Символико-моделирующие виды деятельности
Сюжетно-ролевые игры:
• стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;
• самостоятельно организует предметно-игровую среду;
• в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач;
• действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь отправляемся в путешествие»);
• использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми;
• индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.
Режиссерские игры:
• берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;
• создает и проигрывает целостные сюжеты;
• удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь.
Народные игры:
• четко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполнения («Ручеек»,
«Бояре», «Колечко» и др.);
• испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т.д.).
Дидактические игры:
• стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта);
• умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия действия).
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):
• в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы;
• речь (замысел) предвосхищает создание рисунка;
• использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.);
• создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других).
Конструирование:
• создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;
• применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки,
образцы и др.);
• пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лишнего для получения новой целостности);
• проявляет интерес и участвует в подборе материалов и создании разных поделок художественного характера в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.).
Самообслуживание и элементы труда
• распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате;
• владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.);
• стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.).
Общение
Общение со взрослым: • инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других
детей;
• поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.);
• умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
• в общении проявляет уважение к взрослому.
Общение со сверстниками:
• способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья);
• проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности;
• умеет договариваться со сверстниками;
• проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).
Речь:
• свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;
• может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);
• употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения;
• использует речь для планирования действий;
• понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии);
• свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;
• проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений;
• по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.);
• рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
• имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).
Познавательное развитие
Ориентировка в окружающем:
• знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес;
• имеет представление о России как своей стране;
• узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн);
• интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);
• имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных;
• имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.);
• знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.);
• имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько
профессий, сказать, что этот человек делает;
• ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);
• понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.);
• обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.
Экспериментирование:
• проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность;
• находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий
поискового характера;
• устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.).
Развитие обобщений:
• обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы);
• объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим
понятием (одежда, мебель, посуда и др.);
• имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры);
• владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).
Эмоциональные проявления
• инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.);
• хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха);
• способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя;
• проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.);
• с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается;
• осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
4.2. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе