Феномен организационной власти: классификация оснований власти. Модели применения и методы использования организационной власти.

Под основаниями власти понимаются источники властвования, средства, которые используются для воздействия на объекты с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти — это ее потенциальные основания, т. е. средства, которые в принципе могут быть использованы.

^ 6 оснований власти:

1. Власть поощрения. Люди готовы изменять свое поведение, если они ожидают, что это поможет им более полно удовлетворять свои потребности (больше заработать, продвинуться по службе и т.д.). Поэтому тот, кто имеет право и возможности контролировать распределение благ и привилегий, обладает властью и может влиять на поведение людей, для которых эти поощрения представляют ценность.

2. Власть силы (насилие). Этот вид власти основан на страхе. Индивид подчиняется такой власти из страха перед теми негативными последствиями, к которым может привести неповиновение. Данная власть поддерживается применением или угрозой применения физического насилия, причинением боли, лишением свободы или возможности нормального удовлетворения базовых потребностей.

3. Должностная власть. Формальное положение (должность), которое занимает менеджер в организации, обеспечивает его возможностью влиять на поведение подчиненных, а также предполагает обязанность последних подчиняться и согласие быть руководимыми. Эта власть – законная власть.

4. Экспертная власть. «Знание — власть». Работник, обладающий глубокими профессиональными знаниями и навыками, приобретает реальную власть: от его мастерства, опыта и знаний зависит работа машин и технических комплексов, соблюдение юридических норм и правопорядка и т. д. Чем уникальнее и незаменимее знания и мастерство работника, тем большей властью он обладает. И от того, как он распорядится этой власть, зависит очень многое.

5. Референтная (харизматическая) власть. Желание индивида быть похожим на другого человека, стремление имитировать его поступки и поведение, ориентация на его мысли, признание ценными его целей и планов — все это дает тому, кто является примером для подражания, реальную возможность изменять представления, аттитюды и поведение других людей. Если менеджер обладает референтной властью, его подчиненные будут воспринимать поставленные им цели как свои собственные.

6. Информационная власть. Люди постоянно нуждаются в самой различной информации. Менеджер во многом контролирует доступ к ней своих подчиненных. Регулируя поток информации, он может влиять на их поведение. Характер деятельности людей, их мотивация и аттитюды, так же, как и принятие ими тех или иных решений, в значительной степени зависят от информационной поддержки, и тот, кто контролирует доступ к информации, обладает реальной властью.

11.Дифференцированная классификация оснований власти. Взаимосвязь оснований власти. Косвенные методы влияния.

Власть насилия и власть вознаграждения: личностная и безличная формы. В исходном варианте власть насилия и вознаграждения рассматривалась с точки зрения значимых наград и реальных физических угроз — угроз увольнения или лишения свободы, обещания денежных вознаграждений и т.д. Однако эти виды власти могут проявляться не только в безличной форме, но и в том, как протекает непосредственное взаимодействие между людьми.

Одобрение со стороны человека, которого мы любим, может выступать в качестве значительно большего вознаграждения, чем, например, денежное вознаграждение. Аналогичным образом, отчуждение или неодобрение со стороны индивида, которого мы высоко ценим, может рассматриваться как источник насильственной власти.

Разновидности легитимной власти: должность, взаимность, справедливость, ответственность. Частные проявления должностной (легитимной) власти:

1) Формальная легитимность основана на структурных взаимосвязях между субъектом и объектом власти. Применение легитимной власти сопровождается использованием таких выражений, как «ты должен», «ты обязан», «тебе следует», «от тебя требуется» и т.п.

2) Легитимная власть взаимности подчеркивает взаимные обязательства между субъектом и объектом власти: «Я сделал это для тебя, поэтому ты должен сделать определенные вещи для меня».

3) Легитимная власть справедливости основана на обоснованном, часто неформальном праве субъекта власти ожидать повиновения от объекта власти: «Я работал напряженно, страдал и испытывал лишения, поэтому у меня есть право требовать, чтобы ты сделал это».

4) Легитимная власть ответственности и зависимости основывается на моральных обязательствах, в соответствии с которыми каждый из нас обязан помогать людям, полностью зависящим от нас или не способным позаботиться о себе самостоятельно.

Экспертная власть и референтная власть: положительные и отрицательные формы. Следуя референтной власти, человек может что-либо выполнять в силу того, что идентифицирует себя с субъектом власти или чувствует с ним некое единение. Это может быть следствием восхищения субъектом власти и рассмотрения его в качестве идеальной ролевой модели и т. д. Экспертная власть и референтная власть могут иметь не только положительное значение.

Информационная власть: прямая и косвенная формы. Информационная власть, или убеждение, основывается на информации или логических доводах, которые субъект власти может предложить объекту власти с тем, чтобы добиться изменения поведения последнего. Однако нередко влияние информации бывает более эффективным, если она представлена не «в лоб», а косвенно.

^ Любое основание власти в своей глубине обусловлено страхом, связанным с возможностью использования ресурса принуждения или насилия.

20. Управление стратегией организации. Стратегическое управление и планирование. Типы стратегий бизнеса (П. Котлер). Применение SWOT- анализа при разработке стратегии.

Стратегии развития бизнеса (По Ф.Котлеру)

Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: 1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение фирмы внутри отрасли; 5) технология.

^ Стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают остальные элементы: отрасль; положение фирмы внутри отрасли; технологию. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

• стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий;

• стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта (SAP, IBM, РОЛЬФ);

• стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке (Сoca-Cola, Danone).

^ Стратегии интегрированного роста. Это такие стратегии бизнеса, которые связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:

• стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение.

• стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Данный тип интеграции очень выгоден, когда посреднические услуги очень расширяются или же когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

^ Стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие:

• стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения;

• стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой;

• стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

^ Стратегии сокращении(или оборонительные стратегии). Реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства.

SWOT – сильные, слабые стороны, возможности, угрозы.
Метод состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации, определения ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Матрица SWOT-анализа строится на 2-х векторах: состояние внешней среды – горизонтальная ось и состояние внутренней среды – вертикальная ось.
Каждый вектор разбивается на 2 раздела – уровня состояния:
1) возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды;
2) сила и слабость потенциала фирмы.
На пересечении 4 поля:
1) сила – возможности;
2) сила – угрозы;
3) слабость – угрозы;
4) слабость – возможности.
Суть метода – идентифицировать факторы, разместить их так, чтобы концентрация факторов подсказала пути решения проблемы:
1 этап: заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации;
2 этап: сравнительный анализ сильных сторон и возможностей, слабых сторон и угроз.

Признаки систем управления:
- Наличие обмена информации между элементами.
- открытость систем.
- наличие целеуправления и общего подхода к формированию управляющих воздействий, обеспечивающих наилучшее достижение поставленной цели в соответствии с заданными или сформированными в процессе управления критериями эффективности.
- наличие некоторого множества допустимых линий поведения системы их которых выбирается наиболее предпочтительные.
- наличие характерных определенных структур, отражающих контуры управления.
- наличие иерархической организации.
Схема анализа любой системы управления основана на исследовании свойств и взаимодействия отдельных элементов.
Схема синтеза любой системы управления основана на формирование системы с заданными свойствами, путем объединения материальных объектов, информации и энергии.

Технические системы имеют следующие особенности:
- четко определенную цель
- отсутствие человека в контуре управления с его социально-психологическими особенностями.
-достаточно высокую определенность входных данных и возможность формализации процессов функционирования с использованием моделей.

Человеко-машинные системы:
- наличие множества частных целей управления, формируемых вышестоящими органами управления.
- необходимость учета психологических особенностей человека.
- неопределенность исходных данных и невозможность адекватного описания процессов функционирования с использованием моделей.
- большое число и разнообразие подсистем.

Особенности организационных систем:
- возможность самостоятельного формирования целей и способность к самоорганизации.
- необходимость учета в процессе управления политических, социальных, экономических факторов.
- высокая неопределенность исходных данных, невозможность прогнозирования всех факторов, влияющих на процесс управления.
- основная роль человека при принятии решения и организации его выполнения, что определяет субъективный характер процесса управления и связанные с этим ошибки.
- большое число и разнообразие связей и отношений между органами управления, отсутствие четких границ между управляющее системой и объектом управления.

