Дергилева Татьяна Владиславовна

Дергилева Татьяна Владиславовна

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Учебно-методическоепособие

Редактор Е. В. Попова

Корректор А. В. ОвечкинаВерстка Н. А. Айгаровой

Подписано в печать 01.07.10. Формат 60х84/16. Бумага газетная. Офсетная печать. Печ. л. 8,5.

Уч.-изд.л. 6,8. Тираж 200 экз. Заказ № 180.

Редакционно-издательскийотдел ГПНТБ СО РАН. 630200, Новосибирск, ул. Восход, 15.

E-mail:[email protected].

Полиграфический участо

  Содержание  
Предисловие ............................................................................................
1 Организационно-методический раздел ...............................................
1.1 Цель курса ..................................................................................
1.2 Задачи курса ...............................................................................
1.3 Требования к уровню освоения содержания курса ...................
2 Содержание курса «Библиотечное обслуживание» ............................
2.1 «Библиотечное обслуживание» как учебная дисциплина........
2.2 Предмет и структура учебной дисциплины «Библиотечное  
  обслуживание» .........................................................................
2.3 Понятийный аппарат и связь дисциплины с другими  
  учебными предметами .............................................................
3 Теоретические и законодательные основы библиотечного  
обслуживания....................................................................................
3.1 Основные теоретические концепции библиотечного  
  обслуживания...........................................................................
3.2 Современная международная и российская  
  законодательная база библиотечного обслуживания..............
4 Читатель и библиотекарь как равноправные участники  
социокультурного процесса библиотечного обслуживания............
4.1 Изучение читателей как общемировая профессиональная  
  проблема...................................................................................
4.2 Социологические и психологические аспекты изучения  
  чтения .......................................................................................
4.3 Типология читателей................................................................
4.4 Информационная культура личности......................................
4.5 Социологическая и психологическая службы  
  в библиотеках ...........................................................................
5 Библиотекарь как один из основных участников процесса  
библиотечного обслуживания ..........................................................
5.1 Основные профессиональные и личностные качества  
  библиотекаря отдела обслуживания........................................
5.2 Речевая культура библиотекаря ...............................................
5.3 Имидж библиотекаря ...............................................................
6 Библиотечное общение в процессе обслуживания пользователей ...
6.1 Библиотечное общение как феномен. Опыт библиотечного  
  общения в российских и зарубежных исследованиях............
6.2 Основные функции, формы и виды библиотечного  
  общения ....................................................................................


6.3 Квалитология и квалиметрия библиотечного общения.........
6.4 Барьеры библиотечного общения............................................
7 Социально-обоснованные приоритетные направления  
библиотечного обслуживания в России и зарубежных странах ....
7.1 Библиотечное обслуживание в помощь непрерывному  
  образованию.............................................................................
7.2 Библиотечное обслуживание как средство социализации  
  личности. Правовая социализация ...........................................
7.3 Библиотечное обслуживание пользователей с особыми  
  потребностями..........................................................................
  7.3.1 Дети и юношество...........................................................
  7.3.2 Семейное чтение .............................................................
  7.3.3 Пользователи с ограниченными возможностями ..........
  7.3.4 Национальные меньшинства и мигранты ......................

7.4Библиотечное обслуживание в помощь формированию культуры чтения и информационной культуры

  пользователей ..........................................................................
8 Технология библиотечного обслуживания ........................................
8.1 Понятие о технологии и технологическом процессе  
  библиотечного обслуживания..................................................
8.2 Связь информационного запроса с реальными потреб-  
  ностями пользователей.............................................................
8.3 Классификация читательских интересов по содержанию.......
8.4 Классификация библиотечных услуг ......................................
8.5 Современные технологии в организации библиотечного  
  обслуживания ..........................................................................
9 Технология индивидуального библиотечного обслуживания..........
9.1 Значение и задачи индивидуального библиотечного  
  обслуживания. Основные современные концепции ................
9.2 Индивидуальное библиотечное обслуживание ........................
9.3 Методы индивидуального библиотечного обслуживания.....
10 Технология массового и группового библиотечного  
обслуживания ...................................................................................
10.1 Теория и история организации массового обслуживания в  
  России.......................................................................................
10.2 Массовое библиотечное обслуживание – средство  
  расширения влияния библиотеки и укрепление ее связей  
  с партнерскими организациями................................................
10.3 Опыт библиотечного массового обслуживания за рубежом ...


