Ситуация игровой культуры коренных малочисленных народов Таймыра в современном мире.
«В настоящее время традиционные игрушки в основной массе исчезли из обихода коренных малочисленных народов Таймыра. И лишь только в отдельных районах, в самой глубинке, люди старшего поколения делают для своих внуков традиционные игрушки. Национальные игры в основном перешли в статус спортивных национальных игр или как их еще называют «Национальные виды спорта», куда входят почти все игры связанные с выработкой навыков, необходимые в условиях тундры»[49].
Цивилизация нарушила привычный ритм жизни коренных народов Севера, традиционный уклад, нанесла ущерб их материальной и духовной культуре. Новая жизнь, образование несколько изменили старые взгляды на игры и игрушки, особенно на куклы. Куклы, покупаемые в магазинах, теперь преобладают в семьях. Им шьется национальная одежда. Игры детей в детских садах, да и дома. Имеют теперь иную направленность. Малыши играют в школу, больницу, столовую, магазин, почту, изображают художественную деятельность. Это естественно и ничего плохого в этом нет. Однако не следует забывать и все то полезное, что выработала веками традиционная народная педагогика. Надо всячески поддерживать тех учителей и воспитателей, работников культуры и просто творческую интеллигенцию, которые применяют новые технологии по пропаганде изготовления и использования традиционной игрушки коренных народов Таймыра.
В некоторых дошкольных учреждениях и школах Таймыра, помимо современных появляются наборы традиционных кукол и игрушек, организуются музеи. Детям они нравятся. Главное – правильно организовать воспитательный процесс. Заслуживает одобрения деятельность учителей физкультуры, которые приобщают молодежь к национальным видам спорта, учителей истории и биологии, географии и педагоги дополнительного образования, которые вовлекают школьников в краеведческую и экологическую работу.
Таким образом, старинные игры коренных малочисленных народов Таймыра необходимо возрождать, так как они подводят ребенка к овладению материальными и духовными ценностями своего народа.
В период, когда утеряны собственные корни, утрачены вековые жизненные ценности, необходимо через собственное образование каждой личности сохранить, возродить традиционно-семейное воспитание в наших семьях. Задача старшего поколения создать условия для традиционно-хозяйственной деятельности через познание истории, языка и культуры своего народа, и этим формировать людей, способных усваивать и преобразовывать мировую культуру. Немалая роль в этом принадлежит традиционным игрушкам и играм коренных народов Таймыра.
Заключение
Концепция «культуры-игры» конструирует своего рода образную модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью XXI в. Такие понятия, как закон, порядок, благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу. Тесны и многообразны узы, связующие игру и красоту. Игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество.
«Действительность полна страстей, трудна и жестока, ее возводят до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь строится как игра. Стремление к более прекрасной жизни наполняет общество элементами игры»[50].
В соответствии с целью данной работы, рассмотрение игровой культуры коренных малочисленных народов Таймыра, изучен теоритический материал, посвященный культуре, быту и традициям народов Севера, сделан анализ игр и игрушек как структурирующий элемент культуры, выражающих ее этническую специфику.
Анализ имеющихся монографий, учебников и статей по вопросу игровой культуры народов Таймыра позволил выделить в данной работе ряд особенностей формирования личности народностей севера посредствам игр и игрушек.
Был поднят архив полевых записей нашей семью, таким образом, некоторые игры коренных малочисленных народов Таймыра впервые были опубликованы в данной работе. Проведена большая работа связанная с переводом некоторых игр с национальных языков на русский.
Необходимо иметь в виду, что этническая специфичность игровой культуры не вступает в противоречие с наиболее ценными, полезными для развития ребенка особенностями современных интернациональных игр и игрушек. Однако значение традиционных игр и игрушек в том и состоит, что они самым тесным образом связаны с условиями жизнедеятельности народов, выражают специфику этой жизнедеятельности, а поэтому их роль в развитии и воспитании ребенка незаменима.
Дипломная работа может стать основанием для разработки учебных программ в школе с использованием традиционных игр коренных народов Таймыра, могут быть успешно применены для развития и обучения детей с целью поддержания и возрождения ценностей народов севера.
Список литературы
1. Абсалямов Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа (по материалам Ненецкого национального округа Архангельской области). - М.: Автореф, 1963.
2. Агаджанян Н.А. Экология человека на пороге XXI века // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. – Норильск, 1994.
3. Аксенова Е. Е. Игры и загадки моего детства. – Дудинка: издательский дом «Новый Енисей», 2009.
4. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
5. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М., 1986.
6. Апенян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – СПб: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003.
7. Артемьев Н. М. Долганский язык. Часть 1. – СПб: издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
8. Артемьев Н. М. Долганский язык. Часть 2. – СПб: издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001
9. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры детей народов Крайнего Севера. - Л., 1949.
10. Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011.
11. Барболина А. А. Традиционная игрушка народов Таймыра: набор открыток. – Дудинка, 2010.
12. Барт Р. Мифологии. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
13. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания - Кемерово, 1992.
14. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977.
15. Богораз В. Г. Игры малых народностей севера. – М. – Л., 1949.
16. Бурыкина Т. В. Обзор коллекции Традиционная игрушка коренных народов Таймыра. – Дудинка: Музейный вестник. Вып. № 9, 2002.
17. Василевич Г. М. Игры тунгусов//Этнографический исследователь. - Л., 1927.
18. Васильев В. И. Новая жизнь народов Севера. – М., 1967.
