Белорусское нац-ое движение в нач.20 в.
Война затруднила белорусское национальное движение. Часть деятелей национального движения была мобилизована в армию, другие эвакуировались в Россию. Довоенные белорусские национально -культурные организации распались. Остановился выпуск белорусскоязычных изданий, в том числе и газеты «Наша нива». В занятом немецкими войсками Вильно осталась небольшая группа белорусских национальных деятелей во главе с братьями Антоном и Иваном Луцкевичами, Элоизой Пашкевич (Теткой), Вацлавом Ластовским. Они вошли с белорусской стороны в так называемый Виленско -Ковенский комитет, созданный из представителей разных национальностей: поляков, литовцев, белорусов и евреев. В скором времени комитет был реорганизован, и на его базе создавались национальные народные комитеты. Правительство кайзера Вильгельма повело политические игры с населением захваченных территорий с расчетом их отрыва от России. Немцы пропагандировали идею восстановления Польского королевства в границах бывшего российского контроля, но без Ломжи и Сувалок. Округи Ломжа, Сувалки и Курляндия они планировали присоединить к Пруссии, а в регионах Ковно, Вильно, Гродно и Белостока постепенно создать марионеточное государство, связанное с Германией монетарной, таможенной, хозяйственной и военной системами под руководством немецко-балтийской верхушки. В целях защиты национальных интересов был создан Центральный союз белорусских национальных общественных организаций во главе с Белорусским народным комитетом (БНК)в Вильно. Под его руководством в 1916-1917 гг. на оккупированной территории возникла значительная сеть белорусских школ. Было начато издание учебников, газеты «Гомон». Она начала выходить 15 декабря 1916 г. два раза в неделю в Вильно под редакцией В. Ластовского. Белорусскому национальному движению способствовала политика немецких оккупационных властей, которые в январе 1916 г. признали право белорусского языка наравне с другими языками. В апреле и июне 1916 г. представители Белорусского народного комитета участвовали в конференциях народов России, проходивших в Стокгольме и Лозанне. Там они обращались к народам Европы и президенту США Вильсону с просьбой поддержать выход Беларуси из состава России, помочь белорусскому народу самостоятельно развивать свой интеллектуальный и экономический потенциал, стать хозяином на своей земле. В меморандуме белорусской делегации на конгрессе в Лозанне впервые была выдвинута идея создания государства «Соединенные штаты Беларуси, Литвы, Латвии, Украины от Балтийского до Черного морей». Но странам Антанты нужна была Россия, которая и дальше продолжала бы войну с Германией. Поэтому они не отреагировали на это предложение. В июне 1917 г. группа деятелей национального движения во главе с В. Ластовским создала законспирированную организацию «Связь независимости и неразделимости Беларуси». Эта организация была не только против краевой автономии в составе России или Польши, но считала неприемлемой и федерацию с Литвой. Она ставила целью создание независимой Беларуси в ее этнографических границах и выступала за свободную демократическую Беларусь. В сентябре 1917 г. при помощи оккупационных властей была создана Литовская рада (Тариба), как верховный государственный орган Литвы. В этих условиях, в противовес Литовской тарибе, конференция представителей белорусского национального движения в январе 1918 г. избрала Виленскую белорусскую раду во главе с А. Луцкевичем . Виленская рада взяла курс на разрыв связи с Россией и создание самостоятельного государства. На территории Беларуси, которая входила в сферу деятельности российской армии, с конца 1916 - начала 1917 гг. начали действовать разные национальные культурно-просветительские организации. Белорусские писатели, поэты и художники объединились в организацию «Белорусская хатка». Некоторые торгово-промышленные круги белорусов, под руководством Р. Скирмунта, П. Алексюка и др., в конце 1916 г. в Минске развернули работу по созданию партии белорусских народных социалистов (ПБНС). Среди белорусских ксендзов наметилась тенденция к созданию белорусской партии на основе христианской морали. Расширилась деятельность белорусского национального движения среди беженцев, основная масса которых осела в центральных губерниях России и Поволжья. В октябре 1916 г. Министерство внутренних дел России разрешило издание в Петрограде белорусских газет «Дзянница» и «Светоч», которые издавались под редакцией соответственно Д. Жилуновича и Э. Будьки. Из-за нехватки средств и недовольства цензуры в конце 1916 - начале 1917 гг. газеты были закрыты. Дальнейшее развитие белорусского национального движения было связано с победой Февральской революции 1917 г.
51. Культура Беларуси в нач 20 в.Культура Беларуси в начале века развивалась в сложных, противоречивых условиях. Она была тесно связана с национально-освободительным движением, общедемократическим подъемом, поиском путей общественного прогресса. Бел культура, не теряя своей самобытности и оригинальности, развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов. В нач 20 в. в Беларуси происходили заметные изменения. С 1900 по 1914 кол-во начальных и общеобразовательных школ увеличилось с 6297 до 7682. Увеличилось и кол-тво учащихся в них - с 248 тыс. до 490 тыс. Расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 с/х-ных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская мед школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России. Несмотря на рост числа учебных заведений, в 1911 г. в школах обучалось только 18,4% детей школьного возраста. В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Бел учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на бел языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка). В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров. Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурно-просветительные и научные товарищества. Всего на террит Бел в 1900-1914гг. действовало 54 товарищества. Наиболее известными были «Минское товарищество любителей искусств», «Товарищество минских врачей». Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Романов, Федоровский, Никифоровский, Довнар-Запольский, Ластовский и др. Основатель бел философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов. Ведущее место в культуре бел народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» Каганца и др. Значительным событием в культурной жизни Беларуси в нач 20 в. была печать. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905-1907 гг. оказала влияние на расширение гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На бел языке - 3. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии бел культуры. На ее страницах публиковались труды всех славных писателей-классиков. Начиная с 1910 г. редакция «Нашей нивы» стала издавать «Бел календарь», журналы «Соха», «Крапива», «Лучынка». Возникли бел издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на бел языке. За 10 лет было издано 80 книг тиражом почти 230 тыс. экземпляров. В нач 20 в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Зритель мог познакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «бел вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая бел труппа» под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Бел музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы. Получила значительное развитие и бел музыкальная культура. Создавались хоровые кружки, оркестры, товарищества любителей музыки. Большую работу по собиранию и пропаганде бел песни провел минский хор под управлением Теревокого. Известны своим творчеством композиторы Роговский, Чуркин, Гриневич и др. В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: Пэн, Рушчиц, Кругер, Альперович, Каганец, Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политич смысл, реалистично отображая действительность. Т.о, культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения бел деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов.