Бихейвиористский подход к поведению (И.Павлов, Д.Уотсон, Б.Ф.Скиннер)
Поступки личности с точки зрения научения - накопленный набор изученных моделей поведения (открытые действиям человека, как производными жизненного опыта). Внешнее окружение - ключевой фактор поведения.
Принципы научения, системы организационного вознаграждения и методики управления поведением, основанные на бихейвиористском подходе, уходят своими корнями к работам Ивана Павлова и Джона Уотсона.
Беррес Фредерик Скиннер довел их идеи до логического конца. Воздействие окружающей среды формирует поведение, оно определяется возможностью подкрепления из окружающей среды. Для того, чтобы объяснить поведение нужно проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями.
Основные принципы научения ( бихейвиторизм):
· Закон упражнения (повторения) и ассоциации (Дж.Б.Уотсн)
· Теория классического обусловливания (научения - И.Павлов)
· Закон эффекта Э.Торндайка (результат научения) - если действие было успешным и привело к награде, то этот факт, вероятно, приедет к повторению поведения.
Основное внимание на воздействии стимулов - обучение происходит только тогда, когда возникает ответствующая причинно-следственная вязь между стимулом к поведению и реакцией на него.
Бихейвиохистские связи: «Стимул- Реакция», «Реакция – Стимул» - теориии подкрепления научения.
Связь «Стимул – Реакция» - классическое обусловливание (респондетное научение)
Респондентное поведение физически обусловлено и подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, который всегда предшествует во времени
И.Павлов проделал классические эксперименты, на основании которых сделал вывод о том, что часть человеческого поведения связана с наличием связи «Стимул – Реакция».
Лабораторные исследования показали, как инстинктивные рефлексы (выделение слюны) могут быть обусловлены в ответ на заданную ситуацию и новый стимул.
Классическое обусловливание - процесс, в ходе которого, первоначально нейтральный стимул в сочетании с безусловным стимулом становится обусловленным стимулом – раздражителем, который и вызывает обусловленную реакцию.
Классическое обусловливание у людей - Уотсон и Райне доказали ключевую роль классического научения в формировании таких психических реакций, как страх или тревога.
Этот механизм отражает лишь небольшую часть обучения человека, только ответные, рефлекторные формы поведения (непроизвольные реакции, вызываемые внешними раздражителями).
Связь «Реакция – Стимул» инструментальное (оперантное) обусловливание поведеия.
Теория классического научения подчеркивает важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Большинство поведенческих форм человека невоможно так объяснить - его поведение не связано с известными стимулами (работа, чтение и т.д.). На поведение воздействуют стимулы, которые возникают в качестве его последствия.
Скиннер отрицал автономность поведения, его зависимость от внутренних факторов и процессов. «Существование независимого человека связано с нашим невежеством и он теряет свою автономность чем больше мы узнаем о его поведении».
Поведение можно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение - значит его проконтролировать и наоборот. Человек - сложная, но все же машина. Наука о поведении ничем не отличается от другой естественной науки. Ее цель - предсказать и проконтролировать открытое поведение.
Наука развивается от простого к сложному, поэтому логично изучать поведение на более примитивных существах (животные)- это позволит легче раскрыть основные процессы и принципы поведения.
Функциональный анализ поведения устанавливает обусловленные отношения между открытым поведением (реакцией) и условиями окружающей среды (стимулами), их контролирующими. Эти переменные существуют независимо и определимы количественно.
Причинно-следственные отношения, проистекающие из функционального анализа, становятся общими законами науки о поведении.
Практическая цель- манипулирование переменными окружающей среды (независимыми) ,которые позволят делать прогноз, а затем и изменение поведенческой реакции (зависимые переменные).