Опишите и сравните основные методы оценки работников и руководителей.
Что по этому поводу говорил Моргунов в своих презентациях, предыдущее из его учебника.
Междисциплинарные различия и уровни оценок
· Финансово-экономические критерии эффективности управления (макро-уровень)
· Социальные и социально-психологические критерии эффективности управления (мезо-уровень)
· Поведенческие критерии эффективности управления (микро-уровень)
Аналитические процедуры
· Описание работы (JobDescription) – перечень основных и вспомогательных действий, выполняемых менеджером совместно с подчиненными
· Спецификация работы (JobSpecification) – перечень основных функций, реализуемых менеджером в ходе выполнения работы
· Хронографический анализ работ, выполняемых менеджером и его подчиненными
· Рефлексивный анализ управленческой деятельности
Влияние анализа работы менеджера на другие процессы в организации
· Разработка требований к менеджеру и кандидату на должность
· Разработка должностных инструкций
· Оценка и аттестация менеджеров
· Разработка программ обучения менеджеров
· Разработка программ профессионального развития
Методы анализа управления как работы
· Наблюдение, регистрация
· Интервью
· Анкеты
· Самоанализ (трудовой метод)
· Анализ ошибок
· Хронометраж
· Моделирование взаимодействия
· Контрольные карты
Оценка управленца при отборе и продвижении
Документы претендента Интервью
Структ.интервью Рекоменд.начальника
Неструктур.интервью Задания
Пробные работы Мнение коллег
Мед. экспертиза Мед. экспертиза
Психофизиол.тест Пробные работы
Дополн.рекомендац Центр оценки
Центр оценки
Контрольныекарты (Position Analysis Questionnaire)
· Вместо уникальных разработок единая технология
· Что объединяет разные управленческие работы?
· Стадии переработки информации
· Технологическая среда
· Социальная среда
Структура PAQ
· Вход информации
· Процессы переработки информации
· Осуществление работ
· Межличностные взаимодействия
· Рабочая обстановка
· Прочие аспекты
Алгоритмический анализ процесса управления
· Поиск условий, изменяющих течение при определенных условиях
· Составление блок-схемы процесса
· Оценка напряженности процесса
· Снижение напряженности путем перепроектирования процесса
Инструменты оценки
· Опросник типов деятельности – TWO
· Анкета эффективности работы команды –TPQ
· Анкета управления командой – TMQ
· Вопросник по навыкам формирования связей - LSQ
37.Управленческое общение — это прежде всего коммуникация,передача информации. Содержание общения в отдельный момент может быть разным: от обсуждения новостей до решения деловых вопросов. В коммуникативном процессе выделяют две основные составляющие:текстовую и личностную. В разных видах управленческой деятельности они представлены в неравной мере.
Существует несколько классификаций видов управленческого общения.
Первая: формальные и неформальные виды управленческого общения. Несмотря на кажущуюся простоту, данная классификация применительно к организации весьма расплывчата, потому что руководитель, даже когда он общается неформально, в глазах своих подчиненных всегда остается руководителем. И в неформальной обстановке, например, на дружеской вечеринке, он всегда остается «первым среди равных». Он и в подобной ситуации пытается определить сильные и слабые стороны своих сотрудников, и они делают то же самое по отношению к шефу, что вполне нормально. Любое его действие будет обсуждаться коллегами и подчиненными, и психологи считают очень хорошим показателем тот факт, если подчиненные раскритикуют не каждое действие руководителя.
Вторая классификация подразделяет виды управленческого общения на индивидуальные и групповые. К индивидуальным видам относятся беседы при приеме на работу, при увольнении, при делегировании, при контроле и т. д.). К групповым — совещания, переговоры, публичные выступления и т. д. Индивидуальные и групповые виды отличаются друг от друга количеством участников, формой организации и проведения и целями.
Третья классификация есть своего рода гибрид двух первых. Ее сторонники выделяют следующие группы управленческого общения:
1) индивидуальные формальные;
2) индивидуальные неформальные;
3) групповые формальные;
4) групповые неформальные. Управленческое общение — это, прежде всего, коммуникация, передача и принятие различного рода сообщений. В процессе коммуникации руководитель использует различные информационные потоки
Информационные потоки — это пути передачи информации, обеспечивающие существование социальной системы (предприятия учреждения), внутри которой они двигаются. Это процессы передачи информации для обеспечения взаимосвязи всех звеньев социальной системы. Существует два вида информационных потоков:
1) горизонтальные — между равными по служебному положению и статусу работниками или группами работников, например, между начальниками отделов;
2) вертикальные — между работниками или группами работников, находящимися на различных уровнях иерархии, например, между начальником и подчиненным.
В свою очередь, вертикальные информационные потоки подразделяются на нисходящие (от руководства к рядовым работникам по иерархии) и восходящие (от нижестоящих работников к вышестоящим).
Каждый вид информационных потоков имеет свои психологические особенности.
Горизонтальные информационные потоки чаще всего имеют неформальный характер. Горизонтальные информационные потоки являются самыми эффективными с коммуникативной точки зрения. В них сохраняется примерно 90% сведений, то есть потеря информации при передаче таким путем минимальна. Объясняется это тем, что людям, находящимся на одном уровне служебной иерархии, психологически легче понять друг друга, ведь они решают однотипные задачи и сталкиваются со сходными проблемами.
Вертикальные нисходящие информационные потоки могут быть и формальными, и неформальными. С точки зрения их коммуникативной эффективности, ситуация выглядит следующим образом: чем больше передаточных звеньев проходит нисходящая информация, тем больше она теряется и изменяется. Идет объективный процесс искажения полученных сведений. В практической работе менеджер должен исходить из того, что каждое передаточное звено «забирает» до 50 % поступающей информации. Парадокс заключается в том, что информация, получаемая сверху, не утаивается, и не искажается кем-то специально или сознательно; просто полноте передачи препятствуют коммуникативные барьеры. При нисходящих информационных потоках наблюдается эффект «испорченного телефона». Содержание информации передается при помощи языка, и при этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке «капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты»
Вертикальные восходящие информационные потоки крайне редко бывают неформальными. Но искажение информации в таком потоке может достигать 90 %, потому что информация, которая в нем содержится, меньше всего анализируется. Если на предприятии, в фирме или учреждении специально не организован приток идей снизу, значит, возможности для его инновационного развития значительно ограничены. И, наоборот, хорошо налаженный процесс поступления идей от подчиненных в значительной степени повышает эффективность работы предприятия.
Существует несколько способов организовать восходящий информационный поток. Однако главное стратегическое направление состоит не в усилении интенсивности, а в установлении конфиденциальности, потому что неформальная, конфиденциальная информация меньше всего искажается. Для улучшения восходящих потоков используют:
1. Систему действий, обозначаемых термином «политика открытых дверей». Это готовность руководителя любого ранга выслушивать предложения рядовых работников. Девиз такой политики: «Двери моего кабинета всегда для вас открыты». Для упорядочения такого рода контактов используют следующие приемы:
— Установить время встречи («Это очень интересная идея, но я сейчас занят. Заходите ко мне завтра в 14.00 и потолкуем, хорошо?»).
— Использовать письменные формы изложения информации («Мне нравится эта идея. Изложите ее в форме служебной записки или в свободной форме, и тогда мы дадим делу ход. К какому сроку вы сможете это сделать? Отлично, я жду...»).
— Оценить и поощрить конкретные деловые высказывания («В этом есть смысл, но что вы предлагаете конкретно?»).
2. Систему действий, называемую «выведением управления за пределы кабинета». Эта система называется еще «видимым управлением», «управлением путем обхода рабочих мест». Обход предприятия, учреждения — хороший способ познакомиться с положением дел непосредственно. Однако не следует делать это часто. Важна не частота, а регулярность. Модифицированный способ «видимого управления» получил название «список личных событий сотрудников за 24 часа». Суть его состоит в том, что шеф использует какие-то события в личной жизни подчиненных (дни рождения, свадьбы и т. д.), чтобы проявить к ним внимание: сам поздравляет их.