Формирование группы и ее характеристики
Процессы, определяющие особенности развития группы:
· Адаптация
· Интеграция – формирование чувства принадлежности индивудуума к группе
· Поведенческая – стремление
Превращение коллектива в саморегулируемый социальный коллектив.
Стадии развития группы не изолированы друг от друга, процессы могут проходить одновременно.
Структура группы зависит от:
· Размера группы
· Состава
· Типа
· Взаимоотношений и норм в группе
· Статуса и роли каждого члена
Групповые нормы – принято понимать общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.
Основные нормы можно свести к нескольким группам:
· Определяют нормы деятельности: производительность, качество, сроки выполнения и т.д.
· Нормы, связанные с распределением ресурсов, они регламентируют порядок выделения денег на З/П., поощрения, предоставление льгот и привилегий
· Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений, допустимые предельные санкции к отдельным членам группы
· Образ. организационные нормы
Значение норм:
· Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы, сокращают количество межличностных проблем и конфликтов
· Позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других
· Влияют на сплоченность группы
Формальные и неформальные группы. Влияние формальных и неформальных групп на эффективность деятельности организации
Типы групп: формальные, неформальные
В основе типологии групп – принцип создания групп.
Формальные группы, группы создаваемые директивно по воле организации для выполнения ее целей.
Различают 2-а типа формальных групп:
· Административные
· Оперативные
Неформальные группы – группы, создаваемые работниками для удовлетворения различных потребностей.
· По интересам
· На основе дружбы
Общее у формальных и неформальных групп:
· Проходят одинаковые стадии развития
· Одинаково организованы
· Групповой динамике свойственны одинаковые характеристики: сплоченность, конфликты.
База для сравнения | Неформальная группа | Формальная группа |
Общие взаимоотношения | Неофициальные | Официальные |
Основные концепции | Власть, влияние | Права и обязанности |
Основное внимание | К человеку | К должности |
Источник власти | Исходит от группы | Делегирует руководство |
Руководство и поведение | Нормы | Правила |
Источники управления | Санкция | Вознаграждение, штраф |
Рекомендации менеджерам по работе с неформальными группами:
· Необходимость признавать наличие неформальной группы
· Необходимо выслушивать мнение ее членов и лидера
· Перед принятием, каких либо действий просчитывать их последствия для не формальной группы
· Привлекать членов неформальных группы к принятию управленческих решений
· Выдавать всем сотрудникам точную информацию, препятствующую распространению слухов
Причина образования группы | Типы групп | Стадии развития группы | Основные характеристики групп | Потенциальный конечный результат |
Удовлетворение потребностей в: - общении - самоуважении - безопасности - усилении власти - получении определенного статуса - достижении социальных, экономических и других целей | Формальные: -административные -оперативные Неформальные: -по интересам -по дружбе | 1-адаптация 2-идентификация 3-интеграция 4-распад | -структура -размер -состав -статус -роли -нормы -сплоченность -коммуникация -взаимопонимание -лидерство -конфликт | -индивидуальная результативность -групповая результативность -организационная результативность |
Конфликты в организации. Виды, причины, пути разрешения конфликтов
Мероприятия по сплочению группы
· Помогите группе испытать успех
· Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру
· Развивайте чувство принадлежности к группе для ощущения некой избранности
· Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность группе отвечала мотивации к принадлежности, уважению и самоуважению
· Поддерживайте веру группы в реальность поставленных задач
Конфликты