Измерение ОК по Д.Д. Калкинсу (2004)
1) Определить список наиболее важных ценностей
2) Проранжировать списки
3) Определить коэффициенты корреляции между списками
4) Общая высокая корреляция – сила, низкая общая корреляция – слабость, группировки высоких корреляций – раздробленность.
Изменения организационной культуры
· Разрыв в культуре
– Различия между провозглашенными и реальными нормами и ценностями
· Ролевое и символическое лидерство
– Провозглашение новых ценностей
– Интенсивная групповая работа по изменению иерархии ценностей
– Воздействие на поведенческий уровень
Интеллектуальный капитал организации и управление знаниями.
Управление знаниями — дисциплина, которая основана на интегральном подходе к созданию, накоплению, и, в некотором смысле, управлению знаниями, хранящимися в виде документов различного рода, а также знаниями, принадлежащими сотрудникам предприятия.
Информация | Знания |
Не упорядочены Не проверены Фактические данные Не касаются неопределенности Не образуют субъектной структуры Мало влияют на поведение | Систематизированы Проверены практикой Концепты, законы Снимают неопределенность Образуют субъектную структуру Значительно влияют на поведение |
Социальные основы УЗ
Материальное производство становится вторичным по отношению к производству информации и знаний.
Первое свойство: работник знаний владеет своими собственными «средствами производства»: интеллектом, памятью, знаниями, инициативой, личным опытом, которое обычно называют «скрытым».
Социальные основы УЗ
Работодатели озабочены тем, как и каким образом отчуждать эти скрытые знания и превращать их в «явные», зафиксированные и перенесенные на те или иные типы носителей.
Вторая особенность. Работник знаний — это обычный соучастник общего корпоративного дела, продуктом которого являются знания. Отсюда очевидна необходимость в создании технологического обеспечения данной категории работников
Экономические корни УЗ
Явной корреляции между размером инвестиций в информационные технологии и прибыльностью предприятия не существует.
Сами по себе технологии не прибыльны — прибыль приносят операции над знаниями.
Технологические корни УЗ
Пять волн развития информационных технологий:
· Фортран, Кобол, перфокарты;
· мэйнфреймы, OS-360, PL/1;
· миникомпьютеры, Unix, Cи;
· MS-DOS, Windows, ПК, СУБД, локальные сети;
· Internet, электронная почта, Intranet
Три уровня применения компьютеров:
· Computation – выполнение вычислений;
· Communication – это, прежде всего, Сеть и все, что с ней связано;
· Cognition — еще только зарождающийся уровень, ориентированный на поддержку мыслительной, интеллектуальной деятельности.
Технологии, поддерживающие УЗ
· Добыча данных и текстов (Data mining, Text Mining) — распознавание образов, выделение значимых закономерностей из данных, находящихся в хранилищах или входных или выходных потоках. Эти методы основываются на статистическом моделировании, нейронных сетях, генетических алгоритмах и др.;
· Системы управления документооборотом (Document management) — хранение, архивирование, индексирование, разметка и публикация документов;
· Средства для организации совместной работы (Collaboration) — сети intranet, технологии группой работы, синхронные и асинхронные конференции, Skype;
· Корпоративные порталы знаний;
· Средства, поддерживающие принятие решений (Decision support) — экспертные системы, системы, поддерживающие дискуссионные группы и т.д.
Основания популярности УЗ
Классификация функций предприятия:
А — первичная деятельность: изготовление конкретных изделий (например, автомобилей) или сервис (например, медицинское обслуживание);
B — вторичная деятельность, направленная на улучшение основной функции;
С — деятельность, направленная на совершенствование функции B.
Технологии УЗ
Работа с информацией | Работа со знаниями | |
Человек- Человек | Электронная почта, телеконференции | Телеконференции, Skype |
Человек- Компьютер | Системы документооборота, базы данных | Экспертные системы, системы поддержки решений |
Компьютер- компьютер | Добыча данных и текстов | Нейронные сети, интеллектуальные агенты |