Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения
Безусловно, в последние годы вместе с положительными изменениями в экономике наблюдаются и некоторые обнадеживающие моменты в массовом физкультурно-спортивном движении. Разработана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Появились новые формы физкультурно-оздоровительной работы с рыночными механизмами развития. Начался прирост числа спортивных сооружений, в том числе развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры районного и дворового плана; увеличивается финансирование; принимаются федеральные и территориальные законы и программы физического оздоровления населения.
В новых социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан меняют равнодушие на активный интерес к здоровому образу жизни. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Такая заинтересованность, к сожалению, еще не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения. В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они слабо совместимы между собой.
Тем важнее государственное вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений также является важной функцией государства. В настоящее время необходимо восстановить и стимулировать развитие лучших традиций отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. Отсутствие экономических предпосылок не может быть поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, а затем на его основе в «пожарном порядке» решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни.
Речь идет о коренном изменении социального статуса физической культуры и массового спорта как одной из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ жизни людей и престиж Российского государства. Государство должно относиться к развитию физической культуры и массового спорта как к общегражданской деятельности, обеспечивающей и безопасность страны, и жизнеспособность ее населения. Как защитник общественных интересов, государство должно сформировать общенациональную модель массового физкультурно-спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу – стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни. Нужно законодательно закрепить эффективные экономические меры, утверждающие в обществе культ здорового тела, здорового духа, здоровых традиций и здоровой жизни.
На общероссийском уровне социальный эффект от такой политики может быть достигнут только при условии вовлечения в занятия физической культурой и спортом не менее 30% российских граждан.
Однако на протяжении последних десятилетий вместо коренной модернизации системы массового физкультурно-спортивного движения в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь «косметические» преобразования. Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья людей необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан России в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха. И такая долгосрочная программа «Стратегии развития физической культуры и спорта в России на период до 2020 года» уже разработана по поручению Президента Российской Федерации.
В новой Стратегии развития возрастает ответственность как государственных, так и общественных физкультурно-спортивных организаций за развитие видов спорта, привлечения максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом. Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Поскольку общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также привлекать к работе большое количество волонтеров.
Проблему формирования и развития массового физкультурно-спортивного движения надо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном и местном уровнях, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны. В этом случае совершенствование системы управления представляет собой распределение по вертикали форм и видов управленческих функций и полномочий, в зависимости от их масштаба и направленности (федеральный центр – субъекты Российской Федерации – местный уровень).
На федеральном уровне основными задачами являются:
– выработка стратегии государственной политики развития физической культуры и массового спорта в новых социально-экономических условиях, обеспечение реализации основных положений предложенной в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»;
– создание правовой базы поддержки физкультурно-спортивного движения;
– создание научно-обоснованной системы оздоровления населения средствами физического воспитания и массового спорта;
– разработка и реализация федеральных целевых программ по вопросам развития массового спорта с учетом основных видов деятельности;
– подготовка и переподготовка кадров.
Органы государственного управления, предпринимательские структуры, хозяйственные руководители, трудовые коллективы должны пересмотреть отношение к физической культуре и массовому спорту как к затратной отрасли и осознать ее высокую экономическую эффективность.
Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретают более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств, а также возрастающая ответственность общественных физкультурных организаций за развитие массового физкультурно-спортивного движения, формирование здорового образа жизни населения.
В определенной степени должна быть скорректирована финансовая политика центра, а также субъектов Федерации. Сегодня невозможно определить общую картину финансовых потоков и финансовых источников, направляемых на физкультурно-спортивные и оздоровительные программы, так как их основная доля носит отраслевой, корпоративный и частный характер. Но ясно одно – финансирование массовых спортивных мероприятий из федерального бюджета, несмотря на наметившийся рост, остается недостаточным.
В перспективе надо добиться такого положения, чтобы средства, выделяемые из федерального и региональных бюджетов, позволяли решать проблемы развития, как массового спорта, так и спорта высших достижений.
С учетом мировой практики, следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования. В ближайшее время законодательно надо решить вопрос об отчислении на развитие физической культуры и массового спорта доходов от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав на телерадиотрансляции, и т.д., как это делается в других государствах.