Основные направления развития спортивного движения

Спорт в мире в настоящее время развивается по двум основным направлениям (рис. 2.3):

1) массовый общедоступный спорт;

2) спорт высших достижений.

Массовый общедоступный спорт – это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных соревнованиях. Он имеет следующие разновидности: детско-юношеский или школьный, студенческий, профессионально-прикладной, кондиционный, оздоровительно-рекреативный и адаптивный.

Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «спорт для всех». В зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально-прикладные, связанные с поддержанием занимающимися своего оптимального физического
состояния (кондиции).

Школьный спорт и студенческий спорт ориентированы на приобретение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности, реализуемых через достижение спортивных результатов массового уровня. Практика использования спорта в системе образования подчинена, прежде всего, общепедагогическим принципам и строится в соответствии с единой логикой и условиями организации многосоставного учебно-воспитательного процесса (Л.П. Матвеев, 1999).

 
  Основные направления развития спортивного движения - student2.ru

Основные направления развития спортивного движения - student2.ru Основные направления развития спортивного движения - student2.ru

               
 
Школьный спорт (детско-юношеский)
 
   
Студенческий спорт
      Основные направления развития спортивного движения - student2.ru
 
 
   
Профессионально-прикладной спорт

Основные направления развития спортивного движения - student2.ru

                   
    Основные направления развития спортивного движения - student2.ru Основные направления развития спортивного движения - student2.ru   Основные направления развития спортивного движения - student2.ru Основные направления развития спортивного движения - student2.ru
 
Кондиционный спорт
 
   
Оздоровительно-рекреативный спорт
 
   
Адаптивный спорт
 
 

Рис. 2.3 Основные направления развития современного спортивного движения

Профессионально-прикладной спорт используется как средство подготовки к определенной (в основном – экстремальной) профессиональной деятельности. Он, как правило, ориентирован на формирование специфических двигательных навыков и развитие приоритетно значимых для профессиональной деятельности физических качеств (авиационный и автомобильный спорт, морское, военное, милицейское многоборья, пожарно-прикладной спорт, различные виды боевых единоборств, и т.д.).

Кондиционный спорт используется для поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей и долговременного сохранения их специфической дееспособности. Эти задачи реализуются, в том числе, через подготовку к участию и участие в массовых и официальных соревнованиях для ветеранов.

Оздоровительно-рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.

Адаптивный спорт (спорт для инвалидов) служит средством, способствующим содействию физической реабилитации, социальной адаптации и эмоциональной зарядки лиц с ограниченными возможностями.

Спорт высших достижений – это деятельность, направленная на удовлетворение интереса занимающихся к определенному виду спорта, при этом основной ее целью является достижение высоких спортивных результатов, которые в итоге получают должное общественное признание. Достигнутые результаты в спорте высших достижений способствуют повышению, как собственного престижа спортсмена, так и престижа команды, а на высшем уровне – еще и престижа страны.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря незаурядной спортивной одаренности спортсмена, при условии целенаправленной, многолетний тренировочной работы с предельными физическими и психическими нагрузками, использованию сбалансированной системы тренировочных и соревновательных нагрузок, с постоянным увеличением соревновательной практики как наиболее эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов, применению нетрадиционных средств подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма, совершенной системы управления тренировочным процессом.

В тоже время, совершенно очевидно, что спорт высших достижений как бы «вырастает» из массового общедоступного спорта, связан с ним определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая для него целевые ориентиры.

Современный спорт высших достижений – удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями людей, однако он также неоднороден. В настоящее время в нем
наметились два направления:

– любительский (профессионализированный) спорт высших достижений (Л.П. Матвеев, 1999), или олимпийский спорт (В.Н. Платонов, 1997);

– профессиональный коммерческий спорт.

Любительский профессионализированный спорт развивается полностью в соответствии с основными законами развития спорта. Он остается той специфической сферой деятельности, в которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств человека через неуклонное продвижение к новым спортивным достижениям (с этих позиций Л.П. Матвеева относит его к «супердостиженческому» спорту). В.Н. Платонов (1997) относит такой спорт к категории «олимпийский спорт».

По мнению Л.П. Матвеева (1999), В.Н. Платонова (2004) и ряда других специалистов, любительский олимпийский спорт все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность при известных условиях занимает основное место в их образе жизни, становится главной сферой приложения их деятельных сил и, вместе с тем, становится основным источником их материального благополучия.

Профессиональный спорт (по определению Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

В.Н. Платонов считает, что профессиональный спорт – это, прежде всего, сфера развлекательного бизнеса, в которой спортсмены являются рабочей силой. Спортивное мастерство, выдающиеся результаты в этом случае являются эффективным средством извлечения прибыли.

