Дергилева Татьяна Владиславовна
Дергилева Татьяна Владиславовна
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Учебно-методическоепособие
Редактор Е. В. Попова
Корректор А. В. ОвечкинаВерстка Н. А. Айгаровой
Подписано в печать 01.07.10. Формат 60х84/16. Бумага газетная. Офсетная печать. Печ. л. 8,5.
Уч.-изд.л. 6,8. Тираж 200 экз. Заказ № 180.
Редакционно-издательскийотдел ГПНТБ СО РАН. 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15.
E-mail:[email protected].
Полиграфический участо
Содержание | ||
Предисловие ............................................................................................ | ||
1 Организационно-методический раздел ............................................... | ||
1.1 | Цель курса .................................................................................. | |
1.2 | Задачи курса ............................................................................... | |
1.3 | Требования к уровню освоения содержания курса ................... | |
2 Содержание курса «Библиотечное обслуживание» ............................ | ||
2.1 | «Библиотечное обслуживание» как учебная дисциплина........ | |
2.2 | Предмет и структура учебной дисциплины «Библиотечное | |
обслуживание» ......................................................................... | ||
2.3 | Понятийный аппарат и связь дисциплины с другими | |
учебными предметами ............................................................. | ||
3 Теоретические и законодательные основы библиотечного | ||
обслуживания.................................................................................... | ||
3.1 | Основные теоретические концепции библиотечного | |
обслуживания........................................................................... | ||
3.2 | Современная международная и российская | |
законодательная база библиотечного обслуживания.............. | ||
4 Читатель и библиотекарь как равноправные участники | ||
социокультурного процесса библиотечного обслуживания............ | ||
4.1 | Изучение читателей как общемировая профессиональная | |
проблема................................................................................... | ||
4.2 | Социологические и психологические аспекты изучения | |
чтения ....................................................................................... | ||
4.3 | Типология читателей................................................................ | |
4.4 | Информационная культура личности...................................... | |
4.5 | Социологическая и психологическая службы | |
в библиотеках ........................................................................... | ||
5 Библиотекарь как один из основных участников процесса | ||
библиотечного обслуживания .......................................................... | ||
5.1 | Основные профессиональные и личностные качества | |
библиотекаря отдела обслуживания........................................ | ||
5.2 | Речевая культура библиотекаря ............................................... | |
5.3 | Имидж библиотекаря ............................................................... | |
6 Библиотечное общение в процессе обслуживания пользователей ... | ||
6.1 | Библиотечное общение как феномен. Опыт библиотечного | |
общения в российских и зарубежных исследованиях............ | ||
6.2 | Основные функции, формы и виды библиотечного | |
общения .................................................................................... |
6.3 Квалитология и квалиметрия библиотечного общения......... | ||
6.4 Барьеры библиотечного общения............................................ | ||
7 Социально-обоснованные приоритетные направления | ||
библиотечного обслуживания в России и зарубежных странах .... | ||
7.1 | Библиотечное обслуживание в помощь непрерывному | |
образованию............................................................................. | ||
7.2 | Библиотечное обслуживание как средство социализации | |
личности. Правовая социализация ........................................... | ||
7.3 | Библиотечное обслуживание пользователей с особыми | |
потребностями.......................................................................... | ||
7.3.1 Дети и юношество........................................................... | ||
7.3.2 Семейное чтение ............................................................. | ||
7.3.3 Пользователи с ограниченными возможностями .......... | ||
7.3.4 Национальные меньшинства и мигранты ...................... |
7.4Библиотечное обслуживание в помощь формированию культуры чтения и информационной культуры
пользователей .......................................................................... | ||
8 Технология библиотечного обслуживания ........................................ | ||
8.1 | Понятие о технологии и технологическом процессе | |
библиотечного обслуживания.................................................. | ||
8.2 | Связь информационного запроса с реальными потреб- | |
ностями пользователей............................................................. | ||
8.3 | Классификация читательских интересов по содержанию....... | |
8.4 Классификация библиотечных услуг ...................................... | ||
8.5 Современные технологии в организации библиотечного | ||
обслуживания .......................................................................... | ||
9 Технология индивидуального библиотечного обслуживания.......... | ||
