Ведущие задачи диагностико-проектировочного этапа
т.е. этапов Диагностики, Целеполагания и Планирования:
1.Изучение учащихся:
а)наблюдение за их характерами и поступками, накопление и анализ наиболее существенных фактов;
б)изучение учебно-творческих работ учащихся;
в)проведение диагностических методик по изучению интересов и способностей, ценностных ориентаций и мотивов участия в совместной деятельности, и т.д.
2. Изучение коллектива:
а)характера взаимоотношений,
б)уровня сплочённости
в)эмоционально-нравственного единства, и т.д.
3. Изучение состояния и отношения к учебной деятельности: а)обучаемость, б)обученность, в)кругозор, г)учебные навыки , д)познавательные интересы, и т.д.
4. Определение целей воспитательной деятельности на основе диагностических знаний, выделение конкретных задач для их достижения.
5. Уточнение ведущих принципов и направлений совместной деятельности педагога и учащихся.
6. Планирование совместной деятельности педагога и учащихся с включением в этот процесс самих учащихся.
2-3. Диагностика как основа педагогического прогнозирования и проектирования. Место диагностики, целеполагания и планирования в педагогическом процессе.
Вспомним: Педагогический процесс.- это направленное и организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования и воспитания в условиях конкретной педагогической системы.
Это система в действии (хотя сам процесс также можно представить как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель- образование человека).
Синоним – учебно-воспитательный (образовательный) процесс.
Компоненты педагогического процесса:
1)-диагностический (изучение исходного состояния),
2)-целевой (постановка целей и задач),
3)-содержательный (отбор содержания, методов, форм, необходимых для достижения целей),
4)-организационно-деятельностный (планирование и организация совместной деятельности),
5)-аналитико-результативный (анализ результатов и постановка новых задач).
В рамках конкретной педагогической системы проектируются и протекают пересекаясь, разные процессы : обучения, воспитания, развития, управления, самоуправления,- но все они решают общую цель данной педагогической системы.
Прогноз есть предполагаемый результат развития кого-либо (учащихся) или чего-либо (коллектива, отношений, отдельных качеств и т.д.).
Прогнозированиеосуществляется через диагностично сформированные цели и задачи, позволяющие увидеть конкретно, каким будет детский коллектив, какие отношения будут в нем преобладать, как изменятся дети, что они будут уметь делать, какие качества, представления, установки у них изменятся через определенный период времени после организуемой педагогом совместной деятельности.
Проектировочная деятельность – это процесс прогнозирования развития школьного детского коллектива и определения стратегии учебно-воспитательного процесса и воспитательной работы.
Педагогическое проектирование является одной из функций любого педагога и представляет собой разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов . Этапыпедагогического проектирования:
1 ЭТАП – Моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций, а также основных путей их достижения. Это и есть собственно прогноз.
2 ЭТАП – Проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Если модель создается преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
3 ЭТАП – Конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов и ситуаций. Основные среди них – концепция и план.
Концепция – одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения систем, процессов, ситуаций. Строится концепция обычно на результатах научных исследований. И хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной, ее основное назначение – изложить теорию в прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения.
План – документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения, ответственных за проведение и просто участников.
Программа – нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая:
- исходное состояние некоей системы,
- образ желаемого будущего состояния этой системы,
- состав, структуру и направления действий по переходу от настоящего к будущему этой системы,
- ресурсное и материальное обеспечение,
- критерии и показатели успешности развития, - - вероятные затруднения.
«Педагогическая диагностика» есть изучение учебно-воспитательного процесса и его составляющих с целью анализа его эффективности и последующего конструктивного проектирования, а также – внесения изменений в его организацию.
Функции педагогической диагностики: *обратной связи; *результативности педагогической деятельности; *воспитательно-побуждающая; *коммуникативная и конструктивная; *информации и прогноза. - объясните самостоятельно.
Методы педагогической диагностики: *наблюдение, *беседа, *интервью, *анкетирование, *контент-анализ, *тестирование, *ранжирование, *сочинение, *независимые характеристики, *ранжирование, *рисунки, *цветопись, *создание ситуаций, *игра, *и другие. - раскройте каждый из методов самостоятельно.
В современной школе педагогическая диагностика используется для изучения:
А)- процесса обучения и его эффективности;
Б)- процесса воспитания и его эффективности;
В)- процесса управления и его эффективности.
При этом, эффективность педагогического процесса понимается как соотнесение полученных результатов с ЦЕЛЯМИ, а также с прошлыми достижениями в собственной педагогической практике при оптимальных затратах.
Диагностика неразрывно связана с проектированием: достоверные и объективные результаты диагностики дают возможность педагогу поставить реальные цели и задачи; отобрать необходимое содержание, методы и формы работы; спрогнозировать возможные пути развития личности и коллектива; составить реальные планы и программы.
Общий алгоритм изучения эффективности педагогического процесса:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей для определения эффективности педпроцесса;
- выбор методов и методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- проведение педагогического диагностирования;
- обработка и интерпретирование результатов;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения; определение целей и задач на будущее.