10.4 Групповое и фронтальное массовое библиотечное  
обслуживание ...........................................................................
10.5 Показатели эффективности библиотечного обслуживания ...
11 Организация библиотечного обслуживания в современной  
библиотеке.........................................................................................

11.1Структурные подразделения библиотечного обслуживания .98

11.2Абонемент – основной отдел библиотечного обслуживания ..98

11.3Организация библиотечного обслуживания в читальных залах

  ................................................................................................
  11.4 Подразделения библиотечного обслуживания  
  «некнижными носителями».....................................................
Внестационарные формы библиотечного обслуживания .............
Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание............
Вопросы для проверки знаний ........................................................
Примерная тематика рефератов, курсовых работ ..........................
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему  
  курсу ................................................................................................
Список рекомендуемой литературы ...............................................

Цель курса

«Библиотечное обслуживание» является одним из основных курсов, изучаемых в процессе получения высшего библиотечно-информационного образования. В нем рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания как индивидуального читателя (пользователя) библиотеки, так и различных читательских групп и контингентов.

Задачи курса

Курс решает задачи формирования у студентов нового профессионального мышления, глубокого уважения к информационным потребностям пользователя, ответственности перед ним.

Задачами курса является также раскрытие состояния библиотечного обслуживания с учетом трансформаций, произошедших в социальной сфере нашей страны, и связанных с ними профессиональных изменений: новыми условиями функционирования библиотек, новым отношением к личности и ее информационным потребностям, признанием свободного доступа к информации как базовой ценности демократического общества и т. д.

В целом программа опирается на все позитивное знание, накопленное со времени формирования «Библиотечного обслуживания» как самостоятельной дисциплины. Принципиальное отличие данной программы от предыдущих в том, что впервые сделана попытка представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как общий профессиональный процесс, осуществляемый в условиях формирования «единой мировой библиотеки» [6].

С этим связано более подробное, чем раньше, рассмотрение международных законодательных актов, определяющих принципиальные положения организации библиотечного обслуживания в современном мире, а также опыта библиотечно-информационных учреждений зарубежных стран при раскрытии его конкретных проблем.

Важной особенностью программы является ее практическая направленность, ориентированность на обучение студентов решению реальных проблем библиотечного обслуживания.

Курс «Библиотечное обслуживание» входит в цикл подготовки библиотекарей-библиографоввысшей квалификации.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса «Библиотечное обслуживание» студентдолжен знать:

· понятийный аппарат дисциплины;· теорию, методику и организацию библиотечного обслуживания;

· основные функции, принципы и теоретические концепции биб-

лиотечного обслуживания, этапы их формирования;

·современную законодательную базу библиотечного обслуживания в России;

·историю изучения читателей в России и зарубежных странах;

·типологию читателей;

·структуру понятия «информационная культура»;

·основные профессиональные и личностные качества библиотекаря;

·основные формы и функции библиотечного общения;

·технологию и методы библиотечного обслуживания основных читательских групп;

·новые формы организации библиотечного обслуживания;

·методологию и методику изучения эффективности библиотечного обслуживания;

должен уметь:

·применять эти знания в практической деятельности библиотек; должен быть ознакомленным:

·с перспективами развития библиотечного обслуживания;

·с основными тенденциями профессионального образования библиотекарей отделов обслуживания всех типов и видов библиотек на альтернативной основе;

должен иметь представление:

·об организационных формах библиотечного обслуживания за рубежом;

·о зарубежном опыте дифференцированного и специализированного библиотечного обслуживания.

Структура методического пособия: материал пособия сгруппирован по темам. После каждой темы даны практические задания или приведены контрольные вопросы для самопроверки. В конце пособия приводится список вопросов для проверки знаний, примерная тематика рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

Содержание курса «Библиотечное обслуживание»

Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания определяются (в зависимости от понимания роли библиотеки) политическими и идеологическими теориями, так как цели функционирования библиотек зависят от развития самого общества.