9.1 | Значение и задачи индивидуального библиотечного | |
обслуживания. Основные современные концепции ................ | ||
9.2 | Индивидуальное библиотечное обслуживание ........................ | |
9.3 Методы индивидуального библиотечного обслуживания..... | ||
10 Технология массового и группового библиотечного | ||
обслуживания ................................................................................... | ||
10.1 Теория и история организации массового обслуживания в | ||
России....................................................................................... | ||
10.2 Массовое библиотечное обслуживание – средство | ||
расширения влияния библиотеки и укрепление ее связей | ||
с партнерскими организациями................................................ | ||
10.3 Опыт библиотечного массового обслуживания за рубежом ... |
10.4 | Групповое и фронтальное массовое библиотечное | |
обслуживание ........................................................................... | ||
10.5 | Показатели эффективности библиотечного обслуживания ... | |
11 Организация библиотечного обслуживания в современной | ||
библиотеке......................................................................................... |
11.1Структурные подразделения библиотечного обслуживания .98
11.2Абонемент – основной отдел библиотечного обслуживания ..98
11.3Организация библиотечного обслуживания в читальных залах
................................................................................................ | ||
11.4 Подразделения библиотечного обслуживания | ||
«некнижными носителями»..................................................... | ||
Внестационарные формы библиотечного обслуживания ............. | ||
Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание............ | ||
Вопросы для проверки знаний ........................................................ | ||
Примерная тематика рефератов, курсовых работ .......................... | ||
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему | ||
курсу ................................................................................................ | ||
Список рекомендуемой литературы ............................................... |
Цель курса
«Библиотечное обслуживание» является одним из основных курсов, изучаемых в процессе получения высшего библиотечно-информационного образования. В нем рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания как индивидуального читателя (пользователя) библиотеки, так и различных читательских групп и контингентов.
Задачи курса
Курс решает задачи формирования у студентов нового профессионального мышления, глубокого уважения к информационным потребностям пользователя, ответственности перед ним.
Задачами курса является также раскрытие состояния библиотечного обслуживания с учетом трансформаций, произошедших в социальной сфере нашей страны, и связанных с ними профессиональных изменений: новыми условиями функционирования библиотек, новым отношением к личности и ее информационным потребностям, признанием свободного доступа к информации как базовой ценности демократического общества и т. д.
В целом программа опирается на все позитивное знание, накопленное со времени формирования «Библиотечного обслуживания» как самостоятельной дисциплины. Принципиальное отличие данной программы от предыдущих в том, что впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как общий профессиональный процесс, осуществляемый в условиях формирования «единой мировой библиотеки» [6].
С этим связано более подробное, чем раньше, рассмотрение международных законодательных актов, определяющих принципиальные положения организации библиотечного обслуживания в современном мире, а также опыта библиотечно-информационных учреждений зарубежных стран при раскрытии его конкретных проблем.
Важной особенностью программы является ее практическая направленность, ориентированность на обучение студентов решению реальных проблем библиотечного обслуживания.
Курс «Библиотечное обслуживание» входит в цикл подготовки библиотекарей-библиографоввысшей квалификации.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса «Библиотечное обслуживание» студентдолжен знать:
· понятийный аппарат дисциплины;· теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания;
· основные функции, принципы и теоретические концепции биб-
лиотечного обслуживания, этапы их формирования;
·современную законодательную базу библиотечного обслуживания в России;
·историю изучения читателей в России и зарубежных странах;
·типологию читателей;
·структуру понятия «информационная культура»;
·основные профессиональные и личностные качества библиотекаря;
·основные формы и функции библиотечного общения;
·технологию и методы библиотечного обслуживания основных читательских групп;
·новые формы организации библиотечного обслуживания;
·методологию и методику изучения эффективности библиотечного обслуживания;
должен уметь:
·применять эти знания в практической деятельности библиотек; должен быть ознакомленным:
·с перспективами развития библиотечного обслуживания;
·с основными тенденциями профессионального образования библиотекарей отделов обслуживания всех типов и видов библиотек на альтернативной основе;
должен иметь представление:
·об организационных формах библиотечного обслуживания за рубежом;
·о зарубежном опыте дифференцированного и специализированного библиотечного обслуживания.