Роль и значение диагностики в деятельности учителя – предметника не вызывает сомнения: учителя занимаются диагностикой практически на каждом уроке, проводя самостоятельные и контрольные работы, предлагая учащимся творческие задания и тесты, наблюдая за учебной деятельностью и анализируя успехи своих учеников. Всё это является не чем иным, как диагностикой обучаемости, обученности, достижений учащихся. Без этого ни один учитель не мыслит процесса обучения. Диагностика ему просто необходима.
Выделим основные направления диагностики в процессе обучения:
1)- диагностика обученности учащихся;
2)- диагностика обучаемости учащихся;
3)- диагностика достижений учащихся;
4)- диагностика эффективности дидактических средств и деятельности учителя.
При этом, *обученность – это степень усвоения содержания обучения, *обучаемость – это способность овладевать содержанием обучения, основанная на потенциальных возможностях, характере мышления и волевых качествах, *достижения – это индивидуальные темпы и прирост результатов обучения, личные успехи.
Эффективность дидактических средств и деятельности учителя определяется по итогам анализа урока(ов) и его(их) составляющих, а также включённости учащихся в учебный процесс.
Система проверки знаний и умений учащихся –контроль- выполняет ряд функций: *контролирующую, *обучающую, *диагностическую, *воспитывающую, *развивающую, *прогностическую, *ориентирующую.
Принципы организации контроля: *объективность, *систематичность, *наглядность, *открытость, *всесторонность, включённость в учебный процесс, *воспитывающий характер.
Виды контроля: *предварительный, *текущий, *тематический, *рубежный (поэтапный), *итоговый, *заключительный *и другие.
Формы контроля: А)традиционные - *диктант, *краткая самостоятельная работа, *письменная контрольная работа, *контрольная лабораторная работа, *устный зачёт по теме, *устный опрос у доски. Б)нетрадиционные - *матричный контроль, *зачёт-викторина, *зачёт-игра «Интеллектуальный ринг», *зачёт-игра «Шайба», *авторские формы контроля (Шаталов В.Ф., Шевченко С.Д., и др.), *тестовый контроль, *рейтинговая система контроля и оценки знаний, *и др.
СРС-2: а)-раскройте более полно принципы, виды и формы контроля, приведите примеры из литературы и практики;
б)- подготовьте выступление о проблеме оценивания знаний учащихся, оценке и отметке, их педагогической инструментовке (см.Кукушин В.С.,стр.236-306) ;
в)- подготовьте сообщение о каждом из направлений диагностики в процессе обучения;
г)-подберите диагностирующие тесты обученности и обучаемости (Симонов В.М.:с.63-66). составьте варианты диагностических тестов и заданий применительно к конкретному предмету, возрасту, теме. Оформите их в своём «диагностическом чемоданчике».
С диагностикой в сфере воспитания – намного сложнее, ибо результаты воспитания зависят от многих факторов, а не только от деятельности классного руководителя. Но не изучать результат тоже нельзя, т.к. без этого невозможно целенаправленно строить воспитательный процесс, и дети таким образом будут обречены на стихийное существование и развитие, а работа педагогов будет эпизодична и мозаична, но никак не целенаправленна и, следовательно, не эффективна.
Основные направления диагностики в процессе воспитания:
1)- изучение процесса и результатов развития личности учащихся;
2)- изучение уровня сформированности детского коллектива и характера взаимоотношений в нём;
3)- изучение удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и всей жизнедеятельности класса в школьном коллективе;
4)- изучение эффективности воспитательных средств и деятельности классного руководителя.
Под результатами процесса обычно понимают те изменения, которые происходят с участниками процесса и в отношениях между ними, а также то, насколько эти изменения соответствуют поставленным целям. Что же это за изменения?
1. Изменения учащихся, а точнее – изменения в развитии личности учащихся:
- их интересов, потребностей, увлечений, способностей (в т.ч.- познавательных, творческих, организаторских, коммуникативных, и пр.);
- ведущих мотивов их деятельности и поведения;
- их ценностных ориентаций, уровня воспитанности, направленности личности, статуса в коллективе и пр.
2. Изменения в развитии коллектива:
- изменение структуры коллектива, межличностных отношений в нём;
- развитие самоуправления, вовлечённость в него учащихся;
- эмоционально-нравственное единство, атмосфера, климат;
- уровень сплочённости и сформированности коллектива, и пр.
3. Изменения в отношениях классного руководителя:
- с учащимися (понимание, доверие, уважение, сотрудничество и пр.);
- с родителями;
- с другими педагогами, работающими в этом классе.
Зачем изучать эти изменения? – Для планирования работы, составления характеристик, проектирования совместной жизнедеятельности, внесения корректив в работу с учащимися.