2.1 «Библиотечное обслуживание» как учебная дисциплина

Библиотечное обслуживание – это и наука, и образование, и практика. Образование, объединяя научное и практическое знание, является базой профессионального развития библиотечных специалистов.

Изучение курса «Библиотечное обслуживание» дает возможность студентам ответить на следующие основные вопросы:

1.Что хочет получить пользователь библиотеки (каковы его потребности, интересы, мотивы, ожидания и т. д.)?

2.Что может дать читателю библиотека(каковы ее возможности

сточки зрения полезности для пользователя и общества)?

3.Как в ходе библиотечного обслуживания обеспечиваются читательские потребности, права?

4.Какова роль библиотекаря и читателя в процессе обслуживания?

5.Как оценить успешность этой деятельности?

Имногие другие вопросы.

Основные этапы формирования и становления учебной дисциплины

Теория и методика библиотечного обслуживания читателей создается усилиями ученых и практиков различных стран, школ и направлений.

В России система библиотечного образования начала складываться
в 1920–1930-егг. С конца30-хгг. XX в. название курсов по обслужи-
ванию читателей неоднократно менялось: «Обслуживание читателей»,
«Руководство чтением», «Методика работы с читателями», «Работа

с читателями», но предмет оставался неизменным. Разработкой этих курсов занималось несколько поколений библиотековедов.

История библиотечного дела показывает, что библиотеки всегда, даже в древности, ориентировались на обслуживание читателей. Об этом свидетельствует появление каталогов (например, каталог, высеченный на стене здания библиотеки в Карнаке, Древний Египет, XII в. до н. э.) [38] и архитектура античных библиотек, создающая благоприятные условия для чтения[156].

Развитие книгопечатания, распространение идей просвещения в Европе, становление профессиональной периодической печати (например, «Библиотечный журнал Американской библиотечной ассоциации» (1876 г.) [156, с. 150], стремление привлечь к чтению как можно больше людей потребовали от библиотекарей научного подхода к решению сложных социологических, психологических, организационных, архитектурных и некоторых других задач.

Первый вузовский учебник, отобразивший систему знаний по библиотечному обслуживанию, вышел в 1961 г. под редакцией В. Ф. Сахарова и И. М. Цареградского, назывался он «Работа с читателями» [8]. Термины «работа с читателями» и «обслуживание читателей» рассматривались в нем как синонимы. В учебнике дано такое определение библиотечного обслуживания: «Работа с читателями, или обслуживание читателей, – это деятельность библиотеки по развитию и удовлетворению интересов и запросов читателей и пропаганда книги. Работа с читателями охватывает организацию, формы и методы обслуживания читателей в библиотеке и вне ее»[29, с. 3]. Последующие два учебника (1970 и 1981 гг.) имели такое же название – «Работа с читателями».

Курс «Библиотечное обслуживание» впервые был введен в 1996 г. государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 052700 – «Библиотековедение и библиография» вместо курса «Работа с читателями». За рубежом в информационно-библиотечных школах курс«Библиотечное обслуживание» («Library service») является также одним из основных.

Вклад выдающихся российских теоретиков и практиков библиотечного дела в развитие курса «Библиотечное обслуживание»

Существенный вклад в развитие содержания и методики преподавания курса внесли такие библиотековеды, как Л. В. Беляков, А. Н. Ванеев, В. С. Крейденко, В. Ф. Сахаров и др. Становление учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание» проходило на основании исследований

и публикаций российских и зарубежных теоретиков и практиков библиотечного дела по библиотековедению, библиографоведению, информатике, психологии, социальной психологии, педагогике и социологии, философии, культурологии. К ним относятся труды, посвященные

2.2 Предмет и структура учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание»

При изучении предметной стороны системы библиотечного обслуживания выделяются ее подсистемы:

·организационные (библиотечные системы и сети разных уровней, подразделения библиотек);

·функциональные, обеспечивающие реализацию библиотечного обслуживания как деятельности. В качестве функциональных подсистем определены элементы деятельности: цель, субъекты, объект, предмет, результат.