Структура методического пособия: материал пособия сгруппирован по темам. После каждой темы даны практические задания или приведены контрольные вопросы для самопроверки. В конце пособия приводится список вопросов для проверки знаний, примерная тематика рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
Содержание курса «Библиотечное обслуживание»
Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания определяются (в зависимости от понимания роли библиотеки) политическими и идеологическими теориями, так как цели функционирования библиотек зависят от развития самого общества.
2.1 «Библиотечное обслуживание» как учебная дисциплина
Библиотечное обслуживание – это и наука, и образование, и практика. Образование, объединяя научное и практическое знание, является базой профессионального развития библиотечных специалистов.
Изучение курса «Библиотечное обслуживание» дает возможность студентам ответить на следующие основные вопросы:
1.Что хочет получить пользователь библиотеки (каковы его потребности, интересы, мотивы, ожидания и т. д.)?
2.Что может дать читателю библиотека(каковы ее возможности
сточки зрения полезности для пользователя и общества)?
3.Как в ходе библиотечного обслуживания обеспечиваются читательские потребности, права?
4.Какова роль библиотекаря и читателя в процессе обслуживания?
5.Как оценить успешность этой деятельности?
Имногие другие вопросы.
Основные этапы формирования и становления учебной дисциплины
Теория и методика библиотечного обслуживания читателей создается усилиями ученых и практиков различных стран, школ и направлений.
В России система библиотечного | образования начала складываться |
в 1920–1930-егг. С конца30-хгг. XX в. название курсов по обслужи- | |
ванию читателей неоднократно менялось: «Обслуживание читателей», | |
«Руководство чтением», «Методика | работы с читателями», «Работа |
с читателями», но предмет оставался неизменным. Разработкой этих курсов занималось несколько поколений библиотековедов.
История библиотечного дела показывает, что библиотеки всегда, даже в древности, ориентировались на обслуживание читателей. Об этом свидетельствует появление каталогов (например, каталог, высеченный на стене здания библиотеки в Карнаке, Древний Египет, XII в. до н. э.) [38] и архитектура античных библиотек, создающая благоприятные условия для чтения[156].
Развитие книгопечатания, распространение идей просвещения в Европе, становление профессиональной периодической печати (например, «Библиотечный журнал Американской библиотечной ассоциации» (1876 г.) [156, с. 150], стремление привлечь к чтению как можно больше людей потребовали от библиотекарей научного подхода к решению сложных социологических, психологических, организационных, архитектурных и некоторых других задач.
Первый вузовский учебник, отобразивший систему знаний по библиотечному обслуживанию, вышел в 1961 г. под редакцией В. Ф. Сахарова и И. М. Цареградского, назывался он «Работа с читателями» [8]. Термины «работа с читателями» и «обслуживание читателей» рассматривались в нем как синонимы. В учебнике дано такое определение библиотечного обслуживания: «Работа с читателями, или обслуживание читателей, – это деятельность библиотеки по развитию и удовлетворению интересов и запросов читателей и пропаганда книги. Работа с читателями охватывает организацию, формы и методы обслуживания читателей в библиотеке и вне ее»[29, с. 3]. Последующие два учебника (1970 и 1981 гг.) имели такое же название – «Работа с читателями».
Курс «Библиотечное обслуживание» впервые был введен в 1996 г. государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 052700 – «Библиотековедение и библиография» вместо курса «Работа с читателями». За рубежом в информационно-библиотечных школах курс«Библиотечное обслуживание» («Library service») является также одним из основных.
Вклад выдающихся российских теоретиков и практиков библиотечного дела в развитие курса «Библиотечное обслуживание»
Существенный вклад в развитие содержания и методики преподавания курса внесли такие библиотековеды, как Л. В. Беляков, А. Н. Ванеев, В. С. Крейденко, В. Ф. Сахаров и др. Становление учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание» проходило на основании исследований
и публикаций российских и зарубежных теоретиков и практиков библиотечного дела по библиотековедению, библиографоведению, информатике, психологии, социальной психологии, педагогике и социологии, философии, культурологии. К ним относятся труды, посвященные
2.2 Предмет и структура учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание»
При изучении предметной стороны системы библиотечного обслуживания выделяются ее подсистемы:
·организационные (библиотечные системы и сети разных уровней, подразделения библиотек);
·функциональные, обеспечивающие реализацию библиотечного обслуживания как деятельности. В качестве функциональных подсистем определены элементы деятельности: цель, субъекты, объект, предмет, результат.
