Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

· технологии сохранения и стимулирования здоровья;

· технологии обучения ЗОЖ;

· коррекционные технологии.

В группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Особое внимание обучению дошкольников уделяется основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Особенности методики проведения
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели
Динамические паузы (физкультминутки) Во время занятий 2-5 мин, по мере утомляемости детей во всех возрастных группах Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз. Дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Все педагоги детского сада
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степенью. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения, В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Воспитатели, инструктор по физической культуре.
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов). Звуки природы Воспитатели, инструктор по физической культуре, психолог.
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особеннос речевыми проблемами. Проводится в любой удобной отрезок времени ( в любое удобное время). Воспитатели, логопед, инструктор по физической культуре.
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Все педагоги
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведение процедуры. Все педагоги
Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5 – 10 минут во всех возрастных группах. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам. Легкий бег из спальни, в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Воспитатели, инструктор по физической культуре.
Гимнастика корригирующая, ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы во всех возрастных группах Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорнодвигательного аппарата Воспитатели, инструктор по физической культуре.
Оздоровительный бег Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. Воспитатели, инструктор по физической культуре.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
· Утренняя гимнастика · проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.   Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Воспитатели, инструктор по физической культуре.
Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивно-музыкальном зале. Все возрастные группы. Ранний возраст – в групповой комнате или физ. Зале – 10 минут. Младший возраст – 15-20 минут. Средний возраст 20 -25 минут, старший возраст – 25 -30 минут. Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Воспитатели, инструктор по физической культуре.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья») При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Для всех возрастных групп. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. Все воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФК
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшеговозраста Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том , как ненанести вред своему организму. Воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре.
3. Коррекционные технологии
Технология музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Все педагоги, музыкальный руководитель.
· Артикуляционная гимнастика   Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Со старшего возраста. Помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Логопед


Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Наши рекомендации