Однако, педагог должен понимать, что источники вышеуказанных изменений не равнозначны. Например, изменения воспитанности ученика определяется многими факторами, а не только работой классного руководителя. А вот изменения в детском коллективе, в отношениях между педагогом и учащимися – в значительной степени зависят от классного руководителя, а значит именно они характеризуют эффективность его работы.
4. Изучение эффективности используемых педагогических средств и форм воспитательной работы.
5. Изучение удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов организацией воспитательного процесса.
6. Изучение изменений уровня педагогического мастерства, индивидуального стиля самого педагога, а также – психологической «цены» полученных результатов («сгорел на работе», или ?).
Эффективен тот труд классного руководителя, в котором за определённый промежуток времени наблюдаются высокими:
А)- и результативные критерии (т.е.налицо позитивные изменения в уровне развития учащихся, их воспитанности, интересов, отношений );
Б)- и процессуальные критерии (т.е. какие средства воздействия использовал, как создавал атмосферу, способствующую результатам, каков стиль взаимоотношений, и др.ответы на вопрос «как?» строил воспитательный процесс);
В)- и дополнительные, сопутствующие критерии .
Но, парадокс заключается в том, что критерии и показатели эффективности работы классных руководителей не могут быть одинаковыми для всех (разные школы, дети, педагоги, цели и задачи...)
Поэтому, критерии и показатели эффективности должны разрабатываться и уточняться самими участниками педколлектива с привлечением ученического самоуправления.
Более того, каждый педагог самостоятельно для каждого конкретного коллектива ( и ребёнка) определяет: *что диагностировать, *как диагностировать, *кого к этому привлекать, *что делать с результатами.
Всё вышесказанное означает, что:
1. Изучение результативности и эффективности собственной воспитательной деятельности должно вестись постоянно и регулярно классным руководителем.
2. В планах классных руководителей должен быть раздел:
«Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе»:
Что изучается | Методы и приёмы изучения, Конкретные методики | Сроки (месяц) | Кто изучает, Кого привлечь |
3. В рамках школы педколлектив (администрация) разрабатывает сводную таблицу:
Критерии | Показатели (каждого критерия) | |
Результативные критерии | 1. 2. … | 1.а)…б)…в)… … 2.а)…б)…в)… … |
Процессуальные критерии | … | … |
Критерии педмастерства | … | … |
СРС-3: а)-используя литературу, подберите диагностические методики применительно ко всем направлениям диагностики в процессе воспитания;
б)- составьте таблицу изучения воспитательного процесса в классе, опираясь на опыт (8,с51-52);
в)- Составьте раздел ПЛАНА «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе», ориентируясь на конкретный возраст учащихся.
г) Подготовьте к «защите» индивидуальный пакет диагностических методик, оформите их в «Диагностическом чемоданчике».
Примерные разделы «диагностического чемоданчика»:
А)- изучение учащихся в процессе обучения (мотивы учения; познавательные способности и интересы; обученность и обучаемость; характер мышления, памяти, воображения; и пр.);
Б)- изучение учащихся в воспитательном процессе (интересы и способности; черты характера; мотивы деятельности; уровень воспитанности; ценностные и профессиональные ориентации; и пр.);
В)- изучение ученического коллектива, уровня его развития и характера взаимоотношений в нём;
Г)- изучение удовлетворённости учащихся и их родителей организацией жизнедеятельности в классном коллективе.
Как Вы собираетесь использовать его в своей педагогической деятельности ?
4. Общечеловеческие духовно-нравственные и морально-этические ценности как ориентиры воспитания- целеполагания, планирования и организации деятельности.
Вспомним: Методологически цель определяют как идеал, некий образ, который имеется в голове организатора воспитательного процесса в начале его конструирования.
Сегодня в основе целеполагания принято иметь в виду :
-( источники целеполагания) –
1)Общечеловеческие ценности :
-истина; отказ от монопольной идеологии;
-жизнь человека, природы; милосердие; формирование гуманистического мировоззрения;
-мировая культура;
-свобода и права личности; формирование способности выбора, самообразование и самовоспитания;
-общение и сотрудничество.
2)Общенациональные ценности :
-Россия : восстановление и процветание ;
-патриотизм : материально обеспеченная, граждански достойная и духовно богатая жизнь (а не могущество державы). Вхождение России в мировую европейскую цивилизацию и культуру.Формирование гражданского мировоззрения.
-история и культура России как ценность воспитания;
-социальная компетентность.
3)Местные ценности:
например, казачество.
4)Ценности профессионального характера
( в старших классах).
5)Традиционные ценности школы.
В каждой школе – своя специфическая система ценностей. О на определяет лицо школы.
6)Личные ценности и воспитательные цели преподавателей.
Это –сфера наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.
Цель – есть не любой образ будущего, но непременно – образ
Желаемого и реального будущего, достижению которого должна быть подчинена деятельность преподавателя во взаимодействии с педагогическим коллективом.
Таким образом, исходя из того, что ЦЕЛЬ есть :
- планируемый результат деятельности, и-
-желаемый результат деятельности ,
ЦЕЛЬ есть основной элемент ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.