Цель библиотечного обслуживания – наиболее полное удовлетворение читательских потребностей и способствование их развитию.
Субъектами библиотечного обслуживания являются библиотекарь и пользователь, но их роли в этом процессе различны.
В качестве объекта библиотечного обслуживания можно рассматривать читательские потребности, на удовлетворение и развитие которых оно направлено. Предметом обслуживания являются запросы пользователей, выражающие их потребности.
Библиотечное обслуживание завершается результатом, то есть библиотечной услугой, которая в зависимости от запроса может быть оказана в форме выдачи документа, справки и т. д. Субъекты обслуживания – библиотеки – оказывают библиотечные услуги на основе использования ресурсов, которыми они располагают (фонды, справочно-поисковый аппарат, технические средства и оборудование, здание, интерьер и т. п.), а также через Интернет. Условия, в которых осуществляется обслуживание, называются библиотечной средой, она влияет и на субъекты, и на процессы (технологию) обслуживания, и, соответственно, на результат обслуживания.
Названные подсистемы взаимосвязаны через потребности и запросы пользователей библиотек.
Ресурсные возможности системы обслуживания одной библиотеки ограничены, поэтому используются ресурсы всей совокупности -библиотек территории – региона, страны и мира. Обслуживание осуществляется как традиционными формами, такими как межбиблиотечный абонемент и международный межбиблиотечный абонемент, так и виртуальными, по телекоммуникационным каналам и через Интернет.
2.3 Понятийный аппарат и связь дисциплины с другими учебными предметами
Основные термины и определения
При изучении курса широко используются базисные термины: «библиографическое» и «справочно-информационноеобслуживание» как виды библиотечного облуживания, «индивидуальное обслуживание», «массовое обслуживание», «библиотечная среда», «документ», «информация», «информационное обеспечение», «библиотечная реклама», «технология библиотечного обслуживания». Появились новые понятия: «библиотечный маркетинг», «библиотечное общение», «библиотечная конфликтология», «библиотечная этика». Развитие информационного общества и усиление информационной функции библиотек способствовало появлению термина«информационная культура». Современные мировые тенденции читательской деятельности привели к появлению таких понятий, как «деловое чтение», «компенсаторное», или прагматическое чтение, выражающееся в том, что книга уже не воспринимается как учебник жизни, а представляет интерес только в том случае, сли она удовлетворяет познавательные потребности. Компенсаторное чтение дает возможность с помощью книги уйти от реалий действительности. Применение телекоммуникационной техники и технологий в библиотеках изменило традиционные процессы библиотечного обслуживания, появились новые услуги и формы предоставления информации, следовательно, и новые термины: «виртуальный абонемент», «виртуальный пользователь», «электронная доставка документов» и др.
Главными действующими лицами в системе библиотечного - об служивания являются «пользователь» и «библиотекарь». Понятие «пользователь библиотеки» рассматривается как обобщающее: физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент). Оно может быть применено ко всем физическим или юридическим лицам, обращающимся в библиотеки за любыми услугами, поэтому дефиниция «пользователь библиотеки» включает понятия «читатель», «абонент», «посетитель мероприятия», «пользователь, обращающийся в библиотеку через электронные информационные сети» [10]. Понятия, используемые в обслуживании по межбиблиотечному абонементу и доставке документов (МБА и ДД): фондодержатель, абонент, заказ и выдача.