Цель библиотечного обслуживания – наиболее полное удовлетворение читательских потребностей и способствование их развитию.

Субъектами библиотечного обслуживания являются библиотекарь и пользователь, но их роли в этом процессе различны.

В качестве объекта библиотечного обслуживания можно рассматривать читательские потребности, на удовлетворение и развитие которых оно направлено. Предметом обслуживания являются запросы пользователей, выражающие их потребности.

Библиотечное обслуживание завершается результатом, то есть библиотечной услугой, которая в зависимости от запроса может быть оказана в форме выдачи документа, справки и т. д. Субъекты обслуживания – библиотеки – оказывают библиотечные услуги на основе использования ресурсов, которыми они располагают (фонды, справочно-поисковый аппарат, технические средства и оборудование, здание, интерьер и т. п.), а также через Интернет. Условия, в которых осуществляется обслуживание, называются библиотечной средой, она влияет и на субъекты, и на процессы (технологию) обслуживания, и, соответственно, на результат обслуживания.

Названные подсистемы взаимосвязаны через потребности и запросы пользователей библиотек.

Ресурсные возможности системы обслуживания одной библиотеки ограничены, поэтому используются ресурсы всей совокупности -библиотек территории – региона, страны и мира. Обслуживание осуществляется как традиционными формами, такими как межбиблиотечный абонемент и международный межбиблиотечный абонемент, так и виртуальными, по телекоммуникационным каналам и через Интернет.

2.3 Понятийный аппарат и связь дисциплины с другими учебными предметами

Основные термины и определения

При изучении курса широко используются базисные термины: «библиографическое» и «справочно-информационноеобслуживание» как виды библиотечного облуживания, «индивидуальное обслуживание», «массовое обслуживание», «библиотечная среда», «документ», «информация», «информационное обеспечение», «библиотечная реклама», «технология библиотечного обслуживания». Появились новые понятия: «библиотечный маркетинг», «библиотечное общение», «библиотечная конфликтология», «библиотечная этика». Развитие информационного общества и усиление информационной функции библиотек способствовало появлению термина«информационная культура». Современные мировые тенденции читательской деятельности привели к появлению таких понятий, как «деловое чтение», «компенсаторное», или прагматическое чтение, выражающееся в том, что книга уже не воспринимается как учебник жизни, а представляет интерес только в том случае, сли она удовлетворяет познавательные потребности. Компенсаторное чтение дает возможность с помощью книги уйти от реалий действительности. Применение телекоммуникационной техники и технологий в библиотеках изменило традиционные процессы библиотечного обслуживания, появились новые услуги и формы предоставления информации, следовательно, и новые термины: «виртуальный абонемент», «виртуальный пользователь», «электронная доставка документов» и др.

Главными действующими лицами в системе библиотечного - об служивания являются «пользователь» и «библиотекарь». Понятие «пользователь библиотеки» рассматривается как обобщающее: физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент). Оно может быть применено ко всем физическим или юридическим лицам, обращающимся в библиотеки за любыми услугами, поэтому дефиниция «пользователь библиотеки» включает понятия «читатель», «абонент», «посетитель мероприятия», «пользователь, обращающийся в библиотеку через электронные информационные сети» [10]. Понятия, используемые в обслуживании по межбиблиотечному абонементу и доставке документов (МБА и ДД): фондодержатель, абонент, заказ и выдача.

