История культуры малочисленных народов Таймыра.
В соответствии с поставленной задачей, которая заключается в изучении истории культуры коренных малочисленных народов Таймыра, в данном параграфе целесообразно рассмотреть общие сведения о полуострове Таймыр, его жителях, особенностях и традициях культуры данного народа.
Восемнадцатый век оставил нам только отрывочные публикации текстов устного народного творчества и небольшие заметки миссионеров об этих произведениях. «В большинстве случаев это были беглые заметки миссионеров и участников комплексных экспедиций, организованных на протяжении XVIII и первой половины XIX века в различные районы Сибири с целью изучения природных богатств и географических условий»[17].
«С середины XIX века собиранием фольклора и изучением языка занимались в основном зарубежные ученые. И только в конце XIX века сосланные в Сибирь, на Дальний Восток, Север В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг и В. И. Иохельсон, не думая ни о какой научной карьере, занялись изучением и собиранием богатейшего устного народного творчества народностей Севера, Сибири, Дальнего Востока»[18].
Развитие культуры всех народов происходит на основе общих законов. Но в зависимости от местоположения, уровня культурного развития и других конкретных исторических условий развитие культуры у того или иного народа имеет свои специфические особенности.
Говоря о культуре малочисленных народов Таймыра, в первую очередь, необходимо привести некоторые факты географического положения данного района.
«Таймырский (Долгано-ненецкий) муниципальный район находится на крайнем севере Красноярского края. Он включает в свою территорию приенисейскую часть Западно-Сибирской низменности, Таймырский полуостров, острова между Гыданской губой и Хатангским заливом. Вся территория района лежит за Полярным кругом»[19].
Исходя из названия района, можно сделать вывод, что большинство коренного населения составляют долганы и ненцы. Помимо них, на территории Таймыра проживают ещё и другие народности, такие как: нганасаны, энцы, эвенки и эвены. Каждая народность имеет свой язык и культуру.
Между малочисленными народностями Севера очень много сходного. Это касается образа жизни, занятий и даже культуры.
Все они когда-то имели патриархально-феодальные отношения, все они охотились на дикого оленя и пушного зверя, занимались оленеводством и рыбной ловлей.
Суровые климатические условия наложили отпечаток на образ жизни северян, а следовательно, и характер.
Мнения большинство ученых о специфических свойствах личности народностей Севера едины. Они отмечают у них такие качества, как самостоятельность, наблюдательность, обидчивость, честность, медлительность.
Многие свойства личности северян формируются в процессе воспитания подрастающих поколений. В этом отношении у северных народностей существовала целая система воспитания, основанная на народной педагогике.
Поэтому следует, прежде всего, обратить внимание на взаимоотношения народностей Севера с детьми. Именно доброе, уважительное отношение родителей к детям способствовало формированию у них положительных традиционно-национальных свойств личности.
Обычно, какой бы многодетной ни была семья, все дети вели себя спокойно, без шума, без крика, без слез, причина заключалась, видимо, в том, что с первого дня рождения ребенка родители проявляли непреклонность в отношении его поведения. К этому дети были приучены со дня рождения. Какие-либо наказания не применялись. Неслышно было окриков, но ребенок постоянно чувствовал родительскую непреклонность. На слезы родители обычно не реагировали, а поэтому ребенок быстро привыкал к требуемым нормам поведения. Именно от родителей дети усваивали спокойствие, рассудительность, основательность ответственность трудолюбие. Без этого в тундре не выжить.
Стремясь вырастить себе достойную смену, родители рано приучали детей к труду. Родители заботились, чтобы у детей было все необходимые орудия труда: топорик, маленькое ведерко, маут, лук, нож и так далее. Показывали, как пользоваться этими орудиями труда, чтобы в производственной деятельности дети вырабатывали прочные навыки обращения с ними.
Многие трудовые процессы и свойства личности вырабатывались у детей в игровой деятельности. Игры у детей северных народностей являлись как бы тренировкой и смотром трудовой и социальной зрелости подрастающих поколений.
Представители старшего поколения рассказывали сказки, легенды, предания.
Начинали учить девочек с 6-7 летнего возраста. Они нянчились с младшими сестренками и братишками, помогали взрослым женщинам в разборке и сборке жилища, в упаковке имущества при перекочевках. Ее готовили к будущей самостоятельной жизни. Уже в 10-12 лет девочка умела выделывать шкуры, камус, чинить, шить одежду, обувь, украшать ее. Приходилось им выполнять тяжелую работу: рубку дров, заготовку льда, а нередко даже подменяли братьев в оленьем стаде. Они готовили пищу, участвовали в ее заготовке на долгую зиму. Уже в 8-9 лет мальчики кормили всю семью: они умели ставить петли, на зайцев и куропаток, вместе с отцом или старшим братом охотились. И если сопутствовала им охотничья удача, то непременно возрастал авторитет мальчика в семье. С ним начинали советоваться взрослые.
