Национальные и международные спортивные объединения
Развитие спортивного движения в мире шло и продолжает идти, прежде всего, по двум направлениям: по пути создания национальных спортивных организаций (НСО) и образования международных спортивных объединений (МСО). В настоящее время в мире насчитывается свыше 200 международных спортивных объединений, в которые входят тысячи национальных организаций и сотни миллионов любителей спорта всех континентов. С одной стороны, существование МСО не имело бы смысла без НСО, а с другой стороны, деятельность последних носила бы (как это и было в то время, когда МСО еще не существовали) локальный характер и не использовала бы всех возможностей спорта как фактора, способствующего установлению тесных контактов между различными странами.
Статус национальных спортивных организаций предполагает, что они призваны решать основные проблемы развития спорта своей страны и вместе с тем должны быть признаны соответствующей международной спортивной организацией и согласны осуществлять работу в соответствии с ее правилами. Они также отвечают за подготовку команд, которые принимают участие в международных соревнованиях. Например, в обязанности национальных олимпийских комитетов (НОК) входит, совместно с национальными спортивными федерациями (НСФ), оказание содействия развитию в своей стране спорта высших достижений, а также массового спорта, оказания помощи национальным командам в подготовке и участии в крупных международных соревнованиях и, прежде всего, в Олимпийских играх, борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте, в также использования допинга. В обязанности НОК также входит пропаганда на национальном уровне в рамках спортивной деятельности основополагающих принципов олимпизма и содействие его распространению, соблюдению Олимпийской хартии в своей стране.
Закономерно, что национальные спортивные организации как составная часть общественной жизни соответствующих государств выступают выразителями господствующих в их странах политических и идеологических взглядов. В этой связи становится очевидным, что для существования и развития МСД на современном этапе необходимо наличие общеприемлемых принципов существования и развития, затрагивающих интересы всех НСО. Такими объединяющими принципами являются интересы развития спорта, борьба с политической и расовой дискриминацией, признание суверенитета и равноправия НСО, невмешательство в их деятельность, демократические основы организации и деятельности МСО, участие в борьбе за достижение всеобщего мира и взаимопонимания.
НСО осуществляют свою деятельность в территориальных границах своих государств и должны учитывать национальные традиции, однако при этом они должны сохранять свою автономию и противостоять политическому, религиозному и экономическому давлению, которые могли бы препятствовать проведению их основной деятельности.
Следует учитывать, что в организации национального спортивного движения различных стран есть существенные различия. В отдельных странах организация спортивного движения опирается на государственные основы, в других управление осуществляется общественными организациями, которые стремятся осуществлять свою деятельность независимо от государственных органов.
Во многих странах мира сфера физической культуры и спорта зависит от государственного регулирования. По данным, приведенным Х. Дигелем (2005), наибольшая государственная поддержка осуществляется в Китае, где Комитет по спорту имеет ранг министерства, а его председатель является также президентом национального Олимпийского комитета. Заместитель премьер-министра Китая является одной из наиболее представительных фигур в спортивном движении.
Партнерство между государством и общественным спортивным движением приводит к формированию общего курса национальной спортивной политики в таких странах, как Россия, Австрия, Австралия, Турция, Франция, Куба, а также в странах, ранее входивших в состав СССР (Белоруссия, Украина, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Литва, Молдавия) или государств, ранее входивших в состав социалистических стран (Болгария, Венгрия, Румыния и др.). В этих и некоторых других странах осуществляют активную работу министерства спорта или государственные органы, которым правительством поручена ответственность за развитие спорта, а также активно работают общественные спортивные организации.
В Германии, Великобритании, Греции, Финляндии, Швейцарии и ряде других стран влияние государства не столь значительно. Однако руководство спортом в них также опосредовано осуществляет государство. В Германии и Швейцарии спорт курирует министерства внутренних дел, в Греции, Норвегии и Эстонии – министерство культуры, в Финляндии – министерство образования.
В США и Италии первостепенную роль в развитии спорта играют общественные организации, государство занимает промежуточную позицию. В этих странах спорт высших достижений контролируют Национальные олимпийские комитеты (соответственно USОС и CONI) и национальные федерации по видам спорта.
Например, в аппарате CONI (Национальный олимпийский комитет Италии) работают более 1200 сотрудников, контролирующих подготовку спортсменов в олимпийских видах программы и старающихся не допустить в этих вопросах излишнего влияния правительства. Государственные органы в Италии осуществляют организацию спортивным движением только на уровне школьного и университетского спорта, однако правительство оказывает определенное влияние и на спорт высших достижений через спортивные организации армии.
Американская модель спортивного движения всегда носила децентрализованный характер. Многие спортивные организации – Олимпийский комитет США, Национальная ассоциация студенческого спорта, Любительский спортивный союз, национальные федерации по видам спорта и другие – являются независимыми от государства самостоятельными общественными организациями (R. Knorr, 1991).
Есть примеры частичного невмешательства государства в автономию спорта. Например, правительства отдельных государств Европы, соблюдая политику невмешательства, выдвигают свои инициативы в целях оказания поддержки деятельности спортивных клубов и федераций. Это может выражаться в финансовой помощи и создании инфраструктур, обучении кадров, строительстве спортивных сооружений, проведении научных исследований, и т.д.
