Средства социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.(по КОЗЛОВОЙ)
Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенкадошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой (см. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 1998; Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному .миру. — М.. 2000: Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. //Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. -М., 2001 ).
Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире,начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью,с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.
Социализация рассматривается С.А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптацияк социальному миру; принятиесоциального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовыватьсоциальную действительность и социальный мир.
Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя. Задача педагога — сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе («Я» физическое. «Я» эмоциональное и др.).
В процессе социализации заложено и противоречивое понимание соотношения национального и планетарного компонентов. Позиция С.А. Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и уважение к другим людям, умение проявлять терпимость к детям и взрослым независима от социального происхождения, расовой, национальной принадлежности, языка, пола, возраста. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля, должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.
Таким образом, методологическая часть концепции социального развития личности ребенка дошкольного возраста, включает следующие понятия:
- исходная направленность на человека;
- первичность эмоционального восприятия социального мира;
- познание себя как осознания, нахождения своего места в мире людей;
- овладение ценностями мира, чтобы реализовать себя в нем;
- социализация как процесс триадности.
Концепция содержит технологическую часть.Включающую в себя несколько положений:
-процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);
-социализация - процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.
Данная концепция реализована в программе С.А. Козловой «Я — Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. — М., 1996, а также в методических рекомендациях (см. Козлова С.А., Князева О.А.. Шукшина СЕ. Мой организм.- М., 2000).
Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки» (2001), специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.
Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия ко взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма — любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.