Основные функции коммуникаций
Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это – семантическая (смысловая сторона). Но эта передача, в конечном счете, влияет на поведение человека, его действия и поступки, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика коммуникаций в том, что они являются средством взаимодействия психических миров людей друг с другом. Коммуникации выполняют три основные функции: информационно-коммуникативную; регулятивно-коммуникативную; эмоционально-коммуникативную.
Информационно – коммуникативная функция
Раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению.
- Не просто передается – принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения.
- Выравнивание различий в исходной информированности партнеров.
- Стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их.
- Выразить свое согласие или несогласие.
- Прийти к определенным согласованным или новым результатам.
Регулятивно – управляющая функция
Проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения, может быть представлена как возможность:
- регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей;
- взаимной “подстройки” действий;
- оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.
Эмоционально – коммуникативная функция
Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека.
- Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.
- Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.
- В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
- Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.
Аутокоммуникация
Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания. Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания.
Понятие СМК и СМИ.
Массовая коммуникация — систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко— и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся: 1) обращенностью к массовой аудитории; 2) общедоступностью; 3) корпоративным характером производства и распространения информации.
Виды СМК (СМИ).
К СМК относятся: — пресса, радио, телевидение; — кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; — видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; — домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.
Функции средств массовой коммуникации.
В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции:
1) Обозрение окружающего мира (информационная функцию).
2) Корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь).
3) Передача культурного наследия (познавательно-культурологическую функция, функция преемственности культур).
В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию — развлекательную.
В начале 80-х годов Мак-Квейл предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных компаний, чаще — политических.
В отечественной психолингвистике (Леонтьев А.А.) выделяются четыре функции, типичные для радио— и телевизионного общения:
1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;
2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания:
3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;
4) функция социализации личности — воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.
Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности: деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской, и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время.
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов.
Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. (как правило — если информация от СМИ, особенно центральные каналы ТВ — то положительно).
Культурологическая функция — способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры: А) как стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства; Б) низкий художественный уровень развлекательных программ — как воспитание дурного вкуса у потребителей массовой культуры.