Православная культура: сущность и формы
Уясняя сущность православной культуры и феноменологию этого явления, следует учитывать прежде всего то, что именно православие является духовнообразующим, историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу.
История православия, а следовательно, и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Все семь вселенских соборов проходили именно на греческом, византийском Востоке, латинские же иерархи Запада лишь соглашались с тем, что им предлагалось.
Православный Восток сформировал высочайшую в истории человечества духовную культуру, явленную сотнями святых Православной Церкви. Важнейший вклад в развитие этой культуры внесло русское православие. Русские святые, многие из которых почитаются всеми церквями: Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, – стали подлинными образцами духовной жизни.
Православие сформировало христианскую систему нравственных ценностей, основанных на подлинной любви, в отличие от юридических основ нравственности западно-европейского христианства.
Именно православные богословы обеспечили синтез античной философии и библейского откровения. Практически все Отцы Церкви были блестящими знатоками языческой философии, а византийская христианская культура включала в качестве составляющей и античное наследие. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
В свое время о. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств» – с еще большим основанием это словосочетание характеризует православную культуру в целом. В отличие от протестантов, православные производят свою веру не только «от слышания», истины христианства они воспринимают буквально всеми органами чувств, вплоть до обоняния, а это в свою очередь предполагает вовлечение в культурную деятельность и всех видов искусств – от монументального до прикладного.
За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал, поэтому лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов; это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство – богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, традиции которого живы до сих пор.
Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром православия и со значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры. Этот курс вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру. При этом крайне важно сохранить органичное единство знаний о православии, не ограничиваться только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае в тени останется сам смысл и содержание этих художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли».