Конфликты бывают следующих видов: деятельности, поведения и отношений.
Конфликты деятельности возникают по поводу выполнения какого либо дела.
Конфликты | поведения – это поступки, | ведущие к | нарушению |
норм, правил. | |||
Конфликты | отношений принадлежат | к сфере | эмоционально- |
личностных отношений социальных субъектов, к ситуации общения в процессе библиотечно-библиографической деятельности.
Чаще всего в процессе библиотечного обслуживания конфликтные ситуации возникают в случаях:
•нарушения читателями правил пользования библиотекой;
•безнравственного поведения как читателя, так и библиотекаря;
•издержек производственного характера;
•слабой материально-технической базы;
•недостаточного уровня профессиональной квалификации - библиотекарей;
•низкого уровня информационной культуры читателей;
•отрицательных личных качеств библиотекарей и пользователей библиотек.
Предотвратить возможные конфликты можно следующим образом: сделать паузу, сдержать негативные эмоции, проявить волю и сформировать положительные эмоции в отношении других. В данной ситуации необходимо выбрать рациональную модель поведения.
Способ разрешения конфликта может быть жестким и мягким. Жесткий способ оставляет психологический дискомфорт, а мягкий –позволяет достигнуть консенсуса. Снять или смягчить конфликт обязан библиотекарь [8, C.34–35].Этические нормы поведения библиотекаря отдела обслуживания заложены в «Кодексе этики российского библиотекаря».
Семинарское занятие
Тема: «Библиотечное общение – основные формы и функции».
Задание
I. Для изучения теоретических вопросов общения библиотекаря с читателем проведите контент-анализпо ряду аспектов публикаций В. А. Бородиной, С. А. Езовой и Ю. П. Мелентьевой (публикации по выбору). Такой анализ позволит увидеть общее и особенное в теоретическом обосновании библиотечного общения.
II. Подготовить выступления по следующим темам:
1.Основные формы и функции библиотечного общения.
2.Виды, формы и сфера традиционного и виртуального общения.
3.«Полезные» библиотекари, «полезные» пользователи.
4.«Вредные» библиотекари, «вредные» пользователи.
5.Конфликтные ситуации и конфликты в библиотеке.
6.Барьеры, затрудняющие библиотечное общение.
7.Социально-психологическаякомпетентность библиотекарей.
8.Психологические аспекты профессионального поведения -библиотекаря.
9.Психологическая служба в библиотеке.
10.Квалитология и квалиметрия библиотечного общения (по публикациям В. А. Бородиной и С. А. Езовой).
Практическое занятие
Тема: «Деловая игра: разрешение конфликтной ситуации».
Цель занятия Формирование профессиональных умений фиксировать (по определенной методике) разнообразные конфликтные ситуации (или ситуации общения), в которые включены библиотекарь и читатель, анализировать ситуации с учетом личностных особенностей участников и прогнозировать коррекцию их поведения.
Задание Опишите конфликтную ситуацию по схеме:
1.Полное название библиотеки (любой).
2.Тип библиотеки.
3.Место, где произошел конфликт(на абонементе при выдаче книг, в читальном зале у каталогов, у выставки литературы и т. д.).
4. Характеристика библиотекаря, участвовавшего в конфликте: а) социально-демографическиеданные; б) черты характера.
5.Характеристика читателя, участвовавшего в конфликте: а) соци- ально-демографическиеданные; б) черты характера.
6.Содержание и суть конфликтной ситуации.
7.Причины конфликта(правовые, психологические, технологиче-
ские).
8.Инициатор конфликта (по чьей вине произошел конфликт).
9.Результаты разрешения конфликта.
10.Протокольная запись (описание поведения участников, точная формулировка сказанного в процессе конфликта, эмоциональные реакции, тон разговора и т. д.).
11.Проанализируйте конфликтную ситуацию на основе анализа:
а) сформулируйте задачи воспитания читателей для преодоления конфликтов подобного вида;
б) сформулируйте задачи профессиональной подготовки библиотекарей в целях предупреждения и преодоления конфликтов;
в) обоснуйте психологические механизмы конфликта в зависимости от психотипов библиотекаря и читателя;
г) предложите оптимальный вариант общения библиотекаря и читателя в данной конкретной ситуации конфликта;
д) выберите и обоснуйте методику индивидуального обслуживания читателя, наиболее благоприятную в психологическом отношении
[8, с.97–98].