Совершенствование работы спортивных школ

Сегодня основополагающая роль в подготовке спортивного резерва для сборных команд России по тем или иным видам спорта принадлежит, как и прежде, спортивным школам, опыт работы которых активно перенимается многими странами. Система подготовки спортивных резервов, созданная более полувека назад, характеризуется своей устойчивостью. Тенденция к сокращению числа спортивных школ, наметившаяся в середине 90-х гг., сменилась в последние годы стабильным ростом их количества.

В настоящее время в России функционируют более 5000 образовательных учреждений спортивной направленности (695ДЮКФП, 2905ДЮСШ, 1274 СДЮШОР, 46 УОР, 99 ШВСМ). В них проходят подготовку около 3,2 млн. спортсменов, из которых 14,5 тыс. человек задействованы в спорте высших достижений. Подготовку спортсменов обеспечивают 102 тыс. тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования, из них более 80% имеют профессиональное образование, 75% – квалификационные категории.

Учреждения спортивной направленности в настоящее время развивают более 110 видов спорта. Самыми популярными среди них являются футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки. На балансе спортивных школ состоит около 10,8 тыс. спортивных сооружений.

Вместе с тем, следует учитывать, что в последнее время многие спортивные школы при отсутствии достаточного количества собственных спортивных сооружений для проведения занятий на фоне вызванного недостаточным финансированием дефицита спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы столкнулись с резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями сторонних организаций. Вследствие этого осложняется реализация учебно-тренировочного процесса, в ряде мест сокращается календарь проводимых спортивных мероприятий.

В настоящее время в целях более эффективного управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов, обеспечения преемственности работы на этапах многолетнего спортивного совершенствования, повышения государственной ответственности за результаты такой работы необходимо совершенствовать модель организации детско-юношеского и молодежного спорта с учетом особенностей и возможностей различных ведомств и организаций для объединения их кадровых и финансовых ресурсов. В частности, актуально создание региональных центров спортивной подготовки (РЦСП), что позволит объединить финансовые средства Федерального центра и субъектов Российской Федерации, Минспорттуризма России, ДСО, ведомств, федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, направляемых на подготовку спортсменов – членов сборных команд России. В этом случае можно обеспечить сокращение расходов, связанных с командированием спортсменов, тренеров и других спортивных специалистов на учебно-тренировочные сборы в другие регионы страны, что поможет увеличить продолжительность централизованной подготовки ведущим спортсменам, позволит практически полностью осуществлять ее в России, а не за рубежом, как это зачастую практикуется в настоящее время.

В целом действующая в Российской Федерации организационная структура подготовки спортивного резерва вполне конкурентоспособна и создает необходимые условия для многолетней подготовки спортсменов – от новичков до мастеров спорта международного класса, позволяя решать при этом оздоровительные и воспитательные задачи с достаточно представительным контингентом детей, подростков и молодежи.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под термином «спортивные резервы»?

2. Какая группа спортсменов составляет действующий резерв?

3. Какой контингент спортсменов входит в категорию ближайшего резерва?

4. Кто составляет потенциальный спортивный резерв?

5. На каких методических основах строится подготовка спортивного резерва?

6. Какие организации осуществляют непосредственную подготовку спортивного резерва?

7. Что представляет собой ДЮКФП? С каким контингентом и как они осуществляют работу?

8. Что такое ДЮСШ? При каких организациях и каким образом они осуществляют свою работу? Какие группы в них могут быть открыты?

9. Что представляет собой СДЮШОР? Что является основным показателем их деятельности? Какие группы могут быть в них открыты?

10. Что представляют собой в настоящее время КОР?

11. Каким образом и где открываются спортивные классы? Каков основной характер их работы?

12. Что представляет собой ШВСМ? С каким контингентом осуществляется в них работа? Какие группы могут быть открыты в ШВСМ?

13. Что представляет собой МЦОП? С каким контингентом осуществляется в них работа?

14. Каковы условия зачисления и перевода спортсменов на разные этапы подготовки в спортивных школах?

15. Что представляет собой годовой план спортивной школы? Какие разделы в него включаются? Как реализуется этот план?

16. Какие формы учебно-тренировочной работы имеют место в спортивных школах? Как она проводится?

17. Кто разрабатывает и утверждает программы подготовки спортсменов и расписание занятий?

18. Кто осуществляет медицинский контроль за подготовкой учащихся спортивных школ?

Глава 23

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ
СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Наши рекомендации