Основные профессиональные и личностные качества библиотекаря отдела обслуживания
Известно, что библиотеки как социальный институт существуют многие тысячелетия, в то время как профессия«библиотекарь» сформировалась сравнительно недавно, во второй половине XIX в.
Формирование статуса библиотечной профессии связано, прежде всего, с именами американского ученого-математикаМелвила Дьюи(1851–1931)и Шиали Ранганатана(1892–1972),который был первым составителем международных квалификационных требований к специалистам.
Становление библиотечной профессии в России связано с именами Л. Б. Хавкиной и Е. К. Дерман. В 1913 г. в Москве появилось первое учебное заведение, готовящее библиотекарей («Курсы Шанявского», организованные Л. Б. Хавкиной), с 1910 г. выходит первый профессиональный журнал «Библиотекарь», в 1911 г. прошел Первый съезд библиотекарей России. В 1918 г. появились профильные вузы в Ленинграде (С.-Петербурге),Харькове и др. городах, в1930-хгг. был создан Московский Библиотечный институт[99].
Понятие профессиограммы
Профессиограмма – документ, описывающий профессиональные требования к личности.
Первая профессиограмма специальности была составлена в1920-егг., когда формировались кадры советских библиотек. В ней впервые были сформулированы основные требования профессии к библиотечной специальности: здоровье, интеллект, навыки, умения, моральные качества и внешность. В1970–1980-егг. ряд проведенных исследований позволил точнее выделить основные группы качеств, необходимые для профессии «библиотекарь», и требования к ним:
· физические качества (отсутствие патологии);
·интеллектуальные качества (высокий интеллект, эрудиция);
·психофизиологические качества (особенности мышления, внимания, воли, речи и т. п.);
·коммуникативные качества (способность к эмпатии, сочувствию);
·моральные качества (честность, дисциплинированность и др.).
В отношении библиотекаря отдела обслуживания основными профессиональными качествами были признаны следующие: высокий интеллект; быстродействие; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; коммуникабельность (включая и речевую коммуникацию); читательская культура и др.
Формирование и развитие профессии «библиотекарь» интересовало многих исследователей. В изучение этой проблемы значительный вклад внесли А. А. Чачко, А. И. Каптерев, А. В. Соколов, Э. Р. Сукиасян, Т. А. Жданова и др. Сложилась специальная область знания «Библиотечная профессиология», изучающая проблемы развития профессии, эволюцию требований к специалисту, анализирующая перспективы развития профессии и т. п. В рамках специальности 020400 – «Психология» существует специальная учебная дисциплина «Психология труда», задачей которой является ознакомление студентов с основами психологического профессиоведения, его местом в структуре наук о человеке и психологией труда как научным психологическимна правлением [100, 101].
Место библиотечной профессии в психологической классификации профессии Е. А. Климова
Студентам, обучающимся по специальности 052700 – «Библиотечно-информационная деятельность», необходимо познакомиться с основными понятиями, тенденциями и направлениями развития современных психологических представлений в области прикладной психологии труда[102].
Многообразие видов трудовой деятельности выдвигает перед психологией труда проблему классификации профессий: выявление общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.
Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографией (описание профессии), а результат изучения –профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик определенного вида труда: техникоэкономические, социальные, социально-психологические, санитарногигиенические условия труда и т. д. Психограмма рассматривается как совокупность психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат.
Известный российский психолог Евгений Александрович Климов посвятил свои труды вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального). Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.
Е. А. Климов на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда выделил пять типов профессий:
1.«Человек – природа (живая)». Специалисты этих профессий связаны с растительным и животным миром, микроорганизмами. Например: овощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2.«Человек – техника (и неживая природа)». Работники данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда и системами. Например: техник-механик, слесарь-сборщик, инженер-электрик, системный администратор.
3.«Человек – человек (и социальные системы)». Предметом деятельности этой группы являются люди, х сообщества, связанные с обслуживанием, преобразованиями. Например: менеджер по персоналу, врач, учитель, библиотекарь, продавец, журналист, гид-переводчик, экскурсовод и т. д.
4.«Человек – знаковая система». Специалисты данного типа профессий занимаются естественными и искусственными языками, условными знаками, символами, цифрами. Например: картограф, экономист, бухгалтер, лингвист, математик, нотариус, программист и т. д.
5.«Человек – художественный образ». Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – все это предметная область представителей этого типа профессий. Например: художник, декоратор, артист балета, живописец и т. д. [102].
Несмотря на приведенную классификацию, нельзя все профессии распределить строго на пять типов, но их малое количество удобно как средство обзорной ориентировки в огромном мире разновидностей человеческой деятельности. Практически, при отнесении профессий к тем или иным типам, нужно учитывать наиболее специфические, основные признаки и функции профессиональной деятельности людей.
В соответствии с психологической классификацией типов профессий, предложенной Е. А. Климовым, профессию библиотекаря можно отнести сразу к трем типам: «Человек – человек», «Человек – знаковая система» и «Человек – техника». Библиотекарь взаимодействует и с пользователями библиотек, и с книгами или другими носителями информации (объект деятельности), и с техническими средствами (компьютер, сканер), следовательно, библиотечную профессию можно классифицировать как «Человек – знаковая система – техника – человек».