Отношение к детям было ровное, спокойное. Успехи ребенка замечались всеми членами семьи
«Успехи отмечались лестными, хотя и краткими похвалами, в то же время слабости детей – лень, упрямство постоянно порицались. Провинившемуся давали обидные прозвища, например, - «последний олень в стаде, волочащий жерди от чума». Ребенок, получивший такую позорную кличку, всеми силами старался избавиться от нее»[20].
Родители, играя на самолюбии ребенка, добивались его ревностного отношения к труду, к промыслам, к правилам поведения. Большая роль в формировании ребенка принадлежала различным играм-запретам. Они в основном касались промыслов, поведения в тундре. Его готовили к выживанию в суровых климатических условиях.
Детям запрещалось смотреть вслед уходящему на охоту человеку, говорить об охоте и охотнике, чтобы звери преждевременно не ушли. Мальчику запрещалось отскребать пищу с котлов, так как олени не любят металлических звуков, пугаются их и убегают от тех, кто нарушает это правило.
Девочкам запрещалось смотреть в глаза посторонним, чтобы не перешла на них болезнь. Запрещалось объезжать людей с левой стороны, иначе можно заболеть, так как духи болезни ходят с левой стороны.
Конечно, эти мистические запреты и влияли на мировоззрение детей. Но все-таки большинство из них было направленно на воспитание таких свойств личности, которые позволяли подрастающему поколению стать приемниками традиционного образа жизни, правил поведения, создаваемых этими народами на протяжении многих веков. Народная педагогика создала особые правила поведения.
Уникальный мир культур северных народов тем интересен, что, сколько бы о нем не писали, он всегда будет оставаться для всех, прикасающихся к нему извне, удивительно красочным, похожим на северное сияние.
Культуры народов Севера в чем-то похожи, поскольку создавшие их поколения находили оптимальную стратегию выживания в одинаково суровых для всех арктических условиях. Вместе с тем эти культуры не похожи одна на другую, и каждая занимает особое место среди множества созданных народами мировых цивилизаций.
Вся культура коренных народов Таймыра имеет архаический характер. Родители для детей являлись основными носителями культуры. Вплоть до конца XX века у народов не существовало письменности и все передавалось устным способом. Фольклор повествует о том, что еще в недалеком прошлом родовые отношения были очень сильны среди северных народов. Это совместное кочевание, выборы сородича в руководители, взаимопомощь. В долгие зимние вечера передавались из уст в уста сказки, предания, песни.
Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, к гармонии сосуществования человека с природой. Эта вера позволила далеким предкам в труднейшей борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную духовную и материальную культуру древнего Таймыра.
Великолепный исследователь-северовед начала XX века Лев Яковлевич Штернберг в заповедях этнографа писал: «Кто знает один народ – не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру – не знает ни одной»[21].
Поэтому не нужно замыкать себя в узких рамках своей собственной культуры, сколь бы великой она ни казалась, - и вам откроется уникальный мир других народов и культур.
Чтобы стать по-настоящему полезным для своей родной земли, надо хорошо знать все о своем народе и других народах, живущих на этой земле: обычаи, традиции, быт, фольклор, литературу, искусство, занятия, то есть образ жизни, культуру этих народностей.
Культура любого народа может развиваться обособленно от культур других народов. Все самое ценное, самобытное в культуре каждого народа входит в мировую сокровищницу культуры. Ярким примером взаимообогащения является культура народов России.
Развитие культуры у всех народов происходит на основе общих законов. Но в зависимости от уровня культурного развития и других конкретных исторических условий, развитие культуры у того или иного народа имеет свои специфические особенности.
Чем ниже уровень культурного развития страны, тем труднее идет ее дальнейшее развитие. Особенно это характерно для культуры малочисленных народностей Севера. Усилиями археологов, этнографов, языковедов, антропологов удалось приподнять завесу над этим, во многом загадочным процессом истории северных народностей.
Таймыр называют краем суровым и удивительным. Разнообразна и богата культура народов, его населяющих: долган, ненцев, энцев, нганасан, эвенков, так называемых малочисленных народностей Севера.
Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить и развить культуру даже самого маленького народа, ибо, если утрачена культура, исчезает и народ – носитель этой культуры. Вот почему так важно знать историю своей земли, своего народа, свой язык, обычаи, традиции, мировоззрение, верования.
Одной из основных составляющих национальной культуры является игровая культура, которая занимает одно из важных мест в семейной педагогике коренных малочисленных народов Таймыра. Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и игрушки и для детей, и для взрослых, для женщин и мужчин. Ни один праздник не обходится без них.
В данной главе своей задачей я ставлю: познакомить с культурой коренных малочисленных народов Таймыра через изучение игр, игрушек и обычаев.