Основное отличие профессионального коммерческого спорта от так называемого «любительского» заключается в том, что он развивается уже не только по законам спорта, но и по законам бизнеса. На систему подготовки спортсменов-профессионалов определяющее влияние оказывают целевые установки, сводящиеся к успешному выступлению в длинной серии стартов, следующих один за другим. Это связано с действием основополагающего принципа получения прибыли для организаторов и материального вознаграждения для спортсменов, тесно связанного с текущим рейтингом спортсмена, а значит – с необходимостью постоянно стремиться к повышению этого рейтинга, выполняя условия организаторов коммерческих соревнований.

Несомненно, многие профессиональные спортсмены, как и спортсмены-любители, ориентированы на так называемое «достиженческое» направление в спорте, однако в профессиональном спорте существует и так называемое «зрелищное» направление (яркий пример – некоторые театрализованные, «постановочные» виды единоборств).

2.4 . Статус спортсмена, его права и обязанности

Нынешнее состояние и дальнейшее развитие спорта – это итог длительной, кропотливой работы международных спортивных организаций, государственных и общественных деятелей, специалистов в области образования и спортивной науки, тренеров, врачей, представителей средств массовой информации и других специалистов. Однако центральное место в спортивной деятельности занимают спортсмены, т.е. те люди, чье мастерство и достижения, поведение и образ жизни служат основой развития и проявления современного спорта.

Спортсмен – человек, регулярно занимающийся совершенствованием своих возможностей в выбранном виде (видах) спорта или спортивной дисциплине и выступающий на спортивных соревнованиях.

Спортивная деятельность всегда максимизирована, т.е. связана с необходимостью и желанием спортсмена продемонстрировать возможно более высокие результаты в спортивных соревнованиях. Добиться высоких результатов в этой деятельности могут только одаренные люди. Однако даже очень хорошие задатки к тому или иному виду спорта, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой для подготовки к высшим достижениям. Найти людей, предрасположенных к такой деятельности, и воодушевить их развивать свои таланты в полной мере – это зачастую большая проблема.

Необходимые способности могут быть доведены до максимально высокого уровня только в процессе длительного обучения и воспитания спортсмена в условиях рационально построенного процесса спортивной подготовки. В этих условиях особое значение приобретает органическая взаимосвязь использования нагрузок, близких к предельным, с эффективными средствами восстановления и другими условиями, повышающими эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Характеристики успешного спортсмена: особый талант, сильная мотивация и желание очень усердно работать. В целом считается, что спортсмены обязаны быть образцом поведения, вести себя этично, бороться за достижение мастерства, придерживаться программ тренировок, не использовать запрещенные стимулирующие препараты и методы подготовки.

Поскольку современный спорт развивается по двум разным направлениям (массовый спорт, спорт высших достижений), в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается еще два определения, раскрывающих статус спортсмена, попавшего в спорт высших достижений: спортсмен высокого класса, профессиональный спортсмен.

Спортсмен высокого класса – спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов.

Профессиональный спортсмен – спортсмен, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, позволяющий ему за участие в соревнованиях и подготовку к ним в качестве своей основной деятельности получать вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.

Спортсменов, попавших в сферу спорта высших достижений, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе следует отнести спортсменов (профессионалов и любителей), которые, прежде всего, стремятся к достижению рекордных результатов и успешным выступлениям на главных, наиболее престижных «любительских» стартах, максимально повышающих рейтинг в случае удачного исхода соревновательной борьбы (Играх Олимпиад, Олимпийских зимних играх, чемпионатах мира, континентальных чемпионатах и т.д.).

Вторую группу составляют спортсмены-профессионалы, имеющие высокие результаты и высокий рейтинг, но не настраивающиеся на приоритетное выступление в официальных любительских соревнованиях,
поскольку главная их цель связана с успешным выступлением в различных профессиональных турнирах, коммерческих стартах и стартах по приглашению, обеспечивающих им максимальную финансовую прибыль.

К третьей группе относятся спортсмены-ветераны (представители спортивных игр, отдельных видов единоборств, фигурного катания и ряда других видов спорта), которые, поддерживая средний для себя уровень физической подготовленности и обладая очень высоким техническим мастерством, достаточно долго продолжают выступать в профессиональных турнирах и коммерческих стартах ради привлечения зрителей и сохранения тем самым собственных высоких заработков.

Основными правами спортсменов являются: право на справедливость и честность, беспристрастное судейство, право на хороших тренеров и качественные условия подготовки, их здоровье и безопасность должны оберегаться. Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» определяет правовые основы деятельности спортсменов. В нем установлено, что спортсмены имеютправа:

– выбора видов спорта;

– участия в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях;

– получения спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации;

– заключения трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством;

– содействия общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях.