Профессиональные качества специалиста – это сложный комплекс знаний, умений и навыков, то есть компетентность, уровень которой определяется эффективностью деятельности определенного работника.
Известный британский психолог Дж. Равен [143] трактует понятие компетентности как специфическую способность человека, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Фундаментальные и «подвижные» составляющие профессиограммы библиотекаря отдела обслуживания
Профессиограмма библиотекаря отдела обслуживания должна включать перечень профессиональных и личностных качеств в зависимости от егофункциональных обязанностей, типа библиотеки и обслуживаемой категории читателей. Большинство исследователей к профессиональным качествам библиотекаря относят следующие: эрудицию, коммуникабельность, ответственность, творчество, организаторские способности, знание библиотечных технологий, педагогики и психологии, адаптивность, компьютерную грамотность, способность к самообразованию, эмоциональный контроль. Основным показателем профессионализма библиотекаря отдела обслуживания является уровень профессионального сознания, который характеризует понимание миссии, а значит, цели и роль своей профессии, ее значимость в обществе – именно от этого зависит продуктивность его деятельности. Следовательно, профессионализм – это способность человека (как индивида, личности, субъекта деятельности) выполнять свою работу на высоком уровне, систематически, эффективно и надежно – в любых условиях. Понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда: это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни специалиста. Профессиональное мастерство также связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), с тем, что можно назвать профессиональным самосознанием.
По своим профессиональным качествам российский библиотекарь вполне сопоставим со своим зарубежным коллегой, поскольку как среди российских, так и зарубежных библиотекарей абсолютное большинство составляют женщины: в России – 98%, во Франции – 90% в Америке – 97%, в Великобритании – 75%, лишь в Китае – 50%. Феминизация часто оказывала отрицательное влияние на библиотечную профессию, причинами этого были психологические черты женского характера, такие как повышенная эмоциональность, скромность, терпение, самопожертвование, которые были присущи библиотекарям советского периода [27]. В последние годы XX в. и начала XXI в. произошедшие изменения в жизни общества повлекли за собой и перемены в женской психологии, а, следовательно, и в библиотечной профессии.
В XXI в. в библиотечном деле возникают новые специальности и квалификации: менеджер информационно-библиотечнойсферы, библиограф-аналитик, библиотекарь-технолог, библиотерапевт и др. За рубежом готовят для библиотек информационных брокеров, консультантов по базам данных, специалистов по работе со специфическими читательскими категориями (мигрантами, инвалидами и др.), специалистов по работе со специальными фондами (картами, патентами и др.).
Современный библиотекарь отдела обслуживания должен обладать не только знаниями, эрудицией, но и технологиями (как психологопедагогическими, так и электронными), владеть методами продвижения книги и чтения в различные слои населения, в том числе и «нечитающие». Библиотекарь должен знать реальные потребности и интересы отдельных пользователей и всего местного сообщества, включая социально уязвимые группы(безработные, инвалиды, мигранты и др.). Библиотекарь должен применять знания по общей и возрастной психологии, конфликтологии; уметь работать с электронной информацией, владеть формами и методами ее предоставления пользователю и т. д. Обладая высоким уровнем информационной культуры, библиотекарь передает свои знания, умения и навыки пользователю, который в свою очередь способствует повышению информационной культуры общества.
Особыми качествами библиотекаря отдела обслуживания являются:коммуникативность (которая предполагает не только речевую коммуникацию, но и толерантность), доброжелательность и «политкорректность», а также уравновешенность, тактичность, чувство юмора, личное обаяние. Необходимый элемент профессионального сознания библиотекаря – его чтение. Широкие читательские интересы, хороший литературный вкус, знание литературы и библиотечного дела– вот основные желательные характеристики библиотекаря как читателя.
Этические нормы библиотечного обслуживания заложены в «Кодексе этики российского библиотекаря», утвержденного Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г.
«Кодекс этики российского библиотекаря»
Развитие профессионального сознания российского библиотекаря идет в том же русле, что и у профессионалов в других странах мира, подтверждением тому является «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря». В этом документе впервые:
· определены взаимоотношения профессионала(библиотекаря) и власти, профессионала и пользователя (читателя), а также взаимоотношения профессионалов между собой;
·рассмотрен свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;
·утверждены интересы и потребности пользователя как профессиональный приоритет библиотекаря;
·констатирована необходимость признания библиотеками авторских прав на интеллектуальную собственность и невозможность -использования контрафактной продукции. С «Кодекса...» началось создание совершенно нового типа нормативных документов– профессиональных стандартов, разрабатываемых и принимаемых библиотечным сообществом под руководством Российской библиотечной ассоциации, таких как «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2008 г.) и «Манифест РБА о публичной библиотеке» (2003 г.).
Сравнительный анализ «Кодекса этики российского библиотекаря» и кодекса профессиональной этики библиотекарей зарубежных стран, принятыми в 34-хстранах мира, показывает, что эти документы лаконичны и близки по основным параметрам. При всех различиях ментального характера и социальных условий жизни специалистов библиотекарей основными положениями кодексов являются следующие: свобода доступа к информации, право интеллектуальной собственности, уважение личности пользователя, профессиональное поведение и т. п.[22].