Понятия: элемент, структура, свзяь, среда, вход,движение.
Классификация: По природе элементов:
- Реальные (физические) - Абстрактные –
По происхождению:
- Естественные - - Искусственные - По длительности существования:
- Постоянные
- Временные
По изменчивости свойств:
- Статические - - Динамические –
По отношению к внешней среде:
- Открытые - - Закрытые
По реакции на возмущающие воздействия:
- Активные - - Пассивные.
По характеру поведения:
- С управлением – - Без управления (по определенным законам)
По степени сложности:
- Простые - - Сложные Большие -
По степени участия людей в реализации управленческого воздействия
- Технические системы - - Человеко-машинные Организационные (социальные)
Типы системных представлений: Макроскопическое, Иерархическое, Микроскопическое, Процессуальное, Функциональное.
Методы проектирования структур: аналогий, экспертно аналитический, структуризации целей.
Принципы анализа и синтеза: физичности, моделируемости, целенаправленности.

Стратегические цели и миссия организации. Требования, предъявляемые к заявлению о миссии. Предназначение миссии.

Миссия организации является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой мисси

Миссия организации является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Однако с течением времени, миссия постепенно затирается, так как компания разрабатывает новые товары и завоевывает новые рынки.

Во многих компаниях разрабатываются официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения общих целей компании.

Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров («Мы делаем мебель») или используемой технологии (Мы разрабатываем программное обеспечение»). Но формулировка миссии компании должна быть ориентированной на рынок.

Определение деятельности с точки зрения рынка лучше, чем определения с точки продукции или технологии. Товары или технологии рано или поздно все равно устаревают, а основные потребности рынка могут остаться прежними навсегда. Миссия, ориентированная на рынок, определяет деятельность компании с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей покупателей. Именно поэтому компания Rolls-Royce утверждает, что занимается мощностью, а не реактивными двигателями. Фирма

Visa предоставляет не кредитные карточки, а возможность клиентам обменивать ценности даже не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде.

При определении миссии руководству компании следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости.

Миссия должна быть:

. Реалистичной. Например, российская авиакомпания «KrasAir» наверняка обманывала себя, если бы определяла свою цель как превращение в крупнейшую авиакомпанию мира.

. Конкретной. Она должна подходить именно к этой компании и ни к какой другой. Во многих формулировках миссии преследуют рекламные цели, зачастую упуская из виду конкретные действенные ориентиры. Формулировка типа «Мы хотим стать ведущей компанией в данной области промышленности, производя товары высшего качества по самым низким ценам и, обеспечивая лучшее обслуживание» звучит хорошо, но она полна обобщений и противоречий. Она не поможет компании в принятии конкретных решений.

. Основываться на специфических особенностях. Компания «Bang&Olafsen» владеет технологией для производства микрокомпьютеров, однако внедрение на этот рынок, не позволит ей реализовать ее основные преимущества: особый стиль, высококачественная аудиотехника и эксклюзивное распространение.

. Стимулировать. Миссия должна заставлять людей поверить. Она должна вызывать у людей заинтересованность, а не равнодушие. Не следует формулировать миссию компании как увеличение продаж или прибыли: в конце концов прибыль – всего лишь награда за осуществление полезной деятельности. Сотрудники компании должны чувствовать, что их работа важна и облегчает жизнь клиентов. Для примера можно сравнить миссии двух компьютерных гигантов: IBM и Apple. Когда продажи IBM достигли 50 миллиардов долларов, президент Джон Эйкерс заявил, что цель IBM состоит в том, чтобы стать к концу столетия компанией с объемом продаж 100 миллиардов долларов. В то же время долгосрочной целью компании Apple было объявлено – предоставление компьютерных технологий каждому человеку.

Миссия компании Apple в данном случае является более стимулирующей, нежели миссия IBM.

Зачастую прозорливость помогает определить наилучшую миссию. Так президент

SonyАкиоМорита хотел, чтобы каждый человек имел доступ к “ персональному переносному звуку”, и его компания создала мини-плейер Walkman, который можно носить с собой. История бизнеса насчитывает массу таких примеров удачного предвидения потребностей рынка.

Формулировка миссии компании должна отражать предвидение компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет.

Компаниям не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Такая ситуация сложилась у компании Kodak, когда текущие события заставили фирму серьезно задуматься над своей миссией. В 90-х из-за проблем с представителями внешней среды компании Siemens, немецкому электронному гиганту, пришлось пересмотреть свою стратегию.


Наши рекомендации