Укажите разницу в лексическом значении слов

ББК. 81.2 Русск-9

Контрольные задания по русскому языку и культуре речи для студентов-заочников/НГТУ; Сост. А.О. Велижанина. Н.Новгород, 2004. 33 с.

Методические рекомендации включают в себя контрольные задания, соответствующие целям и содержанию курса «Русский язык и культура речи», и рекомендации к их выполнению.

Предназначены студентам-заочникам и преподавателям русского языка и культуры речи.

Редактор Э.А. Жирнова

Подп. в печ. 23.06.04.Формат 60 х 84 '/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 500 экз. Зак. 464.

Нижегородский государственный технический университет. Типография НГТУ. 603600, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Русский язык и культура речи» является формирование у студентов духовно-нравственной позиции на речь как на механизм жизнедеятельности человека, обеспечивающий познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду становления человека; развитие личной ответственности за свою речевую деятельность; формирование речевой культуры.

В связи с этим структура курса представляет собой систему трёх взаимосвязанных основных блоков: ценностного (мировоззренческого), нормативно-стилистического, коммуникативного (ситуативно-текстового).

При сравнительно небольшом объёме аудиторных часов курса на заочном отделении предполагается, прежде всего, самостоятельное освоение теоретико-практического содержания дисциплины. Учебным планом предусмотрено выполнение студентами-заочниками контрольной письменной работы по русскому языку и культуре речи.

В освоении и осознании сущности, средств, характерных особенностей каждой части курса призваны помочь студентам-заочникам контрольные задания по «Русскому языку и культуре речи». Задания составлены в соответствии с заявленной основной целью курса, при этом они являются средством как освоения содержания дисциплины, так и самостоятельного развития речевой культуры личности и результатом, в большей степени определяющим успешность итоговой аттестации студента по предмету «Русский язык и культура речи».

Каждый студент выполняет свой вариант работы, включающей три задания (построение «древа понятия», освоение речевых норм и устранение речевых ошибок, написание сочинения-рассуждения). Это, с нашей точки зрения, позволит студенту проявить самостоятельность и неформальное отношение к теоретической компоненте курса, творчество и независимость суждений, при этом аргументированность и последовательность в изложении мыслей; умение работать с нормативной литературой по русскому языку и культуре речи, преобразуя новые знания в речевой навык. Качество выполненной студентом работы даст возможность преподавателю сделать вывод о глубине и основательности проработки и освоения им содержания курса.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради с полями, на титульном листе которой необходимо указать вуз, факультет, курс, группу, фамилию, имя, отчество студента, номер варианта; должность, фамилию, имя, отчество преподавателя; дату сдачи контрольной работы. Каждое задание следует начинать с новой страницы.

ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ»

Для построения средства самостоятельного поиска знаний, названного его автором, проф. К.Я. Вазиной, «древом понятия», необходимо определить слово для исследования. Отнестись к выбору слова нужно неформально: Вы должны осознать потребность в постижении общекультурного значения слова, в расширении его смыслового пространства. Слово может быть любым (семья, любовь, истина, наука и т.д.), лишь бы оно было выбрано не на авось. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля (обязательно!), любым толковым словарём, например «Толковым словарём русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, словарём иностранных слов (если слово иноязычного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями.

Работа с понятием проходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие Вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, - так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию.

Графически «древо понятия» можно представить следующим образом (рис. 1).

Укажите разницу в лексическом значении слов - student2.ru

Выводное знание: ■ Рис.1.Структура «древа понятия»

Понятие

Выводное знание должно включать в себя ответы на следующие вопросы:

1. Почему для исследования Вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)?

2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятия», как они углубили, уточнили, изменили Ваше понимание слова?

3. Есть ли в «древе понятия» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чём может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»?

4. Включает ли в себя «древо понятия» ценностную, мировоззренческую компоненту? способы деятельностного постижения, освоения смысла данного понятия?

5. Каково Ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?

ЗАДАНИЕ 2. ОСВОЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НОРМ I вариант

1. Расставьте ударения в словах:

Агент, агрономия, жалюзи, жизнеобеспечение, мальчиковый, манишь, раджа, разогнутый, осведомить, острога, проясниться (очиститься от туч).