19. Всеволодский-Гернгроссом В. Н., Ковалев В. С., Степанова Е. И. Коллективный этнографический сборник, 1933.
20. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии, 1966.
21. Гадамер Г. Г. Игра искусства // Вопросы философии, 2006.
22. Герман Г. Игра в бисер. — М.: «Художественная литература», 1969.
23. Головнев А. Игра: Нухуко – традиционные игрушки ненцев; Роль игры, игрушек в воспитании ненцев. – Дудинка: Северные просторы, ж-л №2. 1994.
24. Гольцова Т. В. Генетико-демографические проблемы развития нганасан в период разрушения традиционного культурно-хозяйственного уклада // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. – Норильск. 1994.
25. Гордеева С. Н., Барболина А. А. Детские игрушка коренных народов Таймыра. – Дудинка: Таймыр-медиа, 2009.
26. Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. - М.: Наука, 1983.
27. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. – СПб, 1997.
28. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1998.
29. Гусев А. Ю. Проблема трансформирующейся игрушки науч. – Спб: Издание «культура на защите детства», 1998.
30. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. - М.: Радуга, 1991.
31. Конюкова Р. Я. Долганские игры. – Дудинка: журнал «Северные просторы», ж-л № 24, 1992.
32. Маркс К. «превращение труда в игру физических и интеллектуальных сил человека».
33. Мир Севера, № 1-2, 1999.
34. Попова, М. И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. Пособие для учителей и учащихся. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1993.
35. Попова, М. И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра (хрестоматия). – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1995.
36. Попов, А. А. Семейная жизнь у долган//Советская этнография, 1958.
37.Пашатоева В. М. Легенды и мифы Севера. - М, 1985.
38. Сборник статей "Традиционное воспитание детей у народов Сибири". - Л., 1988.
39. Симанкова Л. Ненецкие игрушки. – Таймыр, 1997.
40. Столыпина Л. Куклы моего детства: Долганские куклы. – Дудинка: Северные просторы, 2000.
41. Тахоля Г. Ненецкие игры. – Дудинка: журнал «Северные просторы», ж-л № 2, 2000.
42. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. - М., 1988.
43. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. - М., 1997.
44. Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
45. Хёйзинга Й. В тени завтрашнего дня, Homo Iudens. - М., 1992.
46. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. - М.: Прогресс-Культура, 1995.
47. Яптунэ Р. П. Нухукова – игра в куклы: ненецкие игрушки. – Дудинка: Вестник, 2004.
[1]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[2]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[3]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[4]Хёйзинга Й. В тени завтрашнего дня, Homo Iudens. - М., 1992.
[5]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[6]Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М., 1986
[7]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[8]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[9]Финк О. Основные феномены человеческого бытия. - М., 1988.
[10]Финк О. Основные феномены человеческого бытия. - М., 1988.
[11]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[12]Финк О. Основные феномены человеческого бытия. - М., 1988.
[13]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[14] Там же.
[15]Хёйзенга, Й. Homo Ludens (Человек играющий). – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
[16] Там же.
[17] Ученые записки. Т. 383., Л., 1969., с. 4.
[18]Попова, М. И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. Пособие для учителей и учащихся. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1993.
[19]Попова, М. И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра. Пособие для учителей и учащихся. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1993.
[20] Гуревич И. С. Культура северных оленеводов Якутии. – М., 1977., с. 119.
[21] Штернберг Л. Я. «Заповеди этнографа».
[22]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011
[23]Богораз В. Г. Игры малых народностей севера. – М. – Л., 1949.
[24] Конюкова Р. Я. Долганские игры. – Дудинка: журнал «Северные просторы», ж-л № 24, 1992.
[25] Гуревич И. С. Культура северных оленеводов Якутии. – М., 1977., с. 119.
[26] Полевые материалы автора
[27]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011
[28]Тахоля Г. Ненецкие игры. – Дудинка: журнал «Северные просторы», ж-л № 2, 2000.
[29] Полевой материал автора
[30]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011.
[31]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011.
[32] Полевой материал автора
[33]Тахоля Г. Ненецкие игры. – Дудинка: журнал «Северные просторы», ж-л № 2, 2000.
[34] Полевой материал автора
[35]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011.
[36]Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры детей народов Крайнего Севера. - Л., 1949. (157 с.)
[37]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011
[38]Тахоля Г. Ненецкие игры. – Дудинка: журнал «Северные просторы», ж-л № 2, 2000.
[39] Полевой материал автора
[40]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011
[41] Тахоля Г. Ненецкие игры. – Дудинка: журнал «северные просторы», 200.
[42]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011
[43]Столыпина Л. Куклы моего детства: Долганские куклы. – Дудинка: Северные просторы, 2000
[44]Яптунэ Р. П. Нухукова – игра в куклы: ненецкие игрушки. – Дудинка: Вестник, 2004.
[45]Аксенова Е. Е. Игры и загадки моего детства. – Дудинка: издательский дом «Новый Енисей», 2009.
[46] Полевой материал автора
[47]Барболина А. А. Таймырская игрушка: прошлое, настоящее, будущее. – Дудинка: Таймырский дом народного творчества, 2011.
[48] Там же.
[49]Тахоля Г. Ненецкие игры. – Дудинка: журнал «Северные просторы», ж-л № 2, 2000.
[50]Хёйзинга Й. Осень Средневековья. - М.: Прогресс-Культура, 1995.