Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
· технологии сохранения и стимулирования здоровья;
· технологии обучения ЗОЖ;
· коррекционные технологии.
В группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Особое внимание обучению дошкольников уделяется основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Особенности методики проведения |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
Динамические паузы (физкультминутки) | Во время занятий 2-5 мин, по мере утомляемости детей во всех возрастных группах | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз. Дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. | Все педагоги детского сада |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степенью. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения, В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Воспитатели, инструктор по физической культуре. |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов). Звуки природы | Воспитатели, инструктор по физической культуре, психолог. |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особеннос речевыми проблемами. Проводится в любой удобной отрезок времени ( в любое удобное время). | Воспитатели, логопед, инструктор по физической культуре. |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время с младшего возраста. | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведение процедуры. | Все педагоги |
Гимнастика пробуждения | Ежедневно после дневного сна, 5 – 10 минут во всех возрастных группах. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам. Легкий бег из спальни, в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. | Воспитатели, инструктор по физической культуре. |
Гимнастика корригирующая, ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы во всех возрастных группах | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорнодвигательного аппарата | Воспитатели, инструктор по физической культуре. |
Оздоровительный бег | Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке | Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. | Воспитатели, инструктор по физической культуре. |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
· Утренняя гимнастика | · проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. | Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Воспитатели, инструктор по физической культуре. |
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивно-музыкальном зале. Все возрастные группы. Ранний возраст – в групповой комнате или физ. Зале – 10 минут. Младший возраст – 15-20 минут. Средний возраст 20 -25 минут, старший возраст – 25 -30 минут. | Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Воспитатели, инструктор по физической культуре. |
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья») | При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Для всех возрастных групп. | Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. | Все воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФК |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшеговозраста | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том , как ненанести вред своему организму. | Воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре. |
3. Коррекционные технологии | |||
Технология музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах. | Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. | Все педагоги, музыкальный руководитель. |
· Артикуляционная гимнастика | Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Со старшего возраста. | Помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. | Логопед |
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.