? Каково содержание и механизм процессов? Какие факты? Какие доказательства? Каков прогноз хода явлений и процессов?

На ступенях «Б» и «В» знания и физическая культура как учебная дисциплина «приобретает своё лицо». А на ступени «Г» обнаруживается предпосылка творческого использования личностью ценностей физической культуры на практике.

Вполне очевидно, что реальный уровень абстракции знаний учащихся определяется степенью разработанности технологии изучения данной дисциплины.

Обоснованность,второй критерий убедительности знаний, проявляется в научной аргументации суждений и доказательств.Осознанностьзнаний (качество освоения) характеризуется тремя признаками: степенью осознанности, способностью к переносу; способностью к объяснению. При первой степени осознанности логика рассуждений, доказательств, форм аргументации строится на информации, относящейся только к физической культуре; при второй используются аргументы одной или нескольких, интегрированных в теорию физической культуры дисциплин; при третьей используются широкие междисциплинарные связи. Способность к переносу знанийопределяется умением использовать полученную информацию для практической деятельности, создавать собственные теории, физкультурные программы, интегрировать физкультурные знания в другие дисциплины. Способность к объяснению напрямую связана с интеллектуальными способностями и проявляется в умении логически мыслить, обобщать, отделять главное от второстепенного, делать заключения, аргументировать, алгоритмизировать излагаемый материал.

И наконец, последний компонент качества физкультурных знаний студентов – умения. Критерием их являются уровни усвоения.

1. Теоретический материал усвоен на ученическом уровне. Студент способен к объяснению полученной информации в обобщённом виде, т.е. имеет о ней общее представление.

2. Теоретический материал усвоен на типовом уровне. Студент способен передавать информацию по известному алгоритму, как это делает преподаватель, как это воспроизводится в учебной литературе.

3. Теоретический материал усвоен на эвристическом уровне. Полученная информация частично дополняется собственными субъективными умозаключениями и нетипичными примерами.

4. Теоретический материал усвоен на творческом уровне. Проявляется определённая независимость суждений, основанная на тщательном анализе материала, дополнительной информации, научной аргументации, логике, убедительности и неординарности примеров.

Физическое совершенство – предметная составляющая воспитания физической культуры личности. Специфической стороной его является процесс физического воспитания. Анализ определений понятия «физическое совершенство» говорит об отсутствии единого подхода к его трактовке. И всё же данное понятие обобщает представления об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека. Причём эта мера имеет конкретный исторический характер, изменяется вследствие развития общества и представлений о физическом совершенстве. Специалисты говорят, что нет и не может быть неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонных показателей его. Из данного высказывания напрашивается вывод, что физическое совершенство носит в себе и обобщённое, и индивидуальное.

К компонентам качеств физического совершенства личности отнесены: физическое развитие; двигательные умения; двигательные навыки; физическая подготовленность.

Физическое развитие – это не только процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни, но и социально и индивидуально обусловленное явление. Это вполне управляемый процесс и особенно в аспекте физического воспитания и здорового образа жизни.

Признаками качеств физического развития выступают: функциональные и морфологические признаки, определяемые на основе специальных тестов.

Двигательные умения и навыки являются специфической образовательной частью содержания процесса физического воспитания. Традиционно двигательные умения характеризуются такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания и нестабильными способами решения двигательной задачи. Двигательный навык отличается от умения автоматизированностью, высокой точностью и надёжностью владения техникой действия.

Таким образом, признаками качеств умения являются непосредственное выполнение двигательного действия и концентрация внимания, а навыка – автоматизм, точность и надёжность. Очевидно, что данных признаков для характеристики всего спектра двигательных умений и навыков недостаточно. Они нуждаются в дополнении с точки зрения современных педагогических представлений о репродуктивном и продуктивном уровнях усвоения опыта. Это может выглядеть следующим образом.

1. Двигательное действие усвоено на репродуктивном уровне умения, если учащийся справляется с заданием, в котором даны цель, условия и необходимые действия для её решения, иначе способен действовать по известному алгоритму, с необходимым контролем сознания и концентрацией внимания, плюс коэффициент усвоения:

К = Основные структурные компоненты физической культуры личности. - student2.ru , где а – число существенных операций, ведущих к выполнению теста; р – число операций, правильно выполненных обучающимися.

2. Двигательное действие усвоено на продуктивном уровне навыка, если оно отличается автоматизмом, высокой точностью и надёжность, если при заданной цели и не нечётко определённых условиях (например, тактических или соревновательных) занимающийся может уточнить и дополнить условия и применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи; при заданной общей форме цели оперативно исследовать условия (ситуацию) и реализовать её на творческом уровне действия, приводящего к достижению цели, плюс коэффициент усвоения.

В такой трактовке двигательных умений и навыков просматривается не только рефлекторная их основа, но и предпосылка проявления интеллектуальных способностей занимающихся (осознанность, способность к переносу, самостоятельность, импровизация), конкретизируется и наполняется содержанием технология их формирования.

Содержанием физической подготовки студенческой молодёжи является их всесторонняя физическая подготовленность (общая, специальная, спортивно-техническая, профессионально-прикладная). В основе её лежат формирование жизненно важных двигательных умений и навыков и развитие основных физических качеств. Как правило, физическая подготовленность определяется различными спортивными видами физических упражнений и специальными тестами, выявляющими физические способности студентов ( в беге, прыжках, силовых и специальных упражнениях и т. д.). Физическая подготовленность является основной целью физического воспитания, но не единственной целью в формировании физической культуры.

В признаки качеств физической подготовленности традиционно включается эталон, усреднённый показатель, полученный на определённой возрастной группе людей. Эталон является прежде всего ориентиром. Результат сравнивается с ним и определяется оценка состояния индивидуальной физической подготовленности конкретного студента. Такой подход можно считать относительно объективным, потому что усреднённый оценочный эталон определяют без учёта физического развития (длины тела, массы тела, весо-ростового показателя и т. д.). Поэтому включения в госпрограммы оценочных таблиц динамики изменения физического развития студентов является необходимым и логически оправданным решением.

Два качественных признака, эталон и динамика результатов, дают наиболее объективную картину физической подготовленности студентов. В динамике проявляется и отношение студента к физической культуре, и степень включённости его в учебный процесс, и физическое самосовершенствование, и, наконец, профессионализм преподавателя. Физическое же развитие определяет индивидуальные особенности, объективно отражающиеся в результате физической подготовленности.

Формирование мотивационно-ценностных ориентаций личности студента является психологической составляющей содержания процесса формирования физической культуры личности. Отношение к ценностям физической культуры, стремление достичь определённого уровня здоровья, физического совершенства или отсутствия такового являются внутренним, как бы скрытым мотивом, побуждающим индивидуума к действию или бездействию, к активной физкультурной деятельности или пассивному отношению к ней. В основе мотивов лежат знания, опыт и интуиция.

К основным признакам качеств мотивов, как правило, относят социально, профессионально и личностно значимые мотивы. Личность – категория социальная. Это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. Поэтому социально значимые мотивы есть мотивы социума, личности. Они относятся к высшей категории признаков качеств физической культуры личности и занимают особое место в процессе формирования физической культуры студентов.

Профессионально-значимые мотивы имеют как бы двойственный характер. С одной стороны, они определяются потребностью общества, а с другой – склонностями и интересами личности. Профессионально-значимые мотивы реализуются через профессионально-прикладную подготовку, которая представляет собой одно из основных направлений воспитания физической культуры студентов. В процессе её должны формироваться прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности студента к успешной профессиональной деятельности.

К факторам, определяющим конкретное содержание профессиональ<

Наши рекомендации