Функциональные разновидности русского языка.

1. Научный стиль в его устной и письменной разновидности: научная монография, доклад, статья, аннотация, рецензия, тезисы, учебник.

2. Определение понятий. Терминология. Цитация и ссылки.

3. Публицистический стиль, его основные жанры.

4. Взаимодействие научного и публицистического стилей.

5. Официально-деловой стиль. Деловая корреспонденция.

6. Особенности структурирования некоторых деловых документов.

7. Разговорная речь. Разграничение разговорности и просторечия.

литература как высшая форма существования языка.

Литература: Русский язык. Правила. Таблицы. Примеры. М., 2007; Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2010; Стернин И.А. Деловое общение. Воронеж, 2009; Сопер Поль А. Основы искусства речи. М., 1992; Тарасов Е.Ф. Анализ лекционной аудитории. М., 1984.

Задание: В тексте (см. текст для самостоятельной работы № 2) определите признаки функционального стиля, сделайте стилевую трансформацию.

Практическое занятие 13.

Риторическая модель коммуникации.

1.Риторическая коммуникация как объект моделирования.

2. Основные компоненты риторической модели коммуникации: коммуникативный контекст, образ оратора/Говорящего (имидж), образ аудитории/Слушающего (целевая аудитория) и ситуативно ориентированный, риторически обработанный текст.

3. Взаимоотношения между основными компонентами модели риторической коммуникации.

Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Задание: проанализируйте особенности риторической коммуникации в текстах для самостоятельной работы (тексты 1-5).

Лабораторное занятие 16.

Говорящий как субъект риторической коммуникации.

1. Говорящий, его коммуникативные и прагматические цели в коммуникативном процессе.

2. Эволюция образа оратора в риторике; современные концепции Говорящего в риторике (А.К. Михальская, Н.А. Прокуровская, Г.Ф. Болдырева, Л.В. Соловей и др.); категория имиджа: структура, типы и сопутствующие категории.

Литература: Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996; Основы общей риторики /Под ред.А.А.Чувакина. Барнаул, 2000; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Киев, 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

Задание: проанализируйте особенности позиций Говорящего и Слушающего в текстах для самостоятельной работы (Тексты 6-10).

Лабораторное занятие 17.

Целевая аудитория как субъект коммуникации.

1. Современные подходы к изучению аудитории в риторике.

2. Основные параметры оценки целевой аудитории: формально-демографический, мотивационный, уровневый и т.д.

3. Проблема активизации процессов внимания аудитории. Проблема вербализации/понимания в риторике.

Литература: Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996; Основы общей риторики /Под ред.А.А.Чувакина. Барнаул, 2000; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Киев, 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

Выделите и опишите параметры целевой аудитории. Проведите эксперимент: что изменится в ситуации при изменении ее параметров. Параметры изменяйте на Ваше усмотрении (Тексты 11-16).

Лабораторное занятие 18 (интерактивное занятие).

Текст.

1. Риторический текст как разновидность публичной речи.

2. Характеристика основных особенностей публичной речи.

3. Слово как средство риторического воздействия; риторические стратегии и приемы публичной коммуникации; устная форма публичной речи: особенности морфологии, лексики, синтаксиса и выразительных средств; проблема трансформации письменной речи в устную.

Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Задание: Проанализируйте риторический потенциал текста (тексты17-20).

Лабораторное занятие 13-14-15 (интерактивное занятие).

Порождение текста.

1.Идеоречевой цикл (риторический канон) как основа коммуникативно-риторической деятельности в классической риторике: изобретение, расположение, словесное выражение.

2. Учение о топосах, понятийная разработка содержания речи, «общее место» (топ) как элемент смысловой модели, смысловая схема речи. Части речи, их задачи и отношение к принципам расположения содержания в описании, повествовании и рассуждении.

3. Селективно-комбинаторная деятельность оратора, категории изобразительности и выразительности на службе риторики, учение о тропах и фигурах, типы тропов, типы фигур.

4. Современные концепции продуцирования риторического текста (Т.Б. Маркичева, Е.А. Ножин и др.).

5. Докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный этапы порождения публичной речи: ориентировка в аудитории; стратегия и тактика речи: композиция, логика, аргументация и иллюстрирование, приемы популяризации, использование средств образности, эмоционального усиления и других средств воздействия на аудиторию.

Литература: Профессиональная риторика: проблемы и перспективы. Воронеж, 2001; Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990; Риторика диалога: проблемы исследования и освоения в школе и в вузе. Пермь, 2001.

Задание: в приведенных текстах определите особенности порождения. Сделайте анализ инвенции, диспозиции, элокуции (Тексты 5-12).

Наши рекомендации