2. Образуйте форму (заполните таблицу):

Родительного падежа множественного числа существительных Комментарии Ботинки Плечи Шашни  
Родительного, творительного, предложного падежей числительных Сто пятьдесят три студента  
Настоящего времени третьего лица единственного числа глаголов Мурлыкать Махать Капать  
Множественного числа именительного падежа существительных Инспектор Фельдшер  

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ

1. Речь - образ души (Публий Сир).

2. Язык правды прост (Сеннека Луций Анней).

3. Чаще пользуйся ушами, чем языком (Сеннека Луций Анней).

4. Пустословие - то же безумие (Унсур аль-Маали Кей Канус).

5. Для человека мысль - венец всего живого (Энвери Али Аухадеддин).

6. Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Григорий Богослов).

7. Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи).

8. У кого мало содержания - те раздувают его словами (Мишель Монтень).

9. В молчании есть своё красноречие (Паскаль).

10. Истинное красноречие пренебрегает красноречием (Паскаль).

11. Красноречие - это живопись мысли (Паскаль)

12. Самое лучшее - прямо и просто сказанное слово (Вильям Шекспир).

13. Нужные слова в нужном месте - вот подлинное определение стиля (Свифт).

14. Болтливы те, кто не умеет думать (Шеридан).

15. Истинное остроумие всегда сродни добродушию (Шеридан).

16. Обращаться со словами нужно честно (Н.В. Гоголь).

17. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится (В.Г. Белинский).

18. Самая дурная привычка - называть вещи не настоящими их именами (В.Г. Белинский).

19. Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово (В.Г. Белинский).

20. Последний и высший дар богов человеку - чувство меры (И.С. Тургенев).

21. Сила не нуждается в ругательствах (Ф.М. Достоевский).

22. Настоящая мудрость немногословна (Л.Н. Толстой).

23. Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры (Л.Н. Толстой).

24. Молчание - прибежище простой души, испытавшей всю глубину человеческой скорби (В. Гюго).

25. Мысль - тоже действие; нет ничего плодотворнее её влияния на мир (Э.Золя).

26. Мы говорим мало - если не говорим о себе (У.Хэзлит).

27. Самое трудное в деле искусства слова - это сделаться судьёй самого себя (М. М. Пришвин).

28. Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой (К.Г. Паустовский).

29. Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать (А.Кристи).

30. В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии (А.Эйнштейн).

31. Слова имеют свою собственную душу (Б.Брехт).

32. Одряхлев, восклицательный знак становится вопросительным (Ст.Е. Леи).

33. Чувство юмора - это чувство соразмерности (Х.Дж. Джубран).

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
Введен не.............................................................................................................. 3

Задание I. Построение «Древа понятия»....................................................... 4

Задание 2. Освоение речевых норм................................................................ 5

Задание 3. Написание сочинения-рассуждения............................................ 30

Список рекомендуемой литературы................................................................ 32

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во МГУП, 2002. - 145 с.

2. Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -448 с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Камаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. - 544 с.

4. Введенская Л.А., Пономарёва A.M. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебн. пособие для учащихся общеобразоват. школ, студентов и преподавателей колледжей и училищ. Изд-е 3-е. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 352 с.

5. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи /Новые темы в программах для школы и вуза. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

6. Велижанина А.О. Комплект методического обеспечения по предмету «Развитие речедеятельности». - Н.Новгород, 2003. - 42 с.

7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (любое издание).

9. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - 6-е изд. - М.: Рус. яз., 2000. - 846 с.

10. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. - М.: Отчий дом, 2001.- 1120 с.

11. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: ООО «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2002. - 976 с.

12. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Рольф, 1996.-208 с.

14. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.

15. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

16. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. - Изд. 5-е, стереотипное. - СПб.: Вариант, 1994. - 544 с.

ББК. 81.2 Русск-9

Контрольные задания по русскому языку и культуре речи для студентов-заочников/НГТУ; Сост. А.О. Велижанина. Н.Новгород, 2004. 33 с.

Методические рекомендации включают в себя контрольные задания, соответствующие целям и содержанию курса «Русский язык и культура речи», и рекомендации к их выполнению.

Предназначены студентам-заочникам и преподавателям русского языка и культуры речи.

Редактор Э.А. Жирнова

Подп. в печ. 23.06.04.Формат 60 х 84 '/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 500 экз. Зак. 464.

Нижегородский государственный технический университет. Типография НГТУ. 603600, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Русский язык и культура речи» является формирование у студентов духовно-нравственной позиции на речь как на механизм жизнедеятельности человека, обеспечивающий познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду становления человека; развитие личной ответственности за свою речевую деятельность; формирование речевой культуры.

В связи с этим структура курса представляет собой систему трёх взаимосвязанных основных блоков: ценностного (мировоззренческого), нормативно-стилистического, коммуникативного (ситуативно-текстового).

При сравнительно небольшом объёме аудиторных часов курса на заочном отделении предполагается, прежде всего, самостоятельное освоение теоретико-практического содержания дисциплины. Учебным планом предусмотрено выполнение студентами-заочниками контрольной письменной работы по русскому языку и культуре речи.

В освоении и осознании сущности, средств, характерных особенностей каждой части курса призваны помочь студентам-заочникам контрольные задания по «Русскому языку и культуре речи». Задания составлены в соответствии с заявленной основной целью курса, при этом они являются средством как освоения содержания дисциплины, так и самостоятельного развития речевой культуры личности и результатом, в большей степени определяющим успешность итоговой аттестации студента по предмету «Русский язык и культура речи».

Каждый студент выполняет свой вариант работы, включающей три задания (построение «древа понятия», освоение речевых норм и устранение речевых ошибок, написание сочинения-рассуждения). Это, с нашей точки зрения, позволит студенту проявить самостоятельность и неформальное отношение к теоретической компоненте курса, творчество и независимость суждений, при этом аргументированность и последовательность в изложении мыслей; умение работать с нормативной литературой по русскому языку и культуре речи, преобразуя новые знания в речевой навык. Качество выполненной студентом работы даст возможность преподавателю сделать вывод о глубине и основательности проработки и освоения им содержания курса.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради с полями, на титульном листе которой необходимо указать вуз, факультет, курс, группу, фамилию, имя, отчество студента, номер варианта; должность, фамилию, имя, отчество преподавателя; дату сдачи контрольной работы. Каждое задание следует начинать с новой страницы.

ЗАДАНИЕ 1. ПОСТРОЕНИЕ «ДРЕВА ПОНЯТИЯ»

Для построения средства самостоятельного поиска знаний, названного его автором, проф. К.Я. Вазиной, «древом понятия», необходимо определить слово для исследования. Отнестись к выбору слова нужно неформально: Вы должны осознать потребность в постижении общекультурного значения слова, в расширении его смыслового пространства. Слово может быть любым (семья, любовь, истина, наука и т.д.), лишь бы оно было выбрано не на авось. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля (обязательно!), любым толковым словарём, например «Толковым словарём русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, словарём иностранных слов (если слово иноязычного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями.

Работа с понятием проходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие Вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, - так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию.

Графически «древо понятия» можно представить следующим образом (рис. 1).

Укажите разницу в лексическом значении слов - student2.ru

Выводное знание: ■ Рис.1.Структура «древа понятия»

Понятие

Выводное знание должно включать в себя ответы на следующие вопросы:

1. Почему для исследования Вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)?

2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятия», как они углубили, уточнили, изменили Ваше понимание слова?

3. Есть ли в «древе понятия» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чём может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»?

4. Включает ли в себя «древо понятия» ценностную, мировоззренческую компоненту? способы деятельностного постижения, освоения смысла данного понятия?

5. Каково Ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?

ЗАДАНИЕ 2. ОСВОЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НОРМ I вариант

1. Расставьте ударения в словах:

Агент, агрономия, жалюзи, жизнеобеспечение, мальчиковый, манишь, раджа, разогнутый, осведомить, острога, проясниться (очиститься от туч).

2. Образуйте форму (заполните таблицу):

Родительного падежа множественного числа существительных Комментарии Ботинки Плечи Шашни  
Родительного, творительного, предложного падежей числительных Сто пятьдесят три студента  
Настоящего времени третьего лица единственного числа глаголов Мурлыкать Махать Капать  
Множественного числа именительного падежа существительных Инспектор Фельдшер  

Укажите разницу в лексическом значении слов

Абонент - абонемент, проводы - провода.



Наши рекомендации