Педагогика как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке.

Педагогика как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке.

Педагогика неотделима от развития общества. Понятие педагогика происходит из античной Греции (педагоги – рабы, которые присматривали за детьми).Затем педагогами стали называть тех, кто обуч. и воспит. детей. Бэкон выделил педагогику как отдельную науку. Статус П. был поддержан трудами Коменского. Большой вклад внесли Локк, Руссо, Песталоцци, Дистервег, С.Подласый, Ломоносов, Ушинский, Пирогов, Толстой и др.

П. – наука о воспитании и обучении. Цель П. как науки – описать, объяснить и предопределение результатов жизнедеятельности человека в системе образования. Предмет П. – оптимальные условия развития человека, т.е. исследование сущности развития и формирования человека как личности.

Система П-х наук: дошкольная П., П. школы, общая П., П. для детей с различными отклонениями (тефлоП., сурдоП.,олигофреноП.), сравнительная П. – сравнение отечествен. И зарубежного опыта., П. для взрослых, частная П., история П.

П. связ с философией. Философия – методологич. основа П. П. связана с физиологией, т.к. изучает детей и различные физиологические процессы. П. развивает, укрепляет и совершенствует свои связи с социологией, эстетикой, анатомией, гигиеной, кибернетикой и др.

Педагогика и психология, имеет связь с одним принципом: живым организмом. Психология в отношении к педагогике занимает 1 место среди наук.

Проблема целеполагания в истории педагогики. Цель воспитания в современной школе.

Целеполагание – умение педагога ставить или выдвигать пед цели. Цель – это осознанное представление конечного результата д-ти. Пед д-ть - осознаное представл педагогом конечного рез-та взаимодействия с уч-ся.

Уровни целеполагания: 1.высокий (стратегический) – выделяет круги долгосрочных целей; 2.тактический – постановка целей и задач каждого отдельного урока и внеклас. дела. Стратег цели наз также эталонными, т.к. они заключ в себе эталоны кач-в и cв-в, обладающие высшей степенью обобщенности и долгосрочности. Важными тактическими целями явл развитие интереса к своей дисциплине, созд благоприятной атмосферы, организация мыслительной и смыслотворческой д-ти, диалогич общения и др.

Содержание пед целей: развитие качеств и cв-в личности, создание условий для этого развития. Пед задача – шаг в реализации цели. Сущность пед целей и задач заключается в прогнозировании развития качеств и свойств личности, созд условий её развития. В целях и задачах необх спроектировать изменения в сист знаний, в системе мотивов, отношений, умений и навыков.

Стр-ра процесса целеполагания – 1. целеформироваание, 2. целереализация, 3. целедиагностика, 4. целекоррекция. Ведущ – целереализация. При реализ любой пед цели учитель и ученик руководст своими группами мотивов.

Проблема целей воспитания и обучения разрабат П с древних времен, причем на всех этапах развития общества целевые установки определ соц потребности об-ва и политикой правящих классов. Цель в первобытнообщинном строе: привить детям такие практические умения и навыки, такие черты характера, которые делали бы их способными в трудовой деятельности. Спартанская система воспитания: подготовка войска. Дети до 7 лет дома, затем в общежитии. Готовят воинов. Афинская система: до 7 лет дома. Оканчивали 2 школы. Цель – калогатия – всесторонне развитие личности. Сословие феодалов: рыцарское воспитание. До 7 лет дома, потом в замок. Рабовладельч эпоха приспосаб воспитание и его цели для угнетения эксплуатир масс. Буржуазное воспитание вообще подготавл людей к счасливой жизни, развитиеинстинктивн интересов и влечений детей, «идея свободн воспит». В период средневек господст идея религиоз идеологии. В эпоху Возрождения идея о всестороннем развитии Л выдвиг вновь.Но она мыслилась только как освобождение чел идеолог и полит системы феодализма. С развитием капиталист отношений производство стало необходимым Во всестор развитии Л . Всестор развитие Л основ на основе умств воспит , политех обучения, физич, нравст, эстетич воспит.

Содержание и формы организации воспитательной работы с учащимися.

Воспитание наряду с обучением явл составной частью ПП. В широком смысле В рассматрив многими исследователями как д-ть по приобщении чел к соц опыту во всех его проявлениях. Основным источником воспитания явл семья, школа, улица, СМИ, литература. Выготский определ В как планомерную организацию развития личности Педагогика как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке. - student2.ru В – продуманное осуществление по определ порядку изменение сост участников ПП. Выготский обращал внимание на соотношение в процессе воспит аспектов развития и саморазвития. В – двухсторонний процесс (воспитатель и воспитанник и взаимодействие между ними). Мудрик и Сластенин: В – целенаправленное создание условий развития человека, личности.

Формы: кл час, различные беседы, вечера, КВН, турниры, игры-путешествия, устн. журнал, конкурсы: трудовые, эстетич, нравст, физические, умственные, гражданские. Ученические коллективы, семья играют важную роль в воспитательной работе с учащимися.

Педагогика как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке.

Педагогика неотделима от развития общества. Понятие педагогика происходит из античной Греции (педагоги – рабы, которые присматривали за детьми).Затем педагогами стали называть тех, кто обуч. и воспит. детей. Бэкон выделил педагогику как отдельную науку. Статус П. был поддержан трудами Коменского. Большой вклад внесли Локк, Руссо, Песталоцци, Дистервег, С.Подласый, Ломоносов, Ушинский, Пирогов, Толстой и др.

П. – наука о воспитании и обучении. Цель П. как науки – описать, объяснить и предопределение результатов жизнедеятельности человека в системе образования. Предмет П. – оптимальные условия развития человека, т.е. исследование сущности развития и формирования человека как личности.

Система П-х наук: дошкольная П., П. школы, общая П., П. для детей с различными отклонениями (тефлоП., сурдоП.,олигофреноП.), сравнительная П. – сравнение отечествен. И зарубежного опыта., П. для взрослых, частная П., история П.

П. связ с философией. Философия – методологич. основа П. П. связана с физиологией, т.к. изучает детей и различные физиологические процессы. П. развивает, укрепляет и совершенствует свои связи с социологией, эстетикой, анатомией, гигиеной, кибернетикой и др.

Педагогика и психология, имеет связь с одним принципом: живым организмом. Психология в отношении к педагогике занимает 1 место среди наук.


Наши рекомендации