При этом спортсмены обязаны:

– соблюдать правила соревнований, регламентирующие проведение соревнований по соответствующему виду спорта;

– соблюдать положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, в которых они принимают участие, и требования организаторов таких мероприятий и соревнований;

– соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, учебно-тренировочных мероприятиях и при нахождении на спортивных объектах;

– соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья;

– не использовать допинговые средства и (или) методы, в установленном порядке соблюдать прохождение обязательного допингового контроля;

– соблюдать этические нормы в области спорта;

– исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За невыполнение правил, норм и регламентов спортсмен может быть подвержен спортивной дисквалификации. Спортивная дисквалификация – отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта или положений (регламентов) спортивных соревнований, или антидопинговых правил, или норм, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями.

Присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований осуществляется в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией. Положением о Единой всероссийской спортивной классификации определяется содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливается порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта.

Спортсменов поддерживают различные структуры, входящие в физкультурно-спортивное движение, в частности - спортивные клубы, национальные и международные спортивные федерации, национальные Олимпийские комитеты и другие организации. Являясь действующей частью общества, спортсмены могут внести значительный вклад в спортивное движение, усиливая значение роли спорта и здорового образа жизни в обществе и становясь образцом для подражания будущим поколениям. Необходимо поощрять спортсменов в их превращении в неотъемлемую часть системы организации и развития спорта в двадцать первом веке.

Защита физического и психологического здоровья спортсменов должна быть основным приоритетом всего спортивного движения. Особое внимание должно уделяться специальным нуждам спортсменов-инвалидов. Для выполнения этих задач спортивные организации должны внедрять образовательные программы, предоставляющие информацию о методах тренировок, специальных гендерных методиках защиты здоровья и профилактике травматизма. Должны создаваться действующие национальные информационные программы, внедряемые через национальные и международные спортивные органы, НОКи, школы и другие образовательные учреждения.

Все правомочные составляющие части спортивного движения должны признавать важность совмещения образования и спорта. Приоритет должен отдаваться развитию программ, нацеленных на создание долгосрочных жизненных навыков у спортсменов, побуждать их к участию в программах профессионального роста в течение всего времени, пока они являются действующими спортсменами, а также после завершения спортивной карьеры в спорте высших достижений. Это даст спортсменам возможность одновременного получения образования и занятий спортом.

Одной из важных проблем управления современным спортом является проблема социальной защищенности спортсменов. Спортивные специалисты, тренеры, ученые, менеджеры, журналисты пользуются сравнительно большей социальной защитой, чем спортсмены, так как карьера в спорте имеет жесткие временные рамки. Учитывая важность проблемы, специалисты предлагают ряд рекомендаций для ее реализации:

– спортсмены нуждаются в особой социальной защищенности, обеспечение, которой является прямой обязанностью различных спортивных организаций и менеджеров;

– руководящие спортивные организации должны признать профессионализацию спортсмена и перестать видеть нечто аморальное в получении им денег за выступления в соревнованиях (при этом доходы спортсмена должны облагаться налогами);

– профессиональные спортивные организации не должны монополизировать права на свой основной товар – спорт высших достижений, чтобы он не потерял полностью своей независимости;

– спортивным менеджерам необходимо иметь в виду, что коммерциализация спорта имеет свои границы, а спортивные достижения – свои пределы;

– спортсменам необходимо объединиться и коллективно отстаивать свои интересы, учредив профессиональный союз спортсменов.

В ряде стран, таких как Германия, Австрия, Голландия, Бельгия, Великобритания, США и других, созданы фонды помощи спортсменам, не входящим в структуру профессионального спорта. Например, программа оказания поддержки спортсменам Олимпийского комитета США включает 3 раздела:

– прямые выплаты спортсменам наличными;

– расширение Программы трудоустройства спортсменов, предусматривающей предоставление им таких рабочих мест, которые позволяли бы сочетать работу с тренировками и участием в соревнованиях;

– присуждение стипендий, имеющих целью помочь спортсменам получить образование.

Уставом фонда помощи немецкому спорту предусмотрены следующие формы денежной помощи спортсменам:

– дополнительные средства на питание;

– возмещение транспортных расходов, связанных с участием в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях;

– внесение платы за пользование Интернетом и различными видами обслуживания (массаж, медицинские процедуры и т.д.);

– возмещение потерь в заработной плате или выплаты стипендий спортсменам-студентам;

– страхование жизни от несчастных случаев в спорте и во всех других областях жизни.

В связи с ростом безработицы в Германии, жизненно важным для спортсменов стала проблема сохранение рабочего места в период активных выступлений и обеспечения им мест в учебном заведении по окончании спортивной карьеры. Поэтому Фонд помощи немецкому споту, наряду с прямой денежной помощью, ищет пути решения этой проблемы, стараясь разработать систему взаимоотношений между спортивными организациями и работодателями, при которой последние были бы заинтересованы в найме действующих и завершивших свою карьеру спортсменов. Однако до настоящего времени эти усилия не увенчались успехом. Несколько лучше обстоят дела с приемом спортсменов в учебные заведения. Ряд учебных заведений подписали с Фондом соглашения о предоставлении спортсменам, в том числе и тем, кто закончил активные выступления, от 10 до 30 мест в каждый семестр.

В последние годы в национальных и международных спортивных организациях обсуждается вопрос о разработке и признании на международном уровне статуса спортсмена высокого класса, в котором были бы определены его права и обязанности в отношениях с федерациями, спортивными организациями, тренерами, врачами, массажистами и другими специалистами, работающими со спортсменами. Это могло бы в значительной мере упорядочить отношения спортсмена с другими участниками, занятыми в отрасли, позволило бы четче определить его место в спортивном движении.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой физическая культура как системное образование? Что целесообразно положить в основу ее структуризации?

2. Что представляет собой физическое воспитание?

3. Дайте определение понятию «физкультурное образование».

4. Дайте определение понятию «физическое развитие».

5. Дайте определение понятию «физическая подготовка».

6. Какие виды физкультурно-спортивной деятельности включает в себя спортивная подготовка?

7. Что такое физическая рекреация?

8. Дайте определение понятию «двигательная реабилитация».

9. Какой процесс характеризует профессионально-прикладная подготовка?

10. Дайте определение понятию «адаптивная физическая культура».

11. Что представляет собой спорт в системе физической культуры?

12. Чем обусловлены содержание и формы физического воспитания в многолетнем плане?

13. Охарактеризуйте понятия «вид спорта», «спортивная дисциплина», «соревновательная дисциплина».

14. Как классифицируются виды спорта?

15. По каким основным направлениям развивается современный спорт?

16. На достижение каких целей приоритетно ориентированы школьный спорт и студенческий спорт?

17. Что в первую очередь характерно для профессионально-прикладного спорта?

18. Какие целевые установки лежат в основе рекреативного спорта?

19. Какое место в массовом спорте занимает кондиционный спорт?

20. На что ориентирован инвалидный спорт?

21. Что характерно для современного спорта высших достижений?

22. Каковы основные отличия любительского и профессионального спорта? В чем точки их соприкосновения?

23. Дайте определения понятиям: «спортсмен», «спортсмен высокого класса», «профессиональный спортсмен».

24. Какие права имеют спортсмены в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте Российской Федерации»?

25. Какие обязанности необходимо выполнять спортсмену?

26. Что такое «спортивная дисквалификация»?

27. В чем заключается проблема социальной защиты спортсменов, и как она решается в разных странах?

Глава 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

3.1 . Определение системы спортивной подготовки

Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики весьма сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь отдельному спортсмену или группе спортсменов для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений.

Подготовка высококвалифицированного атлета – это, как правило, длительный процесс, охватывающий период от 8 до 20 лет и более. По мнению Л.П. Матвеева (1999), системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена представляет собой долговременный педагогически регулируемыйпроцесс, в условиях которого происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом определенных, необходимых в спорте знаний, обеспечивается формирование и совершенствование необходимых умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств, необходимых для прогрессирования в спорте.

Вместе с тем, по мнению В.Н. Платонова (2004), даже выбранная наиболее рациональная система упражнений для совершенствования спортсмена не приведет к успеху, если не будет учтено огромное количество внешних факторов, относящихся к образу жизни спортсмена, выявлению его предрасположенности к избранному виду спорта, организационному и материально-техническому оснащению процесса подготовки, обеспечению системы медицинского обслуживания и профилактике травматизма, а также социальных условий, рационального питания, материального и семейного благополучия, и т.д.

В состав систематизированного процесса спортивной подготовки входит целый ряд компонентов, обусловливающих общую эффективность ее функционирования. Основные, наиболее важные компоненты (подсистемы) системы спортивной подготовки: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Последние дополняют тренировку и соревнования через сопутствующие воздействия, режимы и условия, в которых проводятся тренировка и соревнования, а также режим восстановления, помогая оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом. От наличия или отсутствия, от полноты и корректности использования того или иного компонента в процессе многолетней подготовки конкретного спортсмена во многом зависит конечный успех.

Более того, каждый компонент имеет свое назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению ее основных задач и усиливая действие других компонентов. При этом следует отметить, что степень их влияния на общую систему подготовки на разных этапах существенно меняется.

В специальной научно-методической литературе различные авторы несколько по-разному дают определение этому достаточно сложному процессу. Обобщение и осмысление их позволяют определить систему спортивной подготовки как длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.

Наши рекомендации