Различные системы организации национального спортивного движения, включающие в себя разные структуры государственного и негосударственного (общественного) спортивного регулирования, которые дополняют друг друга с разной степенью значимости, предполагают существенные различия форм регулирования спортом.
Всемирные спортивные объединения. В настоящее время в мире проводится большое количество различных чемпионатов и первенств по отдельным видам спорта, а также комплексных международных спортивные соревнования, объединяющие спортсменов всех континентов. Для организации и проведения подобных соревнований НСО объединяются во всемирные организации. Например, организациями подобного уровня являются Международный олимпийский комитет (МОК), а также международные спортивные федерации (МСФ) и их объединения.
В задачи международных спортивных организаций входит содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, их признание, установление и укрепление связей с ними, практическая помощь в работе, контроль за выполнением этими организациями принятых уставов; изучение и распространение международного опыта в своей области деятельности; создание материально-финансовых условий для развития физической культуры и спорта; совершенствование и единое толкование официальных международных положений, касающихся определенного вида спорта; планирование и организация международных соревнований, конгрессов, симпозиумов и т.д.; регистрация и утверждение рекордов мира и континентов.
Самыми крупными комплексными спортивными соревнованиями, проводимыми для спортсменов всего мира, являются Игры Олимпиад и Олимпийские зимние игры, организуемые и проводимые Международным олимпийским комитетом (МОК). В настоящее время членами МОК являются 205 национальных олимпийских комитетов (НОК).
Комплексные соревнования, организуемые для спортсменов, выступающих в видах, которые не вошли в олимпийскую программу, – Всемирные игры – проводятся Международной ассоциацией Мировых игр (IWGA). В настоящее время членами IWGA является 31 МСФ. Всемирные игры по неолимпийским видам спорта проводятся с 1981 г. через каждые четыре года, на следующий год после очередных Игр Олимпиад. Программа Мировых игр постоянно изменяется, поскольку отдельные виды спорта добиваются права включения их в олимпийскую программу.
Огромное значение, как для развития массового физкультурного движения, так и спорта высших достижений играет международный совет по физической культуре и спорту СИЕПС, входящий в структуру ЮНЕСКО.
Наряду с этим, существуют организации, которые объединились на всемирном уровне для организации спортивного движения по отдельным видам спорта (МСФ по разным видам спорта), по профессиональной, возрастной, религиозной, медико-реабилитационной принадлежности. В их функциональные обязанности входит организация и проведение Игр учащейся молодежи, Игр для ветеранов, для инвалидов и т.д.
В системе международного спортивного движения олимпийское движение является признаваемой всеми самой мощной и популярной формой мирового спортивного движения с хорошо отлаженной управленческой основой. Его огромная роль и утвердившаяся жизненная необходимость существования доказаны более чем 100-летней практикой успешной деятельности.
Руководящий орган этого движения – Международный олимпийский комитет (МОК) – неправительственная, некоммерческая общественная организация, в обязанности которой входит регулярное проведение Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире, а также пропаганда олимпийских идеалов.
Национальные олимпийские комитеты как руководящий орган олимпийского движения в своих странах, наряду с МОК и МСФ, являются одной из важнейших структур в международной системе олимпийского спорта. Однако без признания Международным олимпийским комитетом НОК страны или международными спортивными федерациями (МСФ) соответствующих НСФ спортсмены той или иной страны или конкретного вида спорта не могут принимать участия в олимпийских стартах.
С целью координации деятельности по развитию спорта МСФ, НОК и НСФ объединены в различные ассоциации, сформированные на всемирном, континентальном или национальном уровнях. Такими объединениями всемирного уровня являются Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ) и Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), образованные после проведения в течение ряда лет серии мероприятий по налаживанию сотрудничества и усилении роли МСФ и НОК в развитии олимпийского спорта.
Дело в том, что вплоть до создания этих организаций контакты МОК, МСФ и НОК носили в основном односторонний характер – от МОК к НОК и МСФ. Взаимодействие ограничивалось инструктивными письмами и эпизодическими совещаниями руководителей МОК, МСФ и НОК, которые имели, как правило, информационный характер. Деятели МСФ и НОК неоднократно обращали внимание на ненормальность положения, при котором МОК принижает роль МСФ и НОК, игнорирует их мнения по различным вопросам развития олимпийского спорта.
После образования ГАИСФ и АНОК связи между МОК, МСФ и НОК активизировались. Международные спортивные федерации и национальные олимпийские комитеты стали значительно более активно влиять на развитие олимпийского движения. Основными направлениями работы этих организаций являются: обеспечение тесного сотрудничества в международном спортивном движении, распространение передового опыта работы и информации, разработка проектов и предложений, направленных на совершенствование олимпийского и международного спортивного движения, а также усиление роли НОК и НСФ в спортивном движении своих стран, оказание им в различной форме широкой технической помощи в области организации национального спортивного движения, подготовки кадров, строительстве спортивных сооружений и т.д.