В последние годы курс «Библиотечное обслуживание» обогатился не только новой терминологией, но и учебными и методическими материалами печатного и электронного характера. Эволюция и современная ситуация библиотечного обслуживания была проанализирована доктором педагогических наук, профессором Ю. П. Мелентьевой в учебных изданиях [22, 23, 26]. Учебник Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (2006 г.) отразил новые представления о роли библиотеки в жизни общества и личности. Этот учебник в известной мере пополняет значительный круг учебных пособий и печатных лекций, изданных в более ранний период и другими специалистами– преподавателями отраслевых вузов страны: Л. И. Алешин[41], В. А. Азарова[1], В. А. Бородина[8], Н. Б. Зиновьева[94], А. В. Соколов[151], А. Е. Шапошников[166, 167, 168] и др. Не потеряли своей актуальности и значимости учебник под редакцией А. Я. Айзенберга[7], монографии В. А. Азаровой[1], М. Я. Дворкиной[11], С. А. Езовой[14]. Полезны для изучения учебно-методические пособия Ю. А. Ахмадовой[47], М. Я. Дворкиной[77, 78], Ю. П. Мелентьевой[23], Г. К. Олзоевой[27], М. Е. Ястребовой [134, 170] и др.

Курс «Библиотечное обслуживание» тесно связан с другими учебными дисциплинами, например, с педагогикой, психологией, социологией, культурологией, этикой, теорией информации.

Теоретическое осмысление библиотечного обслуживания происходило и в 50–60-егг. XX в. в связи с формированием информатики, использование которой в корне изменило проблему поиска информации и массового обслуживания. При теоретическом анализе библиотечного обслуживания идет обращение к следующим наукам: психология, социальная психология, педагогика и социология, книговедение, библиотековедение, библиографоведение, информатика, теория маркетинга (включая рекламу и «public relations»).

Данное учебное пособие рассчитано на то, чтобы стимулировать самостоятельную работу студентов, поскольку оно не включает многие проблемы частной методики обслуживания читателей. Учащимся помимо учебника и пособия необходимо использовать дополнительную литературу, сборники научных трудов, учебно-методическиеи практические пособия, публикации в профессиональной периодической печати: «Библиотека», «Библиосфера», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки» и т. д.

Задание подготовьте сравнительный анализ основных понятий учебной дисциплины «Библиотечное обслуживание» и аналогичных дисциплин («Library service» и др.), преподаваемых в европейских и американских высших учебных заведениях библиотечно-информационного профиля.

Вопросы для самопроверки:

1.Когда начала складываться система библиотечного образования

вРоссии?

2.В каком году и под каким названием вышел первый вузовский учебник, отобразивший систему знаний по библиотечному обслуживанию?

3.Назовите выдающихся российских теоретиков и практиков, внесших вклад в развитие курса «Библиотечное обслуживание».

4.Какие подсистемы выделяются при изучении предметной стороны библиотечного обслуживания?

5.Что является целью, предметом, объектом и результатом библиотечного обслуживания?

6.Из чего состоят ресурсы субъектов обслуживания, т. е. библиотек?

7.Каким определением обозначаются условия, в которых осуществляется библиотечное обслуживание?

8.Назовите основные термины и определения, наиболее часто используемые в библиотечном обслуживании.

9.Дайте определение термину «пользователь библиотеки».

10.С какими учебными предметами связан курс«Библиотечное обслуживание»?

Задание

I.Сравните основные концепции библиотечного обслуживания

вРоссии и в одной из зарубежных стран.

II. Проанализируйте и расскажите о влиянии социально-философ-ских концепций на формирование теоретических основ библиотечного обслуживания:

· воспитательной ценности знания;· личность – субъект воспитания;

· личность – субъект и объект социализации;· суверенность развития личности;

· основа развития личности – свободный доступ к информации;· просвещения;· руководства чтением;

· библиотечной педагогики;

· библиотечного обслуживания как средства социализации личности и др.

Семинарское занятие

Тема: «Основные теоретические концепции библиотечного - об служивания».

ЗаданиеПодготовить ответы на вопросы:

1.Кто провел исследование по изучению концепций библиотечного обслуживания в России?

2Сколько и какие концепции были выявлены?

3.Исторические периоды нашей страны, в которые главенствующей становилась та или иная концепция.

4.Чем определялась и на чем основывалась каждая из названных концепций?

5.Суть и цели концепций читателя.

6.Кем поддерживалась та или иная концепция читателя?

7.Какая концепция наиболее ярко была выражена во взглядах выдающегося ученого и просветителя Н. А. Рубакина?