В последние годы курс «Библиотечное обслуживание» обогатился не только новой терминологией, но и учебными и методическими материалами печатного и электронного характера. Эволюция и современная ситуация библиотечного обслуживания была проанализирована доктором педагогических наук, профессором Ю. П. Мелентьевой в учебных изданиях [22, 23, 26]. Учебник Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006 г.) отразил новые представления о роли библиотеки в жизни общества и личности. Этот учебник в известной мере пополняет значительный круг учебных пособий и печатных лекций, изданных в более ранний период и другими специалистами– преподавателями отраслевых вузов страны: Л. И. Алешин[41], В. А. Азарова[1], В. А. Бородина[8], Н. Б. Зиновьева[94], А. В. Соколов[151], А. Е. Шапошников[166, 167, 168] и др. Не потеряли своей актуальности и значимости учебник под редакцией А. Я. Айзенберга[7], монографии В. А. Азаровой[1], М. Я. Дворкиной[11], С. А. Езовой[14]. Полезны для изучения учебно-методические пособия Ю. А. Ахмадовой[47], М. Я. Дворкиной[77, 78], Ю. П. Мелентьевой[23], Г. К. Олзоевой[27], М. Е. Ястребовой [134, 170] и др.
Курс «Библиотечное обслуживание» тесно связан с другими учебными дисциплинами, например, с педагогикой, психологией, социологией, культурологией, этикой, теорией информации.
Теоретическое осмысление библиотечного обслуживания происходило и в 50–60-егг. XX в. в связи с формированием информатики, использование которой в корне изменило проблему поиска информации и массового обслуживания. При теоретическом анализе библиотечного обслуживания идет обращение к следующим наукам: психология, социальная психология, педагогика и социология, книговедение, библиотековедение, библиографоведение, информатика, теория маркетинга (включая рекламу и «public relations»).
Данное учебное пособие рассчитано на то, чтобы стимулировать самостоятельную работу студентов, поскольку оно не включает многие проблемы частной методики обслуживания читателей. Учащимся помимо учебника и пособия необходимо использовать дополнительную литературу, сборники научных трудов, учебно-методическиеи практические пособия, публикации в профессиональной периодической печати: «Библиотека», «Библиосфера», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки» и т. д.
Задание подготовьте сравнительный анализ основных понятий учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание» и аналогичных дисциплин («Library service» и др.), преподаваемых в европейских и американских высших учебных заведениях библиотечно-информационного профиля.
Вопросы для самопроверки:
1.Когда начала складываться система библиотечного образования
вРоссии?
2.В каком году и под каким названием вышел первый вузовский учебник, отобразивший систему знаний по библиотечному обслуживанию?
3.Назовите выдающихся российских теоретиков и практиков, внесших вклад в развитие курса «Библиотечное обслуживание».
4.Какие подсистемы выделяются при изучении предметной стороны библиотечного обслуживания?
5.Что является целью, предметом, объектом и результатом библиотечного обслуживания?
6.Из чего состоят ресурсы субъектов обслуживания, т. е. библиотек?
7.Каким определением обозначаются условия, в которых осуществляется библиотечное обслуживание?
8.Назовите основные термины и определения, наиболее часто используемые в библиотечном обслуживании.
9.Дайте определение термину «пользователь библиотеки».
10.С какими учебными предметами связан курс«Библиотечное обслуживание»?
Задание
I.Сравните основные концепции библиотечного обслуживания
вРоссии и в одной из зарубежных стран.
II. Проанализируйте и расскажите о влиянии социально-философ-ских концепций на формирование теоретических основ библиотечного обслуживания:
· воспитательной ценности знания;· личность – субъект воспитания;
· личность – субъект и объект социализации;· суверенность развития личности;
· основа развития личности – свободный доступ к информации;· просвещения;· руководства чтением;
· библиотечной педагогики;
· библиотечного обслуживания как средства социализации личности и др.
Семинарское занятие
Тема: «Основные теоретические концепции библиотечного - об служивания».
ЗаданиеПодготовить ответы на вопросы:
1.Кто провел исследование по изучению концепций библиотечного обслуживания в России?
2Сколько и какие концепции были выявлены?
3.Исторические периоды нашей страны, в которые главенствующей становилась та или иная концепция.
4.Чем определялась и на чем основывалась каждая из названных концепций?
5.Суть и цели концепций читателя.
6.Кем поддерживалась та или иная концепция читателя?
7.Какая концепция наиболее ярко была выражена во взглядах выдающегося ученого и просветителя Н. А. Рубакина?
8.Отношение современных исследователей к концепциям читателя.
9.Сколько и какие концепции читателя присутствуют в современном российском обществе, какая из них наиболее отчетливо проявляется сегодня?
10. Чем вызвано укрепление существующей концепции читателя в России?
Типология читателей
Типология читателей рассматривается в качестве теоретической основы библиотечного обслуживания, поскольку является результатом интегрального исследования чтения. Читатель представляет собой определенный тип человека и рассматривается в контексте социальнопсихологической структуры личности. Проблема типологии читателей (пользователей библиотек) относится к междисциплинарным, очень сложным, дискуссионным библиотековедческим проблемам. Ее решением занимались многие библиотековеды, библиографы, психологи и социологи чтения.
Согласно терминологическому словарю по библиотечному делу
типология читателей характеризуется как «научная классификация читателей по общности признаков, являющаяся одним из средств дифференциации читателей и развивающаяся в двух основных направлениях»:
1)с учетом структуры читательских интересов или мотивов чтения, степени читательской активности, начитанности и др.;
2)с учетом особенностей восприятия литературы различных видов
ижанров» [56].
История создания типологии читателей в России занимает достаточно длительный период времени. На протяжении многих лет -библиотековеды искали пути дифференциации читателей, основываясь на различных типообразующих признаках. Изучались коммуникативная, познавательная,информационно-потребительская,информационнопоисковая функции чтения, а также рассматривались сущность читательской деятельности на основании зафиксированных в тексте сообщений и знаний. Библиотековеды разграничивают понятия «классификация» и «типологизация», разделяя читателей на отдельные группы, объединенные покаким-тообщим признакам. Таким образом, в основе типологии читателей лежитпринцип дифференцированного подхода.
После 1917 г. в России можно выделить несколько периодов изучения читателей, каждый из которых имеет свои особенности и специфические подходы к типологии читателей[167]. В20-егг. XX в. изучались две группы читателей: рабочие и крестьяне, основным методом их изучения являлось анкетирование. Позднее, в60–70-хгг. XX в., в результате проведения крупных социологических исследований («Советский читатель» (1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978 г.)) был накоплен богатый эмпирический материал о социальнодемографических признаках читателей.
В 1980–1990-егг. в трудах Санкт-Петербургской академии культуры (ранее Ленинградский государственный институт культуры, сейчас – университет) изучались вопросы психологии чтения и типологии читателей: «Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения» (1980 г.), «Психология чтения и проблемы типологии читателей» (1984 г.). В сборниках РГБ«Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» (1985 г.), «Книга и чтение в зеркале социологии» (1990 г.) определены группы читателей по отдельным видам литературы, дана характеристика читательского контингента массовых библиотек, выявлены отношение к чтению и психологопедагогические основы читательской деятельности [25]. В ходе исследований применялись следующие методы: субъективные – опрос читателей, объективные – анализ документов, наблюдение, неоднократное интервьюирование одних и тех же лиц по одной и той же программе (панельное интервьюирование). С помощью эксперимента изучалось воздействие средств массовой информации на возникновение читательских интересов. Метод анкетирования позволял быстро установить непосредственный контакт с читателем, узнать его мнение. В последние годы ученые обратились к использованию прогностических методов из смежных наук: моделирования, экспертных оценок, экстраполяции.
Автором идеи универсальной классификации читателей является Н. С. Карташов. Он предложил классифицировать читателей по комплексу взаимосвязанных признаков, определяющих наиболее значимые стороны личности читателя: его культурно-технический уровень, характер взаимосвязи читателя и книги в процессе чтения, индивидуально-психологические особенности читателя, характер читательских интересов. Некоторые ученые выдвинули дополнительные важные, по их мнению, критерии типологии читателей: Ю. М. Тугов предложил учитывать стадии социализации личности, Ю. С. Зубов – уровень познавательной деятельности, С. А. Трубников – культуру чтения и пр.
Психология чтения характеризует личность читателя, отражает его читательскую деятельность, в основе которой лежит «мотив». Обычно у читателя несколько мотивов: деловые, самообразовательные, для отдыха и др. Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типичные особенности и психологические характеристики. В роли мотивов чтения выступают читательские интересы, потребности и установки. На психологических мотивах основывается восприятие текста произведения. Читательская деятельность полимотивирована. Мотивация определяет реальную картину чтения и является важным критерием читательских классификаций.
Б. Г. Умнов разработал шкалу, наглядно отражающую уровни мотивации чтения: «не читают» и «читают» (по обязанности, иногда по интересу, по обязанности и иногда по интересу, всегда по интересу, по обязанности и всегда по интересу). По мнению Ю. М. Тугова, главным в типе читателя является читательская направленность, она охватывает все сферы читательской деятельности, включая два уровня: социальный и психологический (мотивы чтения, интересы и потребности, установки, особенности восприятия).
Восприятие теста – следующий типообразующий признак. Читательское восприятие – это психическая деятельность человека, направленная на понимание содержания текста. Восприятие выступает отражением содержания и художественной формы текста не только в сознании человека, но и в его чувствах, воображении, ассоциациях. Оно развивается от простых форм– к сложным, от поверхностного восприятия – к более глубокому и во многом зависит от видов литературы.
Для создания универсальной типологии читателей, которая объединила бы в себе все важнейшие типообразующие признаки (социальнодемографические характеристики, взаимодействие восприятия с параметрами текста, индивидуально-типическиеособенности и мотивацию к чтению) сегодня существует несколько типологических подходов. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, это:
·разделение читателей по социально-демографическимпризнакам;
·типология читателей отдельных видов литературы;
·типология по реальной картине чтения;
·типологии читателей, совмещенные с типологией произведений печати.
Разделение читателей по социально-демографическимпризнакам учитывает профессиональную принадлежность, род занятий, возраст, пол, образование и др. Такая простая дифференциация позволяет углубить изучение читателей указанных групп по содержанию труда, образованию, учебе, возрасту, отношению к литературе по разным отраслям знаний. Подробно разработаны возрастные характеристики читателей: дошкольники, младшие школьники, подростки, юношество. Социаль- но-демографическаяхарактеристика показывает закономерности читательского развития и во многом определяет содержание работы библиотеки с читателями.
Общепризнанные критерии дифференциации читателей по социально-демографическим признакам требуют уточнения и дополнения другими подходами, а также углубленных характеристик чтения, функциональных характеристик сознания и отражения культурного уровня читателей, опосредованных объективными условиями развития общества с учетом новых научных направлений в теории типологизации.
Типология читателей отдельных видов литературы основана на понимании текста. Это необходимое условие взаимодействия читателя и произведения печати. Тезаурус – так обобщенно называется понимание текста, формируемое жизненным опытом, учебой, повышением профессионального уровня, читательским опытом, библиотечной средой. На основе понимания текста определена семиотическая группа читателей, объединенных общекультурным уровнем, степенью включенности человека в общественную жизнь.
Специально выделены читатели общественно-политическойлитературы (ОПЛ), которые группируются (помимо традиционных, демографических исоциально-профессиональныхпризнаков дифференциации читателей), по деловым и самообразовательным мотивам. Определяется их отношение к данному виду литературы, уровень ее понимания, понятийно-языковоеразвитие читателей.
Первые разработанные типологии односторонни, противоречивы, не учитывают в достаточной мере существенных признаков эстетической культуры читателей. Однако с точки зрения библиотечной теории и практики данные типологии, с одной стороны, показали, насколько важна научная дифференциация читателей, а с другой, – сложность теоретической проблемы, не получившей системно-целостногорешения.
В современном библиотековедении наиболее глубоко разработана типология читателей художественной литературы, в ее основу положены различные критерии: социально-демографическиехарактеристики, уровень восприятия текстов художественных произведений, критерии культуры чтения и т. д. Так, например, И. Е. Рыскин в30-егг. XX в.
разделил читателей на три группы в соответствии с уровнем развития читательской культуры, исходя из двух показателей:
а) что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством, что берет за основу своей оценки произведения;
б) анализирует ли читатель прочитанный текст и если анализирует, то к