Vi. паспортизация школьных музеев
Статус «школьный музей» присваивается Министерством образования Российской Федерации.
В Пермской области при министерстве образования создана постоянно-действующая комиссия по смотру и паспортизации школьных музеев, председателем которой является директор областного центра детского и юношеского туризма. Комиссия знакомится с каждым вновь созданным школьным музеем, составляет акт исследования, в котором дается квалифицированная оценка его деятельности. В случае положительного заключения заполняется учетная карточка установленного образца (2 экз.). В случае отрицательного заключения комиссия указывает на конкретные недостатки и дает рекомендации по их устранению.
Требования к экспозиции, претендующей на звание «школьный музей»:
-наличие фонда подлинных материалов, зарегистрированных в книге учета основного фонда (инвентарная книга);
-наличие оформленной экспозиции, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающей содержание избранной темы;
-обеспечение условий сохранности собранного материала;
-наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагога систематическую поисково-собирательскую и исследовательскую работу;
-охрана и пропаганда памятников истории и культуры, природы родного края;
-культурно-образовательная деятельность музея.
Музейная документация:
- Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея
- Текущий и перспективный планы работы музея
- Книга учета основного фонда (инвентарная книга)
- Книга учета научно-вспомогательного фонда
- Тематико-экспозиционный план
- Картотека
- Книга учета массовых мероприятий
- Книга отзывов
- Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.:
План работы школьного музея состоит из следующих разделов:
1. Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном воду.
2 Работа со школьным активом музея.
Организация и порядок обучения актива основам музееведения Участие активистов в музейной работе в масштабе района (города), области, России. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.
3. Научно-исследовательская работа.
Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, улицы, микрорайона или о конкретном человеке - директоре учебного заведения, учителе, бывшем ученике; о боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Темы могут быть разнообразными в зависимости от профиля музея.
4. Поисково-собирательская работа
Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осенне-зимние и весенне-летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.
5. Научно-экспозиционная работа
Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.
6. Работа с фондами
Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.
7. Методическая работа
Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.
8. Издательская деятельность
Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др.
9. Экскурсионно-массовая работа
График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.
В городах, где есть государственные музеи, создаются районные (городские) комиссии по смотру и паспортизации школьных музеев, в состав которых входят представители органов управления образованием, специалисты государственных, музеев, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, объединений краеведов. Районная (городская) комиссия знакомится с деятельностью школьного музея, заполняет соответствующие документы (акт обследования, учетная карточка) и направляет их в областной центр детского и юношеского туризма
Через каждые пять лет музей должен подтверждать звание «школьный музей», о чем комиссия делает соответствующие записи в паспорте и учетной карточке.