8.Отношение современных исследователей к концепциям читателя.

9.Сколько и какие концепции читателя присутствуют в современном российском обществе, какая из них наиболее отчетливо проявляется сегодня?

10. Чем вызвано укрепление существующей концепции читателя в России?

Типология читателей

Типология читателей рассматривается в качестве теоретической основы библиотечного обслуживания, поскольку является результатом интегрального исследования чтения. Читатель представляет собой определенный тип человека и рассматривается в контексте социальнопсихологической структуры личности. Проблема типологии читателей (пользователей библиотек) относится к междисциплинарным, очень сложным, дискуссионным библиотековедческим проблемам. Ее решением занимались многие библиотековеды, библиографы, психологи и социологи чтения.

Согласно терминологическому словарю по библиотечному делу

типология читателей характеризуется как «научная классификация читателей по общности признаков, являющаяся одним из средств дифференциации читателей и развивающаяся в двух основных направлениях»:

1)с учетом структуры читательских интересов или мотивов чтения, степени читательской активности, начитанности и др.;

2)с учетом особенностей восприятия литературы различных видов

ижанров» [56].

История создания типологии читателей в России занимает достаточно длительный период времени. На протяжении многих лет -библиотековеды искали пути дифференциации читателей, основываясь на различных типообразующих признаках. Изучались коммуникативная, познавательная,информационно-потребительская,информационнопоисковая функции чтения, а также рассматривались сущность читательской деятельности на основании зафиксированных в тексте сообщений и знаний. Библиотековеды разграничивают понятия «классификация» и «типологизация», разделяя читателей на отдельные группы, объединенные покаким-тообщим признакам. Таким образом, в основе типологии читателей лежитпринцип дифференцированного подхода.

После 1917 г. в России можно выделить несколько периодов изучения читателей, каждый из которых имеет свои особенности и специфические подходы к типологии читателей[167]. В20-егг. XX в. изучались две группы читателей: рабочие и крестьяне, основным методом их изучения являлось анкетирование. Позднее, в60–70-хгг. XX в., в результате проведения крупных социологических исследований («Советский читатель» (1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978 г.)) был накоплен богатый эмпирический материал о социальнодемографических признаках читателей.

В 1980–1990-егг. в трудах Санкт-Петербургской академии культуры (ранее Ленинградский государственный институт культуры, сейчас – университет) изучались вопросы психологии чтения и типологии читателей: «Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения» (1980 г.), «Психология чтения и проблемы типологии читателей» (1984 г.). В сборниках РГБ«Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» (1985 г.), «Книга и чтение в зеркале социологии» (1990 г.) определены группы читателей по отдельным видам литературы, дана характеристика читательского контингента массовых библиотек, выявлены отношение к чтению и психологопедагогические основы читательской деятельности [25]. В ходе исследований применялись следующие методы: субъективные – опрос читателей, объективные – анализ документов, наблюдение, неоднократное интервьюирование одних и тех же лиц по одной и той же программе (панельное интервьюирование). С помощью эксперимента изучалось воздействие средств массовой информации на возникновение читательских интересов. Метод анкетирования позволял быстро установить непосредственный контакт с читателем, узнать его мнение. В последние годы ученые обратились к использованию прогностических методов из смежных наук: моделирования, экспертных оценок, экстраполяции.

Автором идеи универсальной классификации читателей является Н. С. Карташов. Он предложил классифицировать читателей по комплексу взаимосвязанных признаков, определяющих наиболее значимые стороны личности читателя: его культурно-технический уровень, характер взаимосвязи читателя и книги в процессе чтения, индивидуально-психологические особенности читателя, характер читательских интересов. Некоторые ученые выдвинули дополнительные важные, по их мнению, критерии типологии читателей: Ю. М. Тугов предложил учитывать стадии социализации личности, Ю. С. Зубов – уровень познавательной деятельности, С. А. Трубников – культуру чтения и пр.

Психология чтения характеризует личность читателя, отражает его читательскую деятельность, в основе которой лежит «мотив». Обычно у читателя несколько мотивов: деловые, самообразовательные, для отдыха и др. Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типичные особенности и психологические характеристики. В роли мотивов чтения выступают читательские интересы, потребности и установки. На психологических мотивах основывается восприятие текста произведения. Читательская деятельность полимотивирована. Мотивация определяет реальную картину чтения и является важным критерием читательских классификаций.

Б. Г. Умнов разработал шкалу, наглядно отражающую уровни мотивации чтения: «не читают» и «читают» (по обязанности, иногда по интересу, по обязанности и иногда по интересу, всегда по интересу, по обязанности и всегда по интересу). По мнению Ю. М. Тугова, главным в типе читателя является читательская направленность, она охватывает все сферы читательской деятельности, включая два уровня: социальный и психологический (мотивы чтения, интересы и потребности, установки, особенности восприятия).

Восприятие теста – следующий типообразующий признак. Читательское восприятие – это психическая деятельность человека, направленная на понимание содержания текста. Восприятие выступает отражением содержания и художественной формы текста не только в сознании человека, но и в его чувствах, воображении, ассоциациях. Оно развивается от простых форм– к сложным, от поверхностного восприятия – к более глубокому и во многом зависит от видов литературы.

Для создания универсальной типологии читателей, которая объединила бы в себе все важнейшие типообразующие признаки (социальнодемографические характеристики, взаимодействие восприятия с параметрами текста, индивидуально-типическиеособенности и мотивацию к чтению) сегодня существует несколько типологических подходов. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга, это:

·разделение читателей по социально-демографическимпризнакам;

·типология читателей отдельных видов литературы;

·типология по реальной картине чтения;

·типологии читателей, совмещенные с типологией произведений печати.

Разделение читателей по социально-демографическимпризнакам учитывает профессиональную принадлежность, род занятий, возраст, пол, образование и др. Такая простая дифференциация позволяет углубить изучение читателей указанных групп по содержанию труда, образованию, учебе, возрасту, отношению к литературе по разным отраслям знаний. Подробно разработаны возрастные характеристики читателей: дошкольники, младшие школьники, подростки, юношество. Социаль- но-демографическаяхарактеристика показывает закономерности читательского развития и во многом определяет содержание работы библиотеки с читателями.

Общепризнанные критерии дифференциации читателей по социально-демографическим признакам требуют уточнения и дополнения другими подходами, а также углубленных характеристик чтения, функциональных характеристик сознания и отражения культурного уровня читателей, опосредованных объективными условиями развития общества с учетом новых научных направлений в теории типологизации.

Типология читателей отдельных видов литературы основана на понимании текста. Это необходимое условие взаимодействия читателя и произведения печати. Тезаурус – так обобщенно называется понимание текста, формируемое жизненным опытом, учебой, повышением профессионального уровня, читательским опытом, библиотечной средой. На основе понимания текста определена семиотическая группа читателей, объединенных общекультурным уровнем, степенью включенности человека в общественную жизнь.

Специально выделены читатели общественно-политическойлитературы (ОПЛ), которые группируются (помимо традиционных, демографических исоциально-профессиональныхпризнаков дифференциации читателей), по деловым и самообразовательным мотивам. Определяется их отношение к данному виду литературы, уровень ее понимания, понятийно-языковоеразвитие читателей.

Первые разработанные типологии односторонни, противоречивы, не учитывают в достаточной мере существенных признаков эстетической культуры читателей. Однако с точки зрения библиотечной теории и практики данные типологии, с одной стороны, показали, насколько важна научная дифференциация читателей, а с другой, – сложность теоретической проблемы, не получившей системно-целостногорешения.

В современном библиотековедении наиболее глубоко разработана типология читателей художественной литературы, в ее основу положены различные критерии: социально-демографическиехарактеристики, уровень восприятия текстов художественных произведений, критерии культуры чтения и т. д. Так, например, И. Е. Рыскин в30-егг. XX в.

разделил читателей на три группы в соответствии с уровнем развития читательской культуры, исходя из двух показателей:

а) что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством, что берет за основу своей оценки произведения;

б) анализирует ли читатель прочитанный текст и если анализирует, то к